Урок математики в 5 классе на тему «Окружность и круг». УМК «Сферы». Учитель Селифанова Елена Валерьевна, учитель математики, МБОУ СОШ 1, г. Белореченска
Тема урока: Окружность и круг. Класс:
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | На доске записано: | Приветствует обучающихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, записать дату и тему урока – “Окружность и круг”. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и тему урока в тетради. | Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу |
Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | На доске слайд №2 презентации  | Работаем устно (Фронтальный опрос) Какие виды линий вы видите? (замкнутые и незамкнутые, самопересекающиеся и без самопересечений) Назовите номера замкнутых линий. Посмотрите, пожалуйста, на доску, изображена замкнутая линия, которая называется окружностью. | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |   | Цель урока Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур. Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека, облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило). Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности. А какие предметы имеют форму окружности, а какие форму круга? В чем отличие? | Записывают в тетради дату и тему урока Приводят примеры (молекулы, планеты и т д ) | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Демонстрация целостности окружающего мира. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | На доске проецируется флэш-демонстрация 


| Послушаем, что можно узнать в учебнике по данному вопросу (флэш-демонстрация) А теперь возьмите в руки циркули и изобразите в тетрадях окружность и обозначьте центр окружности (объяснить). Вводим понятие радиуса, диаметра (флэш-демонстрация). В тетради на готовом чертеже строим радиус, диаметр. В виртуальной лаборатории строим окружность. Назовите радиусы данной окружности? Назовите на рисунке диаметр? Как вы считаете, из скольких радиусов состоит диаметр? Отметьте на окружности две точки и соедините их отрезком. Вводим понятие хорды и дуги. Назовите на рисунке хорду и дугу. Измерьте радиус окружности, теперь диаметр. Сравните длину радиуса и диаметра. Сделайте вывод. Проверьте друг у друга. Какие замечания? | Слушают объяснение Выполняют построения Слушают объяснение Отвечают на поставленные вопросы. Радиусы – ОА, ОВ, ОС Диаметр – АС. Хорда –CМ. Выполняют чертежи. Делают предположение, что диаметр в два раза больше радиуса. Измеряют отрезки, делают вывод, что диаметр в два раза больше радиуса и что хорда меньше диаметра. Значит диаметр самый большой | Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы Развитие навыков нахождения закономерностей. |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Окружность». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | | Открываем Учебники на странице 22, выполняем № 42. № 43(у) а) найти диаметр, если радиус равен 12см, 3см 5мм, 10 дм Б) найти радиус, если диаметр равен 6см, 9см, 12см.
А теперь поработаем в Тетрадях-тренажерах. № 4, 5 | Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку. А) что бы найти диаметр надо значение радиуса умножить на 2 Б) диаметр делят на 2 Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку. | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи |
Организации первичного контроля | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | На экране проецируется слайд «Самостоятельная работа».  | А теперь попробуйте выполнить самостоятельную работу (обучающая). | Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Проверяют друг у друга результаты решения. В случае ошибки – помогает разобраться сосед по парте. Аргументируют свое решение на основании знания новых терминов. | Регулятивные: Выделяют в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строят логическую цепочку рассуждений, сопоставляют полученный результат с условием задачи Коммуникативные: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Регулятивные: Сличают свой способ действия с эталоном Личностные: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом |
Подведение итогов урока. Работа по готовому чертежу | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |  | - Что изучали сегодня на уроке? - С помощью какого инструмента можно начертить окружность? - Назовите основные элементы окружности? - Что такое радиус? - Что такое диаметр? - Сравните диаметр и радиус. - Приведите примеры предметов, которые представляют собой круг. - Рассмотрите чертеж. - Назовите радиусы, диаметр, хорду, отрезки? - Назовите точки, лежащие на окружности и точки, не принадлежащие окружности - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: …. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: Структурируют знания. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | по учебнику п. 4, № 41, № 44, № 50 Эл. приложение № 042-1 | | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то изобразите в тетради улыбающийся смайлик. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то начертите в тетради равнодушный смайлик. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то начертите в тетради грустный смайлик. Спасибо за урок. | Показывают учителю тетради. | Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. |