1.Организационный момент(Настроить учащихся на учебную деятельность)
У: Гулять сегодня некогда
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.
Наш 1 класс
Вам покажет сейчас,
То чего достигли мы
Находясь в пути.
Учитель: Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!
А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Дети: Да!
Учитель: Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!
У.- Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие – в сказку! А сказка эта не простая, а математическая, и её герои любят выполнять различные математические задания. А что эта за сказка и кто её главный герой вы узнаете, если правильно расставите числа по порядку.
1 2 3 4 5 6 7
к о л о б о л
У. Я веселый добрый круг
Вам надежный друг
Мои глазки -это точки
Мой носик -крючочек,
Ручки -линии прямые
Ротик -линия кривая
- Нам надо будет помочь Колобку справиться с трудностями, которые встретятся ему на пути. Сможем мы это сделать только в том случае, если будем внимательными. Что значит быть внимательными?
- Слушать учителя, слушать ответы учеников.
- А для чего слушать?
- Слушать для того, чтобы правильно выполнять задание.
- А ещё для чего?
- Ещё для того, чтобы уметь исправить ошибку у себя и у других.
- Молодцы! Я вижу вы готовы отправиться с Колобком по математическим дорожкам. Сказка начинается.
2.Устный счет
У. - Жили – были дед да баба. Вот в таком замечательном домике.(С-2)
- Из каких геометрических фигур составлен домик? (треугольник, круг, прямоугольник)
-Сколько прямоугольников? (3) Сколько кругов? (1)
Каких фигур больше прямоугольников или кругов? ( Прямоугольников)
Насколько больше? (на 2)
Составьте неравенство.
- Продолжаем сказку.
- Однажды дед попросил бабку испечь ему Колобок. А она говорит: «Я испеку тебе Колобок, если ты ответишь на мои загадки (задачи)».
1. Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один
Убежал и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? (4)
2. Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два под березой,
Один у осины. Сколько их будет
В плетеной корзине?(3)
- Загадки решены – сказка продолжается!
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Испекла бабка Колобок и положила его остывать на подоконник. А Колобок прыгнул на дорожку и покатился. А вот какую дорогу выбрал Колобок мы сейчас узнаем.
- Какие фигуры изображены на экране?
Прямая. Кривая Ломаная.
У -Кто из вас знает, ребята, как называется такая линия?
(предположения детей)
Сообщение темы урока.
4 Работа над новой темой.
(У доски два ученика. В руках у них веревочка.)
-На какую линию похожа веревочка? На прямую или кривую линию?
(На прямую.)
-Сейчас мы завяжем узелки. Что у нас получилось? Мы отрезали узелками часть прямой. (отрезок)Отрезок- часть прямой линии.
-Чтобы различать их на рисунках, на концах ставят точки или штрихи.
-Завяжем еще один узелок на отрезке (веревочке).
-Сколько получится отрезков?
У. Катится Колобок и вдруг – неудача. Его путь преградила большая река. «Что мне делать? Неужели возвращаться?»- подумал Колобок. Помогите ему перебраться через нее. Из карандашей – отрезков, лежащих у вас на парте, постройте большой мост (дети строят на партах и один ученик у доски).
У. Замечательно. Посмотрел Колобок на этот мост и говорит: « Вот какая интересная линия получилась».
-Кто из вас знает, ребята, как называется такая линия? Предположите (ломаная).
-Да, линию, которую вы получили карандашей– отрезков, называют ломаной , а отрезки, которые ее составили – звеньями ломаной. Конец одного звена ломаной является началом другого звена. Из скольких звеньев состоит твой мостик – ломаная линия? (спрашиваю 2, 3 учащихся). Точки, ограничивающие звенья ломаной, называются вершинами
-Что произошло с отрезками? Преломились.
(Вызывают к доске 5-6 учеников. Выстраивают из веревочки ломаную линию).
Ломаная линия - будто сломана..
Физминутка:
- Решил Колобок отдохнуть на пеньке
5 Тренировка в рисовании линий
У. Помчался по дорожке,
Вдруг увидел чьи – то ножки.
