Цель урока: изучить теорему о неравенстве треугольника и показать ее применение при решении задач.
Задачи:
- Образовательные:
- научиться применять свойство «неравенство треугольника» и определять несуществующие треугольники;
- показать практическое применение полученных знаний.
- Развивающие:
- развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности и потребностно-мотивационной области;
- развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы).
- Воспитательные:
- развивать самостоятельность, умение работать парами;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны. Эсхил
1.Начало урока.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Один из ученых сказал: «Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мыслей»
2.Проблемная ситуация.
Задача: Некто выехал из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50км. Затем он поехал в пункт С, который находится на расстоянии 30км от пункта В. Сколько километров ему нужно проехать, чтобы вернуться из С в А, если В и С не лежат на одной прямой?
В ответе можно использовать слова более или менее.
Основной фигурой в рассматриваемой проблеме является треугольник. Я уверена, что вы очень наблюдательны. Скажите, а где еще в повседневной жизни вам встречались треугольные формы? В архитектуре? (Знак аварийной остановки и т.д. Крыши имеют треугольную форму.)
– Вы правы. Основу крыш составляют наклонные и горизонтальные балки, которые соединены между собой и образуют треугольник.
Давайте сконструируем макеты собственных крыш. Представьте, что те полоски, которые лежат перед вами – это балки для построения крыши дома.
3.Исследовательская работа
– Перед вами лежат макеты сторон треугольников.
Постройте, используя эти макеты треугольники со сторонами:
а) 7, 12, 9;
б) 7, 14, 7;
в) 5, 16, 7.
В первой задаче треугольник построить легко.
Во второй получился отрезок. Почему? (Т.к. три вершины лежат на одной прямой, а треугольник – это фигура, составленная из трех точек, не лежащих на одной прямой, попарно соединенных отрезками. Длина большего отрезка равна сумме длин меньших.)
– Можно ли построить треугольник в третьем случае? (В третьем случае треугольник построить нельзя, так как длина большей стороны больше суммы длин меньших сторон.)
Учитель выслушивает версии учеников. В случае затруднения можно предложить детям сравнить длину стороны, построенной первой и сумму двух других сторон треугольника.
Верная версия детей: «Если сторона, построенная первой, меньше суммы двух других сторон, то треугольник строится».
– Итак, треугольник, с какими сторонами мы смогли построить? (Треугольник со сторонами 7, 12, 9.)
AB < BC + АС, так как 9 см < 7 см + 12 см
ВС < АВ + АС, так как 7 см < 9 см + 12 см
АС < АВ + ВС, так как 12 см < 9 см + 7 см.
Ученики обозначают стороны треугольника, записывают неравенства в тетради.
– Как называются выражения, записанные на доске? (Неравенства.)
– Что связывают эти три неравенства? (Стороны треугольника.)
– Какова тема урока? (Неравенство треугольника.)
– Сформулируйте это свойство. (Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.)
– А можно ли сформулировать неравенство треугольника, используя термин «больше»? (Каждая сторона треугольника больше разности двух других сторон)
4.Энергизатор
Отложите ручки, повернитесь парами лицом друг другу. На счет «один», поднимите правую руку с вытянутым указательным пальцем. На счет «два», накройте левой ладонью указательный палец соседа. На счет «три», успейте убрать свою руку и схватить палец соседа. Начали!
Ребята с удовольствием выполняют упражнение, которое снимает напряжение и создает доброжелательную атмосферу, повышает энергетический потенциал учащихся.
5. Первичная проверка понимания и закрепление знаний
– Выберите, какие треугольники не существуют?
Ответ: не существуют треугольники с номерами 3, 5, 6.
– Ребята, что вы заметили? Как быстро применить теорему о неравенстве треугольника?
(Высказывают свои версии.) – Сумма двух сторон, должна быть больше третьей стороны. Например, 10 + 3 > 5, но треугольник построить нельзя, почему? (Так как 3 + 5 < 10.) То есть, для того чтобы быстро проверить существует ли треугольник, надо сравнить большую сторону с суммой двух меньших сторон.
Задача 1: В равнобедренном треугольнике одна из сторон равна 25см, а другая – 10см. Какая из них является основанием? Основание – 10см
Задача 2: Можно ли из проволоки длиной 40см изготовить треугольник, сторона которого равна: а) 10см, б) 30см, в) 20см? б) нет в) нет
Задача 3: В треугольнике 2 внешних угла при различных вершинах равны. Одна из сторон равна 16см, а периметр – 74см. Найдите длины двух других сторон. 34см и 34см.
Задача 4: Найти все треугольники, длины сторон которых выражены натуральными числами и а) не превосходят числа 2; б) периметр треугольника равен 5.
а)1,1,1; 2, 2,2; 1, 2, 2 б) 1,2,2.
6. Обобщение и систематизация знаний (решение проблемы, проверка гипотезы)
– Итак, какое условие должно выполняться, чтобы можно было построить треугольник? (Большая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух меньших сторон.)
– Какую проблему я поставила перед вами в начале урока?
– Предложите решение этой проблемы, используя новые знания. (Расстояние между пунктами А и В должно быть меньше, чем 80 км, но больше 20 км)
– Какую гипотезу мы выдвигали?
– Подтвердилась ли гипотеза? (Да.)
7. Дом работа гл. 5, пар 2, № 277, 278, 279.
8. Окончание урока
Вот и подошел концу наш урок. Давайте подведем итоги.
Мы выучили…………………….
Мы умеем……………………………
Сделаем выводы…………………….