Вычислите: (2 1/16-2 ¾ ÷11)*1 3/29. 2 1 3 (2 1/16-2 ¾ ÷11)*1 3/29. | Вычислите. [Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют в тетради, записи в тетради появляются такие же, как на доске.] Что делаем в первую очередь? | Расставим порядок действий. Первое действие деление. Второе – вычитание. Третье – умножение. | 2 1 3 (2 1/16-2 ¾ ÷11)*1 3/29. |
1) 2 ¾ ÷11 | Какое действие выполним первым? | Разделим 2 ¾ на 11. | 1) 2 ¾ ÷11 |
2 ¾ ÷11= 11/4÷11 | Чтобы разделить смешанное число на натуральное число, с чего надо начать? | Представить смешанное число в виде неправильной дроби: 2 ¾=11/4. | 2 ¾ ÷11= 11/4÷11 |
| Что теперь надо сделать? | Умножить 11/4 на число обратное 11, то есть 1/11. | |
1 1 | Какой следующий шаг? | Сократим на 11 полученную дробь. | 1 1 |
1 1 | Что получим? | 1/4 | 1 1 |
2) 2 1/16-1/4 | Какое действие выполняем вторым? | Из числа 2 1/16 вычтем результат первого действия, дробь 1/4. | 2) 2 1/16-1/4 |
| Прокомментируйте, как это сделать. | Приводим дробную часть смешанного числа 2 1/16 и дробь 1/4 к наименьшему общему знаменателю. Общий знаменатель 16. Дополнительный множитель для дроби 1/4 равен 4. Получим, 2 1/16 минус 4/16. | |
1+1 1+1 1/16 | Что делаем теперь? | Превратим дробную часть уменьшаемого в неправильную дробь, уменьшив на единицу целую часть. Получим, 1 17/16 минус 4/16. | 1+1 1+1 1/16 |
| Что получаем в результате второго действия? | Результат второго действия 1 13/16. | |
3) 1 13/16*1 3/29 | Какое действие выполним третьим? | Результат второго действия, число 1 13/16, умножим на число 1 3/29. | 3) 1 13/16*1 3/29 |
1 2 1 1 | Самостоятельно выполните умножение. [Вычисление выполняется на закрытой доске. Затем решение открывается, и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какой получили результат? | 2 | 1 2 1 1 |
2 1 3 (2 1/16-2 ¾ ÷11)*1 3/29=2. | Верно. Значение числового выражения равно 2. Запишем его в исходный пример. | | 2 1 3 (2 1/16-2 ¾ ÷11)*1 3/29=2. |
Упростите выражения: а) 2,308+а+0,09; б) с+25,068+4,04; в) в*79,6*0,01; г) 42,7*х*0,08. | Первые дни нашего плавания прошли наредкость удачно, но внезапно разбушевалась стихия, несколько дней свирепствовали юго- западные ветра и океан швырял нас из стороны в сторону и так потрепал корабли, что требуется срочный ремонт. Нам необходимо выполнить расчеты, найти течь и заделать ее. Приступаем к выполнению задания: Упростите выражения. | | |
| Обратите внимание на выражения. Они содержат только действия сложения или умножения. Значит, можно применить свойства сложения и умножения. Они позволят нам менять слагаемые или множители местами, объединять числа по-разному. [Учитель вызывает одного за другим учеников к доске, остальные выполняют в тетради, записи в тетради появляются такие же, как на доске.] | | |
а) 2,308+а+0,09 | Упростим выражение. [Учитель обращает внимание учащихся на то, какой пример выполнять, показывая на эту запись указкой.] Выражение содержит три слагаемых. Какие слагаемые мы можем сложить? | 2,308 и 0,09 | а) 2,308+а+0,09 |
2,308 +0,090 2,398 | Сложите. Что получим? [Ученик выполняет вычисления на закрытой доске. Решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] | 2,398 | 2,308 +0,090 2,398 |
| Что делаем дальше? | Прибавим а. | |
а) 2,308+а+0,09=2,398+а. | Какое выражение получим? | 2,398+а. | а) 2,308+а+0,09=2,398+а. |
б) с+25,068+4,04=29,108+с 25,068 + 4,040 29,108 | Следующее выражение упростите самостоятельно. [Решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какое выражение получим? | 29,108+с | б) с+25,068+4,04=29,108+с 25,068 + 4,040 29,108 |
