Урок математики. 1 класс. УМК « Планета Знаний»
Тема: Ноль и десять.
Цель: формировать представление о числах 0 и 10 ,умение соотносить их с цифрами и количеством предметов.
План урока.
I.Психологический настрой.
II.Актуализация знаний.
III.Создание проблемной ситуации.
IV.Определение темы урока.
V.Открытие новых знаний.
VI.Физкультминутка.
VII.Закрепление.
VIII.Итог урока .
IX.Рефлексия.
Ход урока.
I.Психологический настрой.
-У нас на уроке много гостей. Издавна русские люди говорили :« Гости в дом – радость в дом.» Доставим удовольствие гостям своей работой, а они, надеюсь, порадуют нас своими отзывами в конце урока. Улыбкой друг другу создадим хорошее настроение и начнём работу.
II. Актуализация знаний.
-Отправляемся в путешествие в страну математики. А где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты сам не замечаешь, что каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Вспомним некоторых из них.
Индивидуальная работа с карточками. На откидной доске работает ученик.
-Выложите на парте карточки с теми цифрами ,о которых пойдет речь.
Похожа эта цифра на крючок,
А может на обломленный сучок.
Отвернитесь на минутку-
Превратится цифра в утку.
Ты на змейку посмотри-
Да ведь это цифра…..
Гляди-ка цифра эта стул,
Который я перевернул.
Цифра та пошла плясать.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра как дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Коль нет косы, совет наш всем
Траву косите цифрой ….
К этой цифре ты привык.
Эта цифра снеговик.
Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
-Прочитайте .Что за ряд получился?
+Числовой ряд, ряд натуральных чисел.
Работа в парах.
-Назовите числа в порядке возрастания, убывания. Четные, нечетные числа.
Дидактическая игра « Почтальон» на соотнесение числа и количества.
-Прикрепите к каждому числу его «письмо» с соответствующим ему количеству предметов.
III . Создание проблемной ситуации.
-Пришёл почтальон в один дом. Видит, стоит тарелка с фруктами: яблоком, грушей и двумя апельсинами. Папа взял яблоко, мама – апельсин. Петя схватил грушу и апельсин. Сколько фруктов досталось Маше?
Используются муляжи фруктов, Задание №1 , стр. 56
+ Ни одного.
-Есть ли в нашем ряду число, которое обозначает ни одного предмета?
IV. Определение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким числом, которое обозначает, что не осталось ни одного предмета.
V. Открытие новых знаний.
-Если не осталось ни одного предмета, то в математике говорят ноль. И обозначают цифрой 0 (показываю листок без предметов)
Стр.56 учебник, стих.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего.
VI. Физкультминутка.
Дидактическая игра « Вообразилия»
_ На что похожа цифра 0
Могу назвать её мячом.
А хочешь, дыркой назовем.
А можешь бубликом
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём
Он называется нулём.
Соотнесение числа и количества.
-О каких предметах в классе мы можем сказать, что их ноль?
-В русском языке есть такое выражение « ноль без палочки». Так говорят о ничего нестоящем человеке.
Работа с учебником. Стр.56 №2
-Какое число больше 0 или 1? На сколько больше?
-Где место нуля в числовом ряду?
-Почему вы так считаете?
Индивидуальная работа. Стр. 56 №3
-Приготовьте для работы квадраты .У Вини Пуха было 9 горшочков с мёдом Выложи столько же квадратов. Он принёс ещё один. Выложи ещё один квадрат. Сколько стало горшочков с мёдом у Вини –Пуха?
+ Десять.
Стр. 56 учебник , №4
-Сравним число 9 и 10. Какое число больше? На сколько больше?
-Где место числа 10 в числовом ряду?
Инсценировка.
Автор: Вот это ноль иль ничего
Послушай сказку про него.
Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке единице:
«0» С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице
Автор: Она окинула его
Сердитым гордым взглядом.
«1» Ты, ноль, не стоишь ничего
Не стой со мною рядом.
Автор: Ответил ноль:
«0» Я признаю,
Что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас
Мала и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.
-Какое число получилось?
-Сколько цифр использовали в записи этого числа?
Соотнесение числа и количества.
Физкультпауза.
В разных частях класса наклеены картинки с различным количеством предметов. Выберите для себя одну, подойдите. Сосчитайте если количество предметов равно10 . подойдите ко мне с этой картинкой. Если предметов не 10, сядьте за парту.
В народе говорят «попасть в десятку» - это значит выполнить какое-то задание, дело очень точно,правильно.
VII.Закрепление.
Работа в тетради. Стр.34 клетки . Написание цифр 0 и 10
Стр.34 №2 Сравнить , объяснить выбор знака.
Стр.57 учебник, №6
Увеличиваем числа на 1.Какое число должно стоять в красном кружке?
Уменьшаем числа на 1. Какое число должно стоять в синем кружке?
VIII.Итог урока.
– С какими числами познакомились на уроке? Чем число 10 отличается от тех чисел, которые мы учили ранее?
+ Записывается двумя знаками, двумя цифрами.
IX.Рефлексия.
-На листочках нарисуйте солнышко, если вам на уроке понравилось. И тучку, если вам на уроке не понравилось. Кто нарисовал Солнышко? Если хотите, подарите его нашим гостям на память.