kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока. Число и цифра 0.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для проведения урока в 1 классе по программе " Школа 2100".

Готовясь к урокам , мы должны помнить простые истины :

- учащиеся  не должны получать готовые знания. В центре урока должны быть поисковая деятельность и развитие мысли…

- обучать на высокой степени трудности, быстрым темпом.

- мышление начинается с вопроса , удивления.

- в центре-проблемность , самостоятельность мышления учащихся , их деятельностный подход.

-основа обучения – не воспроизведение, а творческая ,мыслительная деятельность учащихся.

-обучение немыслимо без внимания к изучаемому материалу.

-учить нужно не всему , а главному.

-каждый урок-это урок сотрудничества.

- знание закономерностей психологического развития учащихся.

-должен быть ежеурочный контроль знаний учащихся.

-не находиться в актуальной достигнутой)зоне, а работать в зоне ближайшего развития (опережения ), ибо в напряжении сил происходит развитие.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Число и цифра 0. »

11.12.2013

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Число и цифра 0».

Основные цели:

1. Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.

2. Формирование умений правильно писать цифру 0.

3. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) картинка с изображением Колобка;





2) картинка с изображением Зайчика;







3) образец задания 1 на этапе 2:





4) картинка с изображением Волка;








5) числовой отрезок 1 – 9, точки красного, оранжевого, желтого, черного, зеленого, голубого, синего, фиолетового и коричневого цветов для проверки задания 2 на этапе 2;

6) задание для пробного действия:

9 – 9 =



7) план проекта:

План:

1. Графическая модель.

2. Цифра.

3. Состав.






8) картинка с изображением Медведя:







9) пустой целлофановый пакет;

10) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

5 – 5 = 0 6 + 0 = 6 9 – 0 = 9

8 – 0 = 8 0 + 2 = 2 7 – 7 = 0




Раздаточный материал:

1) карточка с заданием 1 для этапа 2:





2) модель числового отрезка:




3) карточки с заданием 2 для этапа 2:














4) индивидуальные планшетки;

5) оборудование для групповой работы: конверты с 12 «мешками» и 4 числовыми отрезками для работы в группах на этапе 5;

6) эталоны к уроку 16 часть 2 М-1 из пособия «Построй свою математику»;

7) цветные карандаши не меньше 9 цветов;

8) карточки с разноцветными колобками для каждого ребенка на этапе 9:





Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь в гости к сказке:

Скок да скок,

Скок да скок –

Покатился колобок,

Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

  • Из какой сказки прикатился колобок? (Из русской народной сказки «Колобок».)

  • Молодцы, ребята! Да только колобок–то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Колобка (Д-1).

  • А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что еще не знаешь, саму постараться «открыть» новый способ.)

  • С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


  • Катится колобок по полянке, а навстречу ему Зайчик.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Зайца (Д-2).

    • «Колобок, колобок, выполни мое задание, а не-то я тебя съем».

  • Нужно заполнить пустые места в таблице.

  • Поможете колобку? (Да.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1 (Р-1):








Дети заполняют карточку самостоятельно. Проверка организуется по образцу Д-3.

  • Проверьте свою работу по образцу.

  • Кто из вас ошибся?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибку зеленой ручкой.

  • Расположите полученные числа в порядке возрастания и расставьте их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)

Это задание выполняется в парах на карточке Р-2.

2) Тренинг вычислительного навыка.

Математический диктант.

  • Катится колобок по полянке, а навстречу ему серый Волк.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением Волка (Д-4).

  • «Колобок, колобок, выполи мое задание, а не-то я тебя съем».

  • Выполните действия устно, а на числовом отрезке отметьте ответ цветным карандашом такого же цвета, что и карточка, на которой записано задание.

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 2 для этапа 2 (Р-3):














Учащиеся выполняют задание в парах. Проверка организуется фронтально – учитель прикрепляет цветные точки на числовой отрезок Д-5. В случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа

.3) Пробное учебное действие.

  • Что вы повторили? (Порядковый счет от 1 до 9, соотнесение графических моделей с цифрами и наоборот, порядковый счет от 1 до 9, сложение и вычитание в пределах 9.)