в) в*79,6*0,01 | Следующее выражение. Выражение содержит три множителя. Какие мы можем перемножить? | 79,6 и 0,01 | в) в*79,6*0,01 |
79,6 0,01 0,796 | Выполните умножение. Что получим? [Решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] | 0,796 | 79,6 0,01 0,796 |
в) в*79,6*0,01=0,796*в | Какое выражение получим? | 0,796*в | в) в*79,6*0,01=0,796*в |
в) в*79,6*0,01=0,796*в=0,796в | Знак умножения между числом и в можно опустить. | | в) в*79,6*0,01=0,796*в=0,796в |
г) 42,7*х*0,08=3,416*х=3,416х. 42,7 0,08 3,416 | Следующее выражение упростите самостоятельно. [Решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какое выражение получим? | 3,416х | г) 42,7*х*0,08=3,416*х=3,416х. 42,7 0,08 3,416 |
| Верно. Мы потратили много сил на ремон кораблей, но теперь мы можем продолжить наше плаванье. Незаметно мы приближаемся к острову Робинзона, да вот беда, на горизонте внезапно появляются пиратские корабли, а это значит-неизбежна перестрелка. | | |
Упростите выражение и найдите его значение: а) k+k+k при k=2,3; б) 4,2p-p+3,6 при p=0,2; в) 8,8c +0,1+1,2с при с=0,19. [Выделенное зеленым выражение предъявляется, если останется время для его выполнения.] | Готовы к бою? Упростим выражение. [Учитель вызывает одного за другим учеников к доске, остальные выполняют в тетради, записи в тетради появляются такие же, как на доске.] | | |
а) k+k+k=1к+1к+1к | Как представить k в виде произведения числа и буквы? | 1 умножить на к. | а) k+k+k=1к+1к+1к |
| Что будем делать, чтобы упростить выражение? | Найдем сумму чисел 1; 1 и 1 и умножим на общую буквенную часть к. | |
k+k+k=1к+1к+1к=3к | Что получим? | 3к | k+k+k=1к+1к+1к=3к |
Если к=2,3, то 3к=3*2,3= | Мы упростили выражение. Как найти его значение при к=2,3? | Заменим букву к ее значением 2,3. | Если к=2,3, то 3к=3*2,3= |
| Какое числовое выражение получили? | 3 умножить на 2,3. | |
Если к=2,3, то 3к=3*2,3=6,9 | Найдем значение получившегося числового выражения. Что получим? | 6,9 | Если к=2,3, то 3к=3*2,3=6,9 |
| Наши расчеты оказались точны, залп бортовых орудий и один из кораблей пиратов потоплен. | | |
б) 4,2p-p+0,36 | На прицеле следующий корабль пиратов. Наши вычисления должны быть точны, промахнуться нельзя. Сначала упростим выражение. | | б) 4,2p-p+0,36 |
4,2p-p+0,36 = | Подчеркните выражения с одинаковой буквенной частью. | Подчеркнем 4,2р и р. | 4,2p-p+0,36 = |
| Как представим р? | 1 умножить на р. | |
| Выражения 4,2р и 1р содержат одинаковую буквенную часть, значит, мы можем найти их разность. | | |
| Как это сделать? | Найдем разность чисел 4,2 и 1 и умножим ее на р. | |
4,2p-p+0,36 =3,2р | Что получим? | 3,2р | 4,2p-p+0,36 =3,2р |
| Что делаем дальше? | Прибавим 0,36. | |
4,2p-p+0,36 =3,2р +0,36 | Какое выражение получим? | 3,2р+0,36 | 4,2p-p+0,36 =3,2р +0,36 |
| Посмотрите на выражение, которое мы получили. Можно ли его упростить? | Нет. | |
Если р=0,2, то 3,2р+0,36=3,2*0,2+0,36= | Мы упростили выражение. Что делаем дальше? | Подставим вместо р число 0,2. | Если р=0,2, то 3,2р+0,36=3,2*0,2+0,36= |
| Какое числовое выражение получили? | 3,2*0,2+0,36 | |
Если р=0,2, то 1 2 3,2р+0,36=3,2*0,2+0,36=1 1) 3,2*0,2=0,64 2) 0,64 +0,36 1,00 | Самостоятельно найдите значение получившегося числового выражения. [Ученик работает на закрытой доске, затем решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какой получили результат? | 1 | Если р=0,2, то 1 2 3,2р+0,36=3,2*0,2+0,36=1 1) 3,2*0,2=0,64 3,2 0,2 0,64 2) 0,64 +0,36 1,00 |
