ТЕМА. Круг. Окружность
Цели и задачи урока:
- расширение геометрических понятий учащихся;
- познакомить учащихся с новыми понятиями: круг, окружность, радиус;
- учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности при соблюдении правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- развитие памяти, логики и наглядно – образного мышления учащихся;
- воспитание трудолюбия, внимания и дисциплинированности учащихся на всех этапах урока.
Оборудование: - учебник по математике 3 класс 1 часть; составители М. И. Моро,М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова;
- модели геометрических фигур;
- циркули;
- рисунки колеса, часов, монетки, тарелки и т. д;
- индивидуальные карточки с геометрическим материалом;
- презентация «Круг. Окружность».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
СЛАЙД № 2
II. Актуализация знаний.
1.Математический диктант.
СЛАЙД № 3-15
СЛАЙД № 16-17 ПРОВЕРКА М.Д.
2.Геометрический материал.
СЛАЙД № 18
-Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране «Геометрии».
А) - Что изучает наука геометрия?
• Ответы детей: различные геометрические фигуры и действия с ними.
Б) –Какие геометрические фигуры вы знаете?
СЛАЙД № 19
• Дети называют фигуры, а на экране демонстрируются образцы.
В) -Дайте определение квадрата; прямоугольника; треугольника.
• Учащиеся отвечают выученные определения геометрических фигур:
- треугольник – геометрическая фигура, в которой три угла и три стороны;
- квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;
- прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.
-Молодцы, ребята! Мы с вами знаем много геометрических фигур и умеем с ними работать.
3. Работа с раздаточным материалом
СЛАЙД № 20
А) – Посмотрите на экран.
-Какие геометрические фигуры вы видите?
· Дети перечисляют фигуры, которые видят на рисунке: круг, треугольники, прямоугольники, квадрат.
-Сколько прямоугольников (треугольников) вы видите?
· Ответ детей: 4 прямоугольника и 4 треугольника.
4.Нахождение периметра и площади фигур (Инд.задания) Приложение № 1
СЛАЙД № 21 Задания.
II. Определение темы урока.
СЛАЙД № 22
1.- А теперь снова посмотрите на экран. С какой фигурой мы ещё не работали?
СЛАЙД № 23
· Ответ детей: мы ещё не работали с кругом
- Правильно ребята, продолжим нашу работу.
2.Работа с демонстрационным материалом.
-Итак, у каждого на парте круг. Мы знакомы с ним с детства.
-Какие предметы имеют форму круга?
· Дети перечисляют (колесо, часы, тарелка и т.д)
Вывод: Большое количество предметов, окружающих нас, имеют форму круга.
Предостеречь: шар - это другая геометрическая форма и показать для примера глобус и мяч. Можно использовать межпредметную связь с уроком окружающего мира: например солнце имеет форму шара. Коротко обсудить с детьми различие этих понятий.
3.Определение темы урока.
- Какова тема нашего урока?
· Ответ детей: тема нашего урока «Круг».
VI. Работа над новым материалом.
СЛАЙД № 24
1.Практич.работа
– Возьмите цветной карандаш и обведите границы вырезанного круга. Вот так: показ на доске.
- Что мы получили?
· Ответ детей: мы получили круг (если дети не догадались, что это по-другому называется окружность, то учитель сам говорит об этом).
Правило (вводится учителем)
СЛАЙД № 25
Границы круга в геометрии называют окружностью.
Вывод: - Что такое окружность?
· Учащиеся хором повторяют определение окружности.
2. Физминутка
СЛАЙД № 26
. Наши глаза, а вернее зрачки, тоже имеют форму круга. Они выполняют огромную работу и очень устают.
– А что надо делать, чтобы наши глаза не уставали?
• Ответы детей: нужно ежедневно делать специальную гимнастику для глазных мышц.
Сегодня я покажу вам несколько новых упражнений, которые позволяют глазам отдохнуть.( На экране).
-Теперь наши глаза отдохнули и снова готовы к работе.
3. Построение окружности с помощью циркуля.
СЛАЙД № 28 (Загадка)
– А теперь мы будем учиться строить окружность с помощью циркуля.
