Тема: Число семь и цифра 7.
Цель: помочь детям усвоить:
- представление о числе 7 как о последующем для числа 6;
- написание цифры 7;
- состав числа 7;
- сравнение чисел с помощью числового отрезка;
- связь целого и частей.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Слайд 1.
II. Актуализация знаний.
1) Устный счёт.
Счёт до 10 и обратно.
а) Назовите предыдущее число 5.
- Как получить предыдущее число?
- На сколько предыдущее меньше последующего?
б) Назовите последующее число 8.
- Как получить последующее число?
- На сколько последующее больше предыдущего?
в) Какое число стоит между числами 2 и 4?
г) Какое число стоит справа от числа 9?
д) Какое число стоит слева от числа 8?
Задачи в стихах. Слайд 2.
А. Четыре зайца шли из школы.
И вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?
(Один ученик ставит магнитик на числовом отрезке)
Б. Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких.
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
(Один ученик ставит магнитик на числовом отрезке)
В. Сколько сапожек Оля купила,
Чтоб кошка лапок не промочила?
(Один ученик ставит магнитик на числовом отрезке)
Г. На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов
У кого ответ готов?
(Один ученик ставит магнитик на числовом отрезке)
Д. Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
- Где поставим магнитик?
- Можем мы его поставить?
- Почему?
- Какая тема урока?
- Чему вы должны научиться? Слайд 3.
III. Открытие «нового».
- Из скольких единичных отрезков состоит наш числовой отрезок? ( из 6)
-Выложите такой же отрезок с помощью полосочек у себя на партах.
- Сколько полосок осталось лишних? ( 1 )
- Добавьте к отрезку.
- Сколько теперь получилось единичных отрезков? ( 7 )
- Как получили седьмой отрезок?
Дополним наш отрезок на доске ещё одним.
- Теперь можем поставить магнитик?
- На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 7?
- Назовите соседей числа 7.
- На сколько 7 меньше последующего числа?
- На сколько 7 больше предыдущего числа? Слайд 4.
Учебник с.76.
№1.
Помоги Пете ответить на вопросы. Сколько вагонов было? Сколько станет?
Работа в тетради.№1.
№2.
Сколько точек надо нарисовать Пете на последней карточке? Почему?
- Как обозначается число 7 на письме?
- На что похожа цифра 7? Слайд 5.
- Давайте научимся её писать.
Показ учителем на доске.
Дети пишут пальчиком на ладошке.
Работа в тетради №2.
Письмо цифры 7.
Пальчиковая гимнастика.
-Мы капусту рубим, рубим.
- Мы морковку трём, трём.
- Мы капусту солим, солим.
- Мы капусту жмём, жмём.
Отработка состава числа 7.
Работа в парах.
- Посмотрите внимательно на картинки, вставьте в пустые клетки числа.
У ребят картинки: 1ряд: 1+6, 6+1
2 ряд: 2+5, 5+2
3 ряд: 3+4, 4+3
Закрепление состава числа 7.
- Какое равенство можно составить по этому рисунку?
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Чтение равенств хором. Слайд 9
Физкультминутка.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. Слайд 10
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. Слайд 11
Рабочая тетрадь №3.
- Какие равенства можно записать к рисункам?
- Когда прибавляем число, в какую сторону шагаем?
- На сколько шагнули?
- Когда вычитаем число, в какую сторону шагаем?
- Где вы встречались с числом 7? Слайд 12
- Какие пословицы и поговорки с числом 7 вы знаете? Слайд 13
7 бед – 1 ответ.
Семеро одного не ждут.
7 раз отмерь – 1 отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
7 пятниц на неделе.
IV. Первичное закрепление.
Выложите из палочек ломаную, в которой 7 вершин и 6 звеньев.
Выложите из палочек ломаную, в которой 7 вершин и 7 звеньев.
- Какая фигура у вас получилась? (семиугольник)
Приготовили веер чисел. «Молчанка»
Закрепление состава числа 7. Слайды 14,15,16
V. Итог урока.
- С чем мы сегодня с вами познакомились?
Что нового узнали?