| И еще одно точное поражение вражеского корабля. | | |
в) 8,8c +0,1+1,2с. | Следующее задание. Что сделаем в первую очередь? | Упростим выражение. | в) 8,8c +0,1+1,2с. |
8,8c +0,1+1,2с. 1 8,8 + 1,2 10,0 | Что для этого надо сделать? | Найти сумму выражений 8,8с и 1,2с. | 8,8c +0,1+1,2с. 1 8,8 + 1,2 10,0 |
| Найдите. Что получим? | 10с. | |
| Объясните, как вы нашли. | Нашли сумму чисел 8,8 и 1,2 и умножили ее на с. | |
8,8c +0,1+1,2с=10с+0,1. | Какое выражение получим? | 10с+0,1 | 8,8c +0,1+1,2с=10с+0,1. |
| Что делаем дальше? | Подставим вместо с число 0,19. | |
Если с=0,19, то 10с+0,1=10*0,19+0,1 | Какое числовое выражение получили? | 10*0,19+0,1 | Если с=0,19, то 10с+0,1=10*0,19+0,1 |
Если с=0,19, то 1 2 10с+0,1=10*0,19+0,1=2 1) 10*0,19=1,9 2) 1,9+0,1=2 | Самостоятельно найдите значение получившегося числового выражения. [Ученик работает на закрытой доске, затем решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какой получили результат? | 2 | Если с=0,19, то 1 2 10с+0,1=10*0,19+0,1=2 1) 10*0,19=1,9 2) 1,9+0,1=2 |
| И следующий выстрел попадает точно в цель - флагманский корабль эскадры пиратов выведен из боя. Пиратам приходится спасаться бегством. | | |
1) х- 1 2/5=5 ½ DА 2)12 4/5х=4 PI 3) х÷2 2/3=2 2/3 M 4) 3 1/6=2 1/3+х ER | По воле случая, своим спасением герой нашего путешествия Александр Селкирк обязан именно пирату. Хотите узнать имя этого великодушного пирата? Решив уравнения, мы его узнаем. [Учитель организует фронтальную работу со всеми учащимися класса.] | | |
1) х- 1 2/5=5 ½ 2)12 4/5х=4 3) х÷2 2/3=2 2/3 4) 3 1/6=2 1/3+х | Среди выписанных уравнений, найдите уравнение с неизвестным множителем. | Второе уравнение – уравнение с неизвестным множителем. | |
| Как вы это определили? | Знак умножения можно опускать, и он опущен между 12 4/5 и х. | |
2)12 4/5х=4 Х=4÷12 4/5 Х=5/16 2 1 32 16 Ответ: 5/16 | Самостоятельно решите второе уравнение. [Готовое решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Чтобы найти х, что надо сделать? | 4 разделить на 12 4/5 | 2)12 4/5х=4 Х=4÷12 4/5 Х=5/16 2 1 32 16 Ответ: 5/16 |
| Почему? | Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. | |
| Какой получили результат? | 5/16 | |
| Такое число есть в таблице? | Есть. | |
| Запишем в таблицу под числом 5/16 соответствующие буквы. [Учитель выписывает буквы на доске.] | | |
1) х- 1 2/5=5 ½ 2)12 4/5х=4 3) х÷2 2/3=2 2/3 4) 3 1/6=2 1/3+х | Среди выписанных уравнений, найдите уравнение с неизвестным слагаемым. | Четвертое уравнение – уравнение с неизвестным слагаемым. | |
| Что можно сделать с левой и правой частями уравнения? | Левую и правую части уравнения можно поменять местами. | |
4) 3 1/6=2 1/3+х 2 1/3+х=3 1/6 Х=3 1/6-2 1/3 Х=5/6 Ответ: 5/6 | Самостоятельно решите четвертое уравнение. [Готовое решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Чтобы найти х, что надо сделать? | Из 3 1/6 вычесть 2 1/3 | 4) 3 1/6=2 1/3+х 2 1/3+х=3 1/6 Х=3 1/6-2 1/3 Х=5/6 Ответ: 5/6 |
| Почему? | Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | |
| Какой получили результат? | 5/6 | |
6 9/10 | 7 1/9 | 5/16 | 5/6 | | | PI | ER | | Заполним соответствующее окошко в таблице. | | |
| За годы, проведенные на необитаемом острове, Александр Селкирк совсем забыл математику. Пытаясь решить уравнения, он допустил ошибки. Давайте их найдем и исправим. | | |
1) х- 1 2/5=5 ½ Х=5 1/2-1 2/5 Х=4 1/10 | Какая ошибка допущена при решении первого уравнения? | Чтобы найти х, надо к 5 ½ прибавить 1 2/5 | |
| Почему? | Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. | |
| [Если учитель не получает правильного ответа, то строит диалог следующим образом.] Какой компонент неизвестен? | Уменьшаемое | |
| Как найти неизвестное уменьшаемое? | Надо к разности прибавить вычитаемое. | |
| Чтобы найти х, что надо сделать? | К 5 ½ прибавить 1 2/5. | |
| Верно ли решено уравнение? | Неверно. | |
1) х- 1 2/5=5 ½ Х=5 1/2+1 2/5 Х=6 9/10 Ответ: 6 9/10 | Выполните вычисления и исправьте ошибку. [Готовое решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какой получили результат? | 6 9/10 | 1) х- 1 2/5=5 ½ Х=5 1/2+1 2/5 Х=6 9/10 Ответ: 6 9/10 |
6 9/10 | 7 1/9 | 5/16 | 5/6 | DA | | PI | ER | | Заполним соответствующее окошко в таблице. | | |
3) х÷2 2/3=2 2/3 Х=2 2/3÷2 2/3 Х=1 | Какая ошибка допущена при решении третьего уравнения? | Чтобы найти х, надо 2 2/3 умножить на 2 2/3. | |
| Почему? | Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. | |
| [Если учитель не получает правильного ответа, то строит диалог следующим образом.] Какой компонент неизвестен? | Делимое | |
| Как найти неизвестное делимое? | Надо частное умножить на делитель. | |
| Чтобы найти х, что надо сделать? | 2 2/3 умножить на 2 2/3. | |
| Верно ли решено уравнение? | Неверно. | |
3) х÷2 2/3=2 2/3 Х=2 2/3*2 2/3 Х=21 1/3 64|9 -63 7 1(ост) Ответ: 7 1/9 | Выполните вычисления и решите верно это уравнение. [Готовое решение открывается и учитель просит учеников проверить, как они выполнили задание, исправить ошибки.] Какой получили результат? | 7 1/9 | 3) х÷2 2/3=2 2/3 Х=2 2/3*2 2/3 Х=21 1/3 64|9 -63 7 1(ост) Ответ: 7 1/9 |
6 9/10 | 7 1/9 | 5/16 | 5/6 | DA | M | PI | ER | | Заполним таблицу. | | |
| 2 февраля 1709 г. военный английский корабль флотилии Уильяма Дампьера «Duke» обнаружил на острове человека, им оказался Александр Селькирк. Матрос провёл на острове почти 5 лет Кстати сказать, кроме того, что Дампьер был смелым, храбрым и жестоким, как и подобает пирату, он был гениальным исследователем, талантливым мореходом, лучшим картографом эпохи, великолепным писателем, этнологом, физиком и натуралистом. | | |
| Мы достигли цели нашего путешествия, перед нами остров Робинзона Крузо. Остров Робинзона Крузо чрезвычайно живописен – на нем много лесов. В лесах множество редких растений, которые не растут больше нигде, и экзотических птиц. До сих пор в некоторых уголках острова можно встретить знаменитых одичавших коз, описанных в романе. | | |
Александр Селькирк, охотясь на коз, бежит со скоростью 20,8 км/ч и преодолевает расстояние от шалаша до смотровой площадки за 1,2 ч. С какой скоростью двигается стадо коз, если они преодолевают это же расстояние за 0,6 ч? | Немало труда, выдумки и изобретательности потребовалось Александру Селькирку для того, чтобы наладить жизнь на необитаемом острове. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда у него кончился порох - стал ловить руками диких коз. Умение быстро бегать - один из многих полезных навыков, в которых он преуспел за время жизни на острове, тренируясь вместе с козами. Александр Селькирк, охотясь на коз, бежит со скоростью 20,8 км/ч и преодолевает расстояние от шалаша до смотровой площадки за 1,2 ч. С какой скоростью двигается стадо коз, если они преодолевают это же расстояние за 0,6 ч? | | |