СЛАЙД № 29-31
А) описание циркуля:
СЛАЙД № 32
Б) Правила безопасности с циркулем.
- Прежде чем приступить к работе с циркулем вспомним правила безопасности.
СЛАЙД № 33
б) Руководство учителя. Практич. работа
-Возьмём циркуль и линейку, иголку циркуля приложим к 0, а ножку отодвинем на 2см.
- А теперь перенесём циркуль в тетрадь. Постарайтесь, чтобы острый конец циркуля стоял на одном месте и не сдвигался.
в) – там, где стояла иголка циркуля, поставим точку. Обозначим точку латинской буквой О.
Это центр окружности.
-Теперь поставим точку в любом месте окружности и обозначим латинской буквой «М». Соединим точки «О» и «М» при помощи линейки.
Отрезок ОМ – это радиус окружности.
Радиус окружности - это отрезок соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.
СЛАЙД № 34
- А теперь повторим эту работу. Поставим ещё одну точку в любом месте на окружности. Обозначим её «В», проведём отрезок ОВ.
-Что получили?
· Ответ детей: мы получили ещё один радиус.
-А теперь сравните два радиуса этой окружности. Какой вывод мы можем сделать?
· Ответ детей: они равны; сколько бы мы ни проводили таких отрезков, они все будут равны
Вывод: радиусы одной окружности равны.
ОМ = ОВ
- Итак, с какими новыми понятиями вы познакомились на нашем уроке?
· Ответы детей: мы узнали, что такое окружность, радиус; узнали, в чём различие круга и шара.
V. Закрепление нового м-ла
1.Уточнение новых понятий по учебнику.
а) Страница 94 – чтение нового материала.
СЛАЙД № 35
б)Повторение алгоритма раб. с циркулем.
СЛАЙД № 36
в)Самостоятельная работа ( начертить окружность радиусом 3 см)
СЛАЙД № 37
г) Упражнение. № 2 (стр. 94,.)-устно
СЛАЙД № 38
д) Задача №4 (с.95)-коллективно
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла
2) 25 : 5 = 5 (кг)
О т в е т: 5 кг масла из 25 кг семян.
VI. Итог урока.
СЛАЙД № 39 (карточки) Приложение № 2
- Какова была тема нашего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, где могут найти применение знания, полученные на уроке?
СЛАЙД № 40
VII.Домашнее задание. с.95, № 5, № ?
СЛАЙД № 41-42
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА»
ТЕМА. Круг. Окружность
Цели и задачи урока:
- расширение геометрических понятий учащихся;
- познакомить учащихся с новыми понятиями: круг, окружность, радиус;
- учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности при соблюдении правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- развитие памяти, логики и наглядно – образного мышления учащихся;
- воспитание трудолюбия, внимания и дисциплинированности учащихся на всех этапах урока.
Оборудование: - учебник по математике 3 класс 1 часть; составители М. И. Моро,М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова;
- модели геометрических фигур;
- циркули;
- рисунки колеса, часов, монетки, тарелки и т. д;
- индивидуальные карточки с геометрическим материалом;
- презентация «Круг. Окружность».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
СЛАЙД № 2
II. Актуализация знаний.
1.Математический диктант.
СЛАЙД № 3-15
СЛАЙД № 16-17 ПРОВЕРКА М.Д.
2.Геометрический материал.
СЛАЙД № 18
-Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране «Геометрии».
А) - Что изучает наука геометрия?
• Ответы детей: различные геометрические фигуры и действия с ними.
Б) –Какие геометрические фигуры вы знаете?
СЛАЙД № 19
• Дети называют фигуры, а на экране демонстрируются образцы.
В) -Дайте определение квадрата; прямоугольника; треугольника.
• Учащиеся отвечают выученные определения геометрических фигур:
- треугольник – геометрическая фигура, в которой три угла и три стороны;
- квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;
- прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.
-Молодцы, ребята! Мы с вами знаем много геометрических фигур и умеем с ними работать.
3. Работа с раздаточным материалом
СЛАЙД № 20
А) – Посмотрите на экран.
-Какие геометрические фигуры вы видите?
· Дети перечисляют фигуры, которые видят на рисунке: круг, треугольники, прямоугольники, квадрат.