  • Что будете делать дальше? (Выполнять задание на новое знание.)

  • А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)

  • Готовы попробовать свои силы? (Да.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия (Д-6):

9 – 9 =



  • Что вам нужно сделать? (Выполнить действие вычитания.)

  • Что нового в этом задании? (Уменьшаемое и вычитаемое равны.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-4.

  • Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли найти разность равных чисел.)

  • У кого есть ответ?

Учитель записывает на доске полученные варианты. Очевидно, все дети правильно решат этот пример.

  • Как вы можете обосновать свой ответ?

  • Значит, что вы не можете? (Мы не можем обосновать свой результат.)

3.Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание выполняли? (Решали пример 9 – 9.)

  • Чем это задание отличалось от предыдущего? (Мы вычитаем из числа само число.)

  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы решали с помощью числового отрезка.)

  • Где возникло затруднение? (На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.)

  • Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что это за число.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)

  • Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?

Дети называют шаги, учитель фиксирует план на доске: пошагово

План:

1. Графическая модель.

2. Цифра.

3. Состав числа.

5. Реализация построенного проекта.

  • Катится колобок по полянке, а навстречу ему Медведь.

Учитель вывешивает на доску изображение Медведя (Д-8).

  • «Колобок, колобок, выполни мое задание, а не-то я тебя съем».

  • Отгадай шутку-загадку.

Барсучиха.

Барсучиха-бабушка

Напекла оладушков.

Угостила двух внучат-

Двух драчливых барсучат,

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат!

Ну-ка сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

(нисколько)


- Обозначьте число воспитанных барсучат моделями числа.

  • Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)

  • Учитель убирает первый пункт плана.

  • Просит Мишка Колобка ответить на такие вопросы:

Учитель показывает пустой целлофановый пакет (Д-9).

  • Сколько яблок у него в пакете? (Нисколько.)

  • Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)

  • Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Нисколько.)

  • Сколько дедушек учится в нашем классе?

  • Сколько говорящих собак ты знаешь ?

  • Сколько знакомых тебе кошек умеет вышивать ?

  • Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)

  • Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)

  • Какая же тема урока? (Число и цифра 0.)

Учитель записывает тему на доске.

  • Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)

Слайд 15

- Какой рассказ можно придумать по рисунку ?

-Обозначьте количество шариков моделью числа .



  • Число 0 записывают знаком –цифрой 0.

Нам цифру ноль в тетради написать,

как колобок нарисовать.

Да только ноль

Не колобок,

А просто он

Пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету. (просмотр слайда)




  • Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0 и расскажите, как вы будете это делать.

Учитель комментирует свои действия:

    • «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки».

Остальные ученики работают в прописи обратной стороной ручки или пальчиком по образцу цифры. Аналогично с комментированием записывают в прописи четыре цифры.

  • Запишите еще 3 цифры самостоятельно.


А теперь найдите место числа 0 на числовом отрезке. (слайд 16)

  • Расскажите ,где стоит ноль ?

Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2 ставится «+».



  • Есть ли такая геометрическая фигура, у которой 0 сторон? (Нет.)

  • Можем вы найти геометрический образ числу 0? (Нет.)

  • Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)

  • Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

  • Посмотрите в учебник. В примерах встречается ноль? (Да.)

  • Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

У людей говорят:

«Не шути с огнем!»

А у чисел говорят:

«Не шути с нулем!»

У нуля про запас

сто каверз и проказ,

Нужен глаз за ним да глаз!



  • Я предлагаю поработать в паре.

  • Учитель раздает учащимся оборудование для работы в паре. Мешки и числовые отрезки.

  • Вам нужно попробовать объяснить решение примеров с помощью мешков или числового отрезка. Каждая группа выбирает модель по своему желанию.

На выполнение задания отводится 3 минуты.

Полученные варианты согласовываются. Например, рассматривая равенство 4 + 0 = 4, дети рассуждают так:

    • «К 4 треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники, значит, 4 + 0 = 4» или «Движение на числовом отрезке начинаем от числа 4 вправо. Прибавляем 0, значит, делаем 0 шагов, то есть остались в точке 4, значит, 4 + 0 = 4»

В случае затруднений в организации групповой работы, работа организуется фронтально. С помощью моделей рассматривается каждое свойство.

  • Всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? (Да.)

  • Приведите свои примеры.

Учащиеся приводят свои примеры.

  • Как этот пример можно записать в общем виде?

Учащиеся предлагают свои варианты.

  • Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)

  • В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв. Что нужно записать с помощью буквы? (Другое слагаемое.)

На доске появляется запись первого свойства а + 0 = а. 0 + а = а

а – 0 = а . а – а = 0





Аналогично рассматриваются другие свойства 0. Следует заметить, что каждое свойство рассматривается либо с помощью «мешков», либо на числовом отрезке.

  • Как проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-6.

  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

  • Какой ответ должен был получиться? (0.)

  • Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)

  • Что теперь вы можете делать? (Решать примеры с 0.)

Физкультминутка.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Ножками потопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.


(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


  • Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)

Работа организуется фронтально.

  • Найдите в учебнике №№ 1 – 2, стр. 30, прочитайте задание.

Учащиеся дорисовывают фигуры в мешки и еще раз проговаривают свойства 0, дописывая правила в общем виде.



  • Найдите 3, стр. 30. Работать будете в парах. Договоритесь, как будете работать.

Одна пара работает у доски.

  • Согласуйте свое решение.

  • Кто из вас ошибся?

  • В чем ваша ошибка?

  • Сделайте вывод.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


  • Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)

  • Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

  • Найдите 4, стр. 30.

  • Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)

На выполнение задания отводится 1 минута. Работа проверяется по образцу (Д-10).

  • У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!

  • У кого есть ошибки? Исправьте ошибку. В чем причина?

  • Не расстраивайтесь, вы еще будете тренироваться, и у вас все получится.

8. Включение в систему знаний и повторение.


  • Колобок очень доволен вашей работой и приготовил вам сюрприз.

  • Найдите в учебнике 5, стр. 31.

  • Какое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)

Дети комментируют решение так:

    • «Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3».

Аналогично идет работа над вторым выражением.

  • Молоды! Вы хорошо справились с этим заданием.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


  • Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)

  • Какую цель ставили перед собой на уроке? (Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать свойства 0, найти способ доказательства правильности выполненного задания.)

  • Кто помнит, как это можно сделать?

Дети с опорой на эталон Р-6 повторяют правила сложения и вычитания с 0.

  • Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да.)

  • Обоснуйте свой ответ. (Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.

  • Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете, почему?


Оцените свою работу и обведите:

красного колобка, если легко справлялись с заданиями, не встретили затруднений и смогли сделать два шага в учебной деятельности;


оранжевого колобка, если смогли сделать два шага в учебной деятельности, встретили 1 – 2 затруднения и смогли их преодолеть;


желтого колобка, если сделали 1 шаг в учебной деятельности, встретили 2 – 3 затруднения; и смогли их преодолеть;


зеленого колобка, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;

голубого колобка, если не включились в работу с классом.

Учащиеся оценивают себя на карточках Р-8, после чего учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие трудности остались на конец урока?

  • Мне и колобку понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Домашнее задание:

Þ поработать в прописи; 6, стр. 31

J 8 или 7, стр. 31






9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока. Число и цифра 0.

Автор: Иванова Светлана Николаевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока з математики в 1 класі : " Число та цифра 9"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-z-matiematiki-v-1-klasi-chislo-ta-tsifra-9"
    ["file_id"] => string(6) "252771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447437076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока математики Число 0 "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-matiematiki-chislo-0"
    ["file_id"] => string(6) "129974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415802977"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока "Число 6 и цифра 6" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-chislo-6-i-tsifra-6"
    ["file_id"] => string(6) "190047"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427099310"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Число и цифра 7" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-chislo-i-tsifra-7-1"
    ["file_id"] => string(6) "199915"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428673550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Число и цифра 9""
    ["seo_title"] => string(32) "konspekt_uroka_chislo_i_tsifra_9"
    ["file_id"] => string(6) "586037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630329276"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2260 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства