2.Учитель предлагает детям сформулировать тему урока, прослушав стих-загадку:
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят вам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.
(Дробь).
3.Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные и десятичные)
4.Найдите лишнее: ¾ ; 0,6; 5,34, 0,01 , и т.д.
О, дробь десятичная, такая отличная!
Удобная и практичная! В записи симпатичная!
(Дети формулируют тему и ставят цель на урок.).
5. Урок сегодня имеет еще одну тему. О ней вы узнаете, выполнив работу на карточке.
6. Решите примеры и прочитайте тему урока.
1) 1,3?10
2) 2,6+5
3) 0,4+0,46
4) 2-1,7
5) 4:8
6) 3,2:0,2
7) 76?0,1
8) 0,17+0,13
9) 1-0,99
10) 1,2?5
11) 1:0,125
12) 112:10
13) 4,5+2
14) 0,006?1000
В процессе выполнения и последующей проверки учащиеся вспоминают правила действий с десятичными дробями. Затем формулируют вторую тему урока.
(СТРИЖ – ПТИЦА ГОДА)
-Какую цель можно поставить для себя на урок по этой теме?
(Дети формулируют цель)
- Предлагается видеозарисовка о стрижах.
- Вопросы после просмотра:
а) Сколько было слайдов? (5)
б) Сколько птиц на последнем слайде? (4)
в) Почему стриж был выбран Птицей года? (на этот вопрос дети могут ответить в конце урока)
- Для того, чтобы больше узнать о стрижах, каждой группе учащихся предлагается работа с кейсом.
Кейс для практической работы:
Чёрный стриж достигает в длину 18 см, размах крыльев — 40 см, длина крыла — 17 см и хвоста — 8 см. Хвост вильчатый, оперение тёмно-бурого цвета с зеленоватым металлическим отливом, по форме стриж похож на ласточку. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее маневренному полету и по быстроте. Некоторые виды стрижей развивают скорость до 170 километров в час в то время как самая быстрая ласточка развивает не более 70 километров в час. Стрижи - "дети воздуха". Другие птицы способны летать и плавать, ходить и бегать по земле. Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров.
Так как обычно все 4 пальца на лапках направлены в одну сторону, они не могут создать необходимого упора для сохранения равновесия, поэтому черный стриж, как и большинство других стрижей, передвигаться по земле ни шажками, ни прыжками не может. Взлететь с земли стриж тоже не может - крылья при взмахе ударяются о землю (исключение составляют черные стрижи - они способны подпрыгнуть и взлететь.)
Вследствие этого, если почему-либо птицы попадают на землю (что случается только в исключительных случаях) и при этом утрачена возможность летать, они оказываются совершенно беспомощными и беззащитными.
Задания к кейсу:
Прочитайте текст.
Составьте задачу, используя данные в тексте.
Придумайте вопрос на понимание текста для соперников.
Чем вы могли бы помочь стрижам?
Каждая группа представляет текст составленной задачи и свое решение. Идет обсуждение.
- Каждая группа задает вопрос соперникам на понимание текста.
- Обсуждают, чем можно помочь стрижам.
Предлагается тест, в результате выполнения которого дети узнают, с каким славянским божеством сравнивают стрижа.
1) 0,2?3+0,4
А. 3,6 В. 6,8 С. 1
2) 3-2:5
К. 0,2 Т. 2,6 Д. 1,5
3) Найдите 0,6 от 18
Р. 10,8 А. 30 М. 3
4) Какой путь пройдет автомобиль за 1,5 ч со скоростью 40 км/ч
Е. 41,5 Н. 45 И. 60
5) Среднее арифметическое чисел 3,2 ; 2,8 и 6 равно
Б. 4 Ф. 12 Г. 3,6
6) Во сколько раз самое большое двузначное число больше самого маленького?
Ю. в 10 О. в 9,9 Ш. в 9
7) (2/5+1,6) ?0,1
Э. 2 Г. 0,2 Д. 2,1
Ответ: СТРИБОГ (бог ветра у древних славян)
Рефлексия:
- Детям предлагается продолжить фразы
«Я не понял, как…»
«Сегодня на уроке мне не хватило…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я понял, что…»
Домашнее задание:
Повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления с десятичными дробями.
Решить примеры №1612
3.Узнать, каким техническим изобретениям присвоено название «Стриж», принять участие в конкурсе «Стриж – птица года»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Учитель предлагает детям сформулировать тему урока, прослушав стих-загадку:
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят вам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.
(Дробь).
3.Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные и десятичные)
4.Найдите лишнее: ¾ ; 0,6; 5,34, 0,01 , и т.д.
О, дробь десятичная, такая отличная!
Удобная и практичная! В записи симпатичная!
(Дети формулируют тему и ставят цель на урок.).
5. Урок сегодня имеет еще одну тему. О ней вы узнаете, выполнив работу на карточке.
На слайде: Тема закрыта, видно только первое задание. Затем открывается ответ, второе задание и, наконец, тема урока
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
1. Решите примеры и прочитайте тему урока.
1) 1,3∙10
2) 2,6+5
3) 0,4+0,46
4) 2-1,7
5) 4:8
6) 3,2:0,2
7) 76∙0,1
8) 0,17+0,13
9) 1-0,99
10) 1,2∙5
11) 1:0,125
12) 112:10
13) 4,5+2
14) 0,006∙1000
7,6
6
8
13
6,5
0,3
Т
А
Г
С
Д
И
16
0,01
11,2
0,86
0,5
П
Ц
О
Р
Ж
В процессе выполнения и последующей проверки учащиеся вспоминают правила действий с десятичными дробями. Затем формулируют вторую тему урока.
(СТРИЖ – ПТИЦА ГОДА)
На слайде: Учащиеся выполняют задание и проверяют результат с помощью интерактивной доски.
3. Постановка учебной задачи
-Какую цель можно поставить для себя на урок по этой теме?
(Дети формулируют цель)
- Предлагается видеозарисовка о стрижах.
- Вопросы после просмотра:
а) Сколько было слайдов? (5)
б) Сколько птиц на последнем слайде? (4)
в) Почему стриж был выбран Птицей года? (на этот вопрос дети могут ответить в конце урока)
- Для того, чтобы больше узнать о стрижах, каждой группе учащихся предлагается работа с кейсом.
4. Практическая деятельность учащихся
Кейс для практической работы:
Чёрный стриж достигает в длину 18 см, размах крыльев — 40 см, длина крыла — 17 см и хвоста — 8 см. Хвост вильчатый, оперение тёмно-бурого цвета с зеленоватым металлическим отливом, по форме стриж похож на ласточку. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее маневренному полету и по быстроте. Некоторые виды стрижей развивают скорость до 170 километров в час в то время как самая быстрая ласточка развивает не более 70 километров в час. Стрижи - "дети воздуха". Другие птицы способны летать и плавать, ходить и бегать по земле. Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров.
Так как обычно все 4 пальца на лапках направлены в одну сторону, они не могут создать необходимого упора для сохранения равновесия, поэтому черный стриж, как и большинство других стрижей, передвигаться по земле ни шажками, ни прыжками не может. Взлететь с земли стриж тоже не может - крылья при взмахе ударяются о землю (исключение составляют черные стрижи - они способны подпрыгнуть и взлететь.)
Вследствие этого, если почему-либо птицы попадают на землю (что случается только в исключительных случаях) и при этом утрачена возможность летать, они оказываются совершенно беспомощными и беззащитными.
Задания к кейсу:
Прочитайте текст.
Составьте задачу, используя данные в тексте.
Придумайте вопрос на понимание текста для соперников.
4. Чем вы могли бы помочь стрижам?
.5.Презентация групповых решений
Каждая группа представляет текст составленной задачи и свое решение. Идет обсуждение.
- Каждая группа задает вопрос соперникам на понимание текста.
- Обсуждают, чем можно помочь стрижам.
6. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
Предлагается тест, в результате выполнения которого дети узнают, с каким славянским божеством сравнивают стрижа.
1) 0,2∙3+0,4
А. 3,6 В. 6,8 С. 1
2) 3-2:5
К. 0,2 Т. 2,6 Д. 1,5
3) Найдите 0,6 от 18
Р. 10,8 А. 30 М. 3
4) Какой путь пройдет автомобиль за 1,5 ч со скоростью 40 км/ч
Е. 41,5 Н. 45 И. 60
5) Среднее арифметическое чисел 3,2 ; 2,8 и 6 равно
Б. 4 Ф. 12 Г. 3,6
6) Во сколько раз самое большое двузначное число больше самого маленького?
Ю. в 10 О. в 9,9 Ш. в 9
7) (2/5+1,6) ∙0,1
Э. 2 Г. 0,2 Д. 2,1
Ответ: СТРИБОГ (бог ветра у древних славян)
8. Рефлексия деятельности
Рефлексия:
- Детям предлагается продолжить фразы
«Я не понял, как…»
«Сегодня на уроке мне не хватило…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я понял, что…»
9. Домашнее задание
Повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления с десятичными дробями.
Решить примеры №1612
Узнать, каким техническим изобретениям присвоено название «Стриж», принять участие в конкурсе «Стриж – птица года»
Источники информации:
Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/авт.-сост. О.В.Панишева.-Волгоград: Учитель, 2009