-Сколько прямоугольников (треугольников) вы видите?
· Ответ детей: 4 прямоугольника и 4 треугольника.
4.Нахождение периметра и площади фигур (Инд.задания) Приложение № 1
СЛАЙД № 21 Задания.
Определение темы урока.
СЛАЙД № 22
1.- А теперь снова посмотрите на экран. С какой фигурой мы ещё не работали?
СЛАЙД № 23
· Ответ детей: мы ещё не работали с кругом
- Правильно ребята, продолжим нашу работу.
2.Работа с демонстрационным материалом.
-Итак, у каждого на парте круг. Мы знакомы с ним с детства.
-Какие предметы имеют форму круга?
· Дети перечисляют (колесо, часы, тарелка и т.д)
Вывод: Большое количество предметов, окружающих нас, имеют форму круга.
Предостеречь: шар - это другая геометрическая форма и показать для примера глобус и мяч. Можно использовать межпредметную связь с уроком окружающего мира: например солнце имеет форму шара. Коротко обсудить с детьми различие этих понятий.
3.Определение темы урока.
- Какова тема нашего урока?
· Ответ детей: тема нашего урока «Круг».
VI. Работа над новым материалом.
СЛАЙД № 24
1.Практич.работа
– Возьмите цветной карандаш и обведите границы вырезанного круга. Вот так: показ на доске.
- Что мы получили?
· Ответ детей: мы получили круг (если дети не догадались, что это по-другому называется окружность, то учитель сам говорит об этом).
Правило (вводится учителем)
СЛАЙД № 25
Границы круга в геометрии называют окружностью. |
Вывод: - Что такое окружность?
· Учащиеся хором повторяют определение окружности.
2. Физминутка
СЛАЙД № 26
. Наши глаза, а вернее зрачки, тоже имеют форму круга. Они выполняют огромную работу и очень устают.
– А что надо делать, чтобы наши глаза не уставали?
• Ответы детей: нужно ежедневно делать специальную гимнастику для глазных мышц.
Сегодня я покажу вам несколько новых упражнений, которые позволяют глазам отдохнуть.( На экране).
-Теперь наши глаза отдохнули и снова готовы к работе.
3. Построение окружности с помощью циркуля.
СЛАЙД № 28 (Загадка)
– А теперь мы будем учиться строить окружность с помощью циркуля.
СЛАЙД № 29-31
А) описание циркуля:
СЛАЙД № 32
Б) Правила безопасности с циркулем.
- Прежде чем приступить к работе с циркулем вспомним правила безопасности.
СЛАЙД № 33
б) Руководство учителя. Практич. работа
-Возьмём циркуль и линейку, иголку циркуля приложим к 0, а ножку отодвинем на 2см.
- А теперь перенесём циркуль в тетрадь. Постарайтесь, чтобы острый конец циркуля стоял на одном месте и не сдвигался.
в) – там, где стояла иголка циркуля, поставим точку. Обозначим точку латинской буквой О.
-Теперь поставим точку в любом месте окружности и обозначим латинской буквой «М». Соединим точки «О» и «М» при помощи линейки.
Отрезок ОМ – это радиус окружности.
Радиус окружности - это отрезок соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности. |
СЛАЙД № 34
- А теперь повторим эту работу. Поставим ещё одну точку в любом месте на окружности. Обозначим её «В», проведём отрезок ОВ.
-Что получили?
· Ответ детей: мы получили ещё один радиус.
-А теперь сравните два радиуса этой окружности. Какой вывод мы можем сделать?
· Ответ детей: они равны; сколько бы мы ни проводили таких отрезков, они все будут равны
Вывод: радиусы одной окружности равны. |
ОМ = ОВ
- Итак, с какими новыми понятиями вы познакомились на нашем уроке?
· Ответы детей: мы узнали, что такое окружность, радиус; узнали, в чём различие круга и шара.
V. Закрепление нового м-ла
1.Уточнение новых понятий по учебнику.
а) Страница 94 – чтение нового материала.
СЛАЙД № 35
б)Повторение алгоритма раб. с циркулем.
СЛАЙД № 36
в)Самостоятельная работа ( начертить окружность радиусом 3 см)
СЛАЙД № 37
г) Упражнение. № 2 (стр. 94,.)-устно
СЛАЙД № 38
д) Задача №4 (с.95)-коллективно
На 1 кг масла | Кол-во масла | Всего кг семян |
| | | | |
одинаковое | | 6 кг | | 30 кг |
? кг | | 25 кг |
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла
2) 25 : 5 = 5 (кг)
О т в е т: 5 кг масла из 25 кг семян.
VI. Итог урока.
СЛАЙД № 39 (карточки) Приложение № 2
- Какова была тема нашего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, где могут найти применение знания, полученные на уроке?
СЛАЙД № 40
VII.Домашнее задание. с.95, № 5, № ?
СЛАЙД № 41-42
Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТ. УРОКА»
Окружность. Круг.
Математика. 3 класс.
Настрой на урок
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
ДИКТАНТ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
ДИКТАНТ
ПРОВЕРКА:
8, 45, 24, 10, 8, 4,
8, 32, 7, 3, 7, 24.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
- Какие геометрические фигуры вы видите?
РАБОТА ПО
КАРТОЧКАМ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
ТЕМА УРОКА :
КРУГ
КРУГ
ОКРУЖНОСТЬ – ЭТО ГРАНИЦА КРУГА
ФИЗМИНУТКА
Плотно закрыть глаза, а затем
широко открыть их (5-6 раз);
- Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза)
- Вращать глазами по кругу (3-4 раза)
- Быстро-быстро моргать (1 мин)
- Смотреть вдаль
ТЕМА УРОКА:
КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ.
Загадка
Он не ёжик и не ёлка, У него одна иголка, Не танцор, а танцует И окружности рисует.
Циркуль
Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он цепляется ею за бумагу – это иголка, а вторая работает – чертит.
Т.Б. Правила обращения с циркулем.
1. Храни циркуль в футляре.
2. Не держи циркуль ножками вверх.
3. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место.
4. Передавай товарищу циркуль в закрытом
виде, вперед головкой.
5. После работы убирай циркуль в футляр.
Практическая работа
М
- Возьмите циркуль и линейку , иголку циркуля приложите к нулю ,а ножку с грифелем отодвинем на 2 см.
- Перенесем циркуль в тетрадь . Постарайтесь , чтобы острый конец циркуля стоял на одном месте и не сдвигался.
- Поставьте ножку с иголкой на
бумагу, а ножкой с грифелем
очертите окружность.
4. Как называется эта фигура?
5. Отметьте простым карандашом
точку, которая осталась от
иголки. Это центр круга.
О
.
С
6. А сейчас найдите границу круга. Это окружность
5. Возьмите линейку и соедините центр круга с любой точкой на окружности.(М) Это радиус.
Практическая работа
М
О
.
С
А теперь повторим эту работу . Поставьте еще одну точку на окружности( С) и тоже соедините с центром круга (О). Что получилось?
Что можете сказать о этих двух радиусах?
Сколько можно провести радиусов в одной окружности?
Алгоритм работы с циркулем
- 1 . Определяем центр окружности.
- 2. Обозначаем центр окружности точкой.
- 3. Выбираем с помощью линейки радиус окружности.
- 4. Ставим «ножку» циркуля ( с иглой) в центр окружности.
- 5. Концом, где грифель рисуем окружность.
Самостоятельная работа
1.Постройте окружность с радиусом 3 см.
2.Буквой О отметьте центр окружности.
3.Возьмите линейку и соедините центр круга с любой точкой на окружности.( М ) Это радиус.
Работа по учебнику.
С.94 – чтение
№ 2 - устно
Закрепление изученного материала
Задача № 4(с.95)
Расход семян на 1 кг масла
Кол-во масла
Общий расход семян
30 кг
?
25 кг
6 кг
? одинаковый
Чтобы ответить на вопрос задачи, что мы должны знать?
Можем ли мы узнать расход семян на 1 кг масла?
Решите задачу самостоятельно, записав её по действиям с пояснением.
Итог урока
Что нового узнали сегодня на уроке?
Что такое круг, окружность?
Как провести радиус?
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Домашнее задание
С. 95 № 5; задание под чертой.