| Решим задачу, по действиям, не составляя пропорцию. [Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют в тетради, записи в тетради появляются такие же, как на доске.] Это задача на движение. Какими величинами характеризуется движение? | Скорость, время, расстояние. | |
Км/ч ч км | В первой строке схемы запишем названия величин: скорость в км/ч, время в ч, расстояние в км. | | |
Км/ч ч км Селькирк Козы | О каких объектах идет речь в задаче? | В задаче идет речь о Селькирке и козах. | |
Км/ч ч км Селькирк 20,8 1,2 ? Козы ? 40 0,6 ? | Уточните известные и неизвестные величины. | Известны скорость Селькирка 20,8 км/ч, время его движения 1,2 ч и время движения коз 0,6 ч. Неизвестно расстояние, пройденное каждым объектом и скорость движения коз. | |
| Какая связь существует в задаче между расстоянием, которое пробежал Селькирк и расстоянием, которое преодолели козы? | Расстояние, преодоленное Селькирком и козами одинаково. | |
Км/ч ч км Селькирк 20,8 1,2 ? одинаково Козы ? 0,6 ? | Где в условии это отмечено? [Учитель в условии на доске выделяет( подчеркивает) словосочетание «они преодолевают это же расстояние».] | С какой скоростью двигается стадо коз, если они преодолевают это же расстояние за 0,6 ч? | Км/ч ч км Селькирк 20,8 1,2 ? одинаково Козы ? 0,6 ? |
| Что требуется найти? | С какой скоростью двигается стадо коз. | |
| Что нужно знать, чтобы узнать, с какой скоростью двигается стадо коз ? | Расстояние и время. | |
| Что мы знаем? | Время – 0,6 ч. | |
| Что надо узнать? | Расстояние, преодоленное козами. | |
| Чему оно равно? | Расстоянию, преодоленному Селькирком. | |
1) 20,8*1,2=24,96(км) – пробежал Селькирк. 20,8 1,2 416 +208 24,96 | Как найти расстояние, которое пробежал Селькирк? | Надо скорость 20,8 км/ч умножить на время 1,2 ч. | 1) 20,8*1,2=24,96(км) – пробежал Селькирк. 20,8 1,2 416 +208 24,96 |
| Что теперь можно узнать? | С какой скоростью двигается стадо коз. | |
2) 24,96÷0,6=41,6(км/ч)-скорость движения коз. 249,6|6 -24 41,6 9 -6 36 -36 0 | Как узнать скорость? | Надо расстояние 24,96 км разделить на время, за которое козы преодолевают это расстояние 06 ч. | 2) 24,96÷0,6=41,6(км/ч)-скорость движения коз. 249,6|6 -24 41,6 9 -6 36 -36 0 |
| Мы ответили на вопрос задачи? | Да. | |
Ответ: 41,6 км/ч | С какой скоростью двигалось стадо коз? Запишите ответ. | 41,6 км/ч. | Ответ: 41,6 км/ч |
[Карточки с дополнительными заданиями для сильных учащихся.] Карточка №1. В коробке лежали карандаши. Сестра взяла половину всех карандашей и еще полкарандаша. Остальные 4 карандаша взял брат. Сколько карандашей было в коробке первоначально? | [Учащиеся работают в карточках. Карточки сдаются учителю на проверку. Учащимся предъявляется готовый вариант решений на карточках, для работы дома.] | | Сестра взяла половину всех карандашей (на рисунке – красного цвета) и еще полкарандаша из второй половины. Брат взял 4 остальных карандаша ( на рисунке – синего цвета). Значит, 4 карандаша, которые взял брат и полкарандаша (синего цвета), которые взяла сестра – это половина всех карандашей. 1) 4+1/2=4 ½(карандашей)-половина всех карандашей. 2) 4 1/2*2=9/2*2= (карандашей)-в коробке. Ответ: 9 карандашей. |
[Карточки с дополнительными заданиями для сильных учащихся.] Карточка №2. Лифт от 1-го до 2-го этажа идет 4 с. Сколько секунд он будет идти без остановки от 1-го до 6-го этажа? | | | 6 5 4 3 2 1 От 1-го этажа до 2-го один пролет. А от 1-го до 6-го этажа 5 таких пролетов. 4*5=20(с) - идет лифт до 6-го этажа. Ответ: 20 с. |