Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Пропорции"»
Тема урока:Пропорция. Основное свойство пропорции.
Тип урока:формирование нового знания.
Цель урока: Ввести понятие пропорции и ее членов. Самостоятельно вывести основное свойство пропорции. Отработать навыки составления пропорции
Формируемые результаты:
Предметные:вывести и освоить основное свойство пропорции, научиться составлять пропорции.
Личностные: формировать умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности.
Метапредметные:формировать умение составлять пропорции, применять основное свойство пропорции, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Планируемые результаты:
Учащийся научится составлять пропорции и применять основное свойство пропорции.
Основные понятия: пропорция.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, карточки.
Структура урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний и способов действий.
Физкультминутка.
Первичное закрепление нового материала.
Домашнее задание.
Рефлексия деятельности.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Приветствие:
Здравствуйте, ребята!
Друг на друга поглядели,
И тихонечко все сели.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний.
-Добрый день, ребята. На прошлых уроках мы успешно работали над темой “Отношения” и я уверена, что сегодня вы будете так же активны и сделаете интересные открытия на нашем уроке. Я желаю вам удачи.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тему урока мы с вами сформулируем позже в ходе нашего урока.
- Мы с вами хорошо знаем, что математика играет большую роль в нашей жизни. Возможно, кто-то из вас знает какие-то цитаты великих ученых о математике?
М.В. Ломоносов: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»
Карл Фридрих Гаусс: «Математика – царица наук»
А есть и такое: английский математик, философ Бертран Рассел сказал: «Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой».
- Как вы думаете, какая связь между математикой и красотой? Сегодня мы с вами это и узнаем.
- Перед вами два дома. Стоимость этих домов равна, а внешний вид отличается. Какой дом визуально вам нравится больше? В каком доме хотели жить вы? Почему?
- Дом сверху выглядит более красивым, аккуратным, уютным, а про нижний дом говорят, что в таком доме нет соразмерности. Слово «соразмерность» происходит от латинского proportio. Отсюда в математике понятие – «пропорция». Слово «пропорция» вошло в обиход еще в 1 веке до н.э.. Буквально это слово означает «аналогия, соотношение».
- О ней мы сегодня с вами и будем говорить. Узнаем, что такое пропорция, ее свойства.
- Запишем тему урока (какую?): «Пропорции».
- Давайте вспомним то, что изучили на прошлых уроках:
- Что такое отношение?
- Что показывает отношение? (во сколько раз одно число больше другого)
Найдите значения отношений:
1)3 : ;
2) 2 : ;;
3) 12 : 8;
4) 6 : 1;
5) ;
6) 3 : 2.
Дети вычисляют их значения в тетради по вариантам: 1 вариант 1)-3), 2 вариант 4)-6). Два человека от каждого варианта выходят к доске и записывают ответы, проверяем.
- Определите, какие из этих отношений равны.
- Ребята, а при помощи чего можно записать равные отношения? (при помощи равенства)
- Равенства, которые мы с вами записали, и носят название - пропорция.
3. Формирование новых знаний и способов действий.
- А теперь нам нужно дать определение новому математическому понятию.
- Как вы считаете, какое слово в определении пропорции главное? (равенство)
- Равенство чего? (двух отношений)
- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, определение пропорции. ( Пропорция – это равенство двух отношений.)
- С помощью букв пропорция записывается:
а : в = с : d или
Будем считать, что а 0, b 0, с 0, d 0.
Читается: «а относится к b, как с относится к d», или «отношение а к b равно отношению с к d»
- Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: являются ли пропорциями следующие равенства? Помним о том, что пропорция – это равенство двух отношений.
Запишите в тетрадь равенства, являющиеся пропорциями.
1) 45 : 5 = 4 + 5;
2) 3 : 4 = 9 : 100;
3) ;
4) 2 + 6 = 4 + 4;
5) .
- Прочитайте записанные вами пропорции разными способами.
- Попробуйте записать свои пропорции (учащиеся предлагают свои варианты, правильные учитель записывает на доске).