Любит морковку,
Прыгает ловко.
Кто это? (Заяц.)
Заяц: Часто я в лесу гуляю,
Но чудес таких не знаю.
Чтоб катилась голова
Распевая хоть куда!
- Если сможешь мне помочь, отпущу тебя я прочь.
Задание от Зайца:
№1- Работа в тетради (стр.28)
-Поставим две точки (произвольно).
- Соединим их по линейке отрезком.
Поставьте точку на отрезке в любом месте.
Отметьте дугами все получившиеся отрезки.
№2
-Поставьте 4 точки (произвольно).
-При помощи линейки соедините отрезки.
-Какая линия получилась?(ломаная)
-Сколько звеньев?
6. Первичное закрепление.
(Работа с учебником)
-Молодцы, ребята! Помогли Колобку!
- Покатился он по лесной тропинке распевая свою песенку.
- А на встречу ему серый, ворчливый….
Кто зимой холодной,
Бродит по лесу голодный? (Волк)
Волк: Песню я твою послушал.
И тебя могу я скушать,
Вкусно я не ел сто лет,
Пригодишься на обед.
- Но если справишься с моим заданием, то я тебя не трону.
У. -Откройте учебник на стр. 50 зад.3
-Рассмотрите линии и проведите по ним пальчиками.
Как называется красная линия?
Черная линия?
Ломаная линия составлена из …(отрезков)
Отдельные отрезки ломаной называют… (звеньями).
Сколько звеньев у ломаной на рисунке?
- Молодцы, Вы быстро выполнили задание Волка, потому что были очень внимательными и дружными.
Физминутка
- Устал Колобок, переволновался и решил он отдохнуть на пеньке.
Физкультминутка
7.Повторение пройденного материала.
- Отдохнул Колобок и дальше в путь отправился и видит навстречу ему идёт…
Он всю зиму проспал
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Кто же это? (Медведь.)
Медведь: Колобок, Колобок!
Я тебя съем!
Колобок: Что ты! Есть меня нельзя!
Посмотри! Со мной друзья!
Медведь: Ладно, вкусный Колобок!
Отпущу тебя дружок!
Пусть девчонки и мальчишки
Решат задания для мишки.
Задание от Медведя:
- Назову я Вам число,
Всем известное оно.
Попрошу Вас не зевать
Следующее число назвать.
5- -(6, 7,)
7- -(8,9)
3- - (4,5)
Восстановите неравенства. (один ученик у доски)
5
7
3=
- Молодцы, ребята! Не устали? Тогда можем идти дальше. А чей это хвостик мелькает в кустах?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это? (Лиса)
Лиса: Я - лисичка, я – сестричка!
Я хожу не слышно.
Рано утром по привычке.
На охоту вышла.
Хоть от бабушки ушёл,
Хоть от дедушки ушёл.
А сейчас мне на зубок
Угодит ваш Колобок!
- Ребята, помните, как закончилась сказка? А хотите, чтобы у сказки был счастливый конец?
- Лиса, дала нам задание, мы выполним его и спасем Колобка.
(Рабочая тетрадь стр.28)
№1 Соедините на карточках числа по порядку. (По вариантам)
У. - Кто выполнил задание ,ребята, встаньте.
-Молодцы! Отпустила Лиса Колобка. И он решил вернуться к бабушке и дедушке. Они очень обрадовались, когда увидели Колобка живим и невредимым.
- А вам ребята, Колобок оставил на память своё изображение. Дома вы его разукрасите и оно будет вам напоминать о нашем путешествии.
8. Рефлексия.
- В какой сказке мы сегодня побывали?
- С какими трудностями встретился Колобок?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Кто из вас на уроке работал активно?
- А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
- Только настоящие друзья придут на помощь. Всегда помотать друг другу и своим близким.
- Ребята, у вас на парте лежат колобки. Возьмите карандаши и нарисуйте на нём своё настроение с которым вы уходите с урока.
- Ребята, поднимите их. Покажите нашим гостям. Какое оно у вас? (Весёлое).
-А это значит, что у нас с вами всё в порядке, всё получилось.