|   I Организация класса на работу.                               II Актуализация знаний учащихся.   1) Минутка чистописания                        2) Устные упражнения.                                                                                                                             3   ) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                III Закрепление нового материала.   1) Упражнение на последовательность числового ряда от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке)                               2) Упражнение на запоминание состава числа 5.          3) Работа с фразеологизмами.                   4) Работа по иллюстрации: Употребление количественных и порядковых числительных в речи.                 IV Повторение пройденного материала.                                                                 V Итог урока   |    - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!   Долгожданный дан звонок –  Начинается урок.  Ум и сердце в работу вложи,  Каждой секундой в труде дорожи.   Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки».Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо!          - Ребята, вспомните, с каким числом мы познакомились на прошлом уроке и какой цифрой оно обозначается на письме.   - Хорошо, тогда сейчас ещё раз пропишем эту цифру.   1. Работа с натуральным рядом чисел.   - Я приглашаю к доске 4 человека. Возьмите карточки с цифрами. Расположите числа в порядке возрастания: 4 3 2 1.  – Назовите самое большое и самое маленькое число.  – Какое число находится между числами 2 и 4?  – Какое число следует за числом 1?       – Назови число предшествующее числу 4.   2. Весёлые задачки.   - Поможем решить Маше и Мише задачки.   На пасеке 3 медвежонка,  Играли в прятки у бочонка.  Один в бочонок еле влез,  А сколько убежало в лес?  Группа малышей утят,  Плавать и нырять хотят.  Два уплыли далеко.  Два нырнули глубоко.  Сколько же утят в пруду?  Сосчитать я не могу.  Две ромашки – желтоглазки.  Два весёлых василька,  Подарили маме дети.  Сколько же цветов в букете?     - Я вижу, что вы очень старались, дома хорошо подготовились и выполнили все мои просьбы.     - Сейчас приступим к новой теме!  Отгадайте загадку.     Пред тобой – пятёрка братьев,  Дома все они без платьев,  А на улице, зато  Нужно каждому пальто. (5 пальцев)   – Кто догадался, о чём идёт речь в загадке? Правильно это пальцы! А почему вы решили, что это пальцы. А о каком пальто говорится в загадке, мы носим пальто на пальцах? Правильно, молодец, садись.     - Сколько пальцев на руке? Ребята, кто мне поможет сосчитать?   На моей руке 5 пальцев,   5 хватальцев, 5 держальцев  Чтобы брать и отдавать,   а ещё чтоб сосчитать – 12345.   У каждого пальца на руке есть своё имя как у человека. Ребята, а кто знает, как называются пальцы на руке? Назовите их. Правильно. У родителей узнайте, почему их так назвали.   - Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку, у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке. Какую вы взяли звёздочку? Почему?   -Посмотрите на доску. Сколько в верхнем ряду красных кружков?      Положите в нижнем ряду столько же синих.   Добавьте ещё один синий. Сколько стало?   Число 5 будем обозначать цифрой 5.   Каких кружков стало больше? Сравни: 4 4 .    Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будет следовать?       - Ребята, а кто сможет объяснить, как получили число5?   - Т.е мы к 4 прибавили 1 и получилось5? Да? Хорошо! А почему ты так думаешь? Поясни свой ответ. Начни сначала проговаривать натуральный ряд чисел.                               - Хорошо. Ты ответил верно, молодец!   - Ребята, вам понятно на каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?   - Отправляемся дальше, сейчас мы поучимся написанию цифры 5 в тетради.   - Итак, взяли в руки наши волшебные ручки, сели ровненько, посмотрели на памятку «Сиди правильно» и всё внимание на меня.   - Цифра 5 состоит из 3 элементов: это прямая вертикальная линия, полукруг и прямая горизонтальная линия.   - Начинаем писать. Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем «клюшку». Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла». (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки.)   - Пропишите 1 строчку цифры5 в тетради.   - Теперь вы уже знаете не только число 5, но и какой цифрой на письме это число обозначается и из скольких элементов состоит.   Ну, а сейчас мы немного отдохнём, сделаем зарядку для наших пальчиков:  1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять  Погуляли, погуляли, и домой пошли опять (Ладони смотрят друг на друга, пальцы соединяем и разъединяем попарно)    - Размяли пальчики?  - Порешаем задачки.  1) На ветке сидело 3 птички. К ним прилетело ещё две птички. Сколько птичек стало на ветке?  - Правильно! Молодец!  - А если бы на ветке сначала сидело 2 синички, а потом прилетели 3 снегиря. Сколько птичек стало бы на ветке  - Ребята, вы согласны с решением задач?  - Хорошо! А можем мы ещё путём сложения получить число 5.                      Итак, делаем вывод, что мы можем сказать о составе числа 5?  - Верно, а из суммы, каких именно чисел?  - Ребята, это вам понятно? Запомните это!   Физминутка      1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять.  Остановились на лугу.  А теперь быстрей бегу;  Лютики, ромашки, розовые кашки,  Собирал наш 1 класс.         - Ребята, сейчас выполним упражнения на закрепление изученного материала.   - «Игра найди своё место» Ребята, нужно выйти к доске, взять и расположить карточки по порядку от 1 до 7.          - А теперь хором проговорим в последовательности в прямом и обратном порядке.   - Молодцы!   - Работаем в парах. Называйте друг другу по очереди вопросы на состав числа. Н-р: 1+4=5, 4+1+5 и т.д   – Как вы понимаете выражения?      С пятого на десятое.   Как свои пять пальцев.    Пятое колесо в телеге.     – Зачем нужно использовать в речи эти выражения?   «Сказка про козлёнка»         – Чьё отражение увидел козлёнок в воде первым?   – Кого увидел вторым, третьим, четвёртым, пятым?  – Какие это животные? Почему так думаете?        - На каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5?   - Из скольких элементов состоит цифра 7?   - Что можно сказать про состав числа 7?          - Ребята, а как обозначается число 5 на письме?   - Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! И поэтому можно поставить всем отметку 5.   Вывод: 5 – отличная отметка, 5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды…   - Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке?   - Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно потренируйтесь в написании цифры 5 и повторите написание цифр от 1 до 4; выучите состав числа 5 и то место в натуральном ряде чисел. Порешайте примеры на эту тему.              |                                     - Да                 - На прошлом уроке мы познакомились с числом 4 и научились его писать в тетради.                 - Мы должны встать так:1, 2, 3, 4            Ответ: 4 и 1   Ответ: 3   Ответ: 2   Ответ: 3                               Ответ: 2          Ответ: 4                 Ответ: 4                                                    Ответ: пальцы на руке. Когда на улице холодно мы на руки надеваем варежки или перчатки.          - Их 5 на одной руке и 5 на другой                        - Большой, указательый, средний, безымянный, мизинец.          - Звёздочку с пятью лучами.                 Ответ: 4   Ответ: 5          Ответ: синих.          Ответ: 4   Ответ: к 4 кружкам прибавили 1 получили 5.   - Да. Я так думаю, что число 5 стоит в ряде натуральных чисел за числом 4. Один, два, три, четыре, пять. Мы каждый раз прибавляем одну отдельную единицу и получаем число на одну отдельную единицу больше предыдущего числа. Так и к числу 4 мы прибавили одну отдельную единицу и получили число 5, стоящее и следующее за числом 4.   Да.                                                                                                                                                      - Да.   - 3+2=5 Пять птичек стало на ветке.          - 2+3=5 Пять птиц стало на ветке.  - Да.  - При сложении 3 и 2, 2 и 3 мы получаем число 5.      Число 5 получается ещё из чисел 1 и 4.      - Что число 5 состоит из суммы чисел.  - Из суммы чисел: 4+1, 1+4, 2+3, 3+2.  - Да, понятно!                                                      - Ребёнок берёт карточки и прикрепляет их на доску в последовательности числового порядка от 1 до 5.      - Один, два, три, четыре, пять и обратно пять, четыре, три, два, один.              Дети упражняются.              Дети отвечают, если знают:  С одного дела перескакивать на другое, не доделав первое.  Знать что-либо или кого-либо очень хорошо.  Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.  Ответы детей.          - Своё.      - Телёнка, корову, быка, жеребёнка.  - Домашние. За ними ухаживает и кормит человек.      - Число 5 стоит за числом 4.      - Число 5 состоит из трёх элементов. И перечисляет их.  - Число 5 можно представить в виде сумм чисел: 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2.      - Обозначается на письме цифрой 5.                                      Дети отвечают на вопросы   |     1-2мин.   Учитель заходит в класс                                                    Дети в тетради прописывают цифру 4.   Дети выходят к доске и берут карточки.   У всех детей на столе лежит набор карточек с цифрами от 1 до 10. Дети поднимают нужную карточку с цифрой.                 Дети поднимают карточку с цифрой 2   Дети поднимают карточку с цифрой 4   Дети поднимают карточку с цифрой 4.                               Дети тянут руки. Один ученик отвечает.                        Дети тянут руки. Один ученик отвечает                 Отвечают, если знают. Учитель помогает.                                      Выполняет ученик у доски.                        Дети тянут руки. Один ученик отвечает.                                                    Ученик продолжает отвечать.                                                                                Дети пишут одну строку в тетради.                               Дети выполняют за учителем.          Используется предметные картинки.                        Ребёнок у доски приводит свои примеры.                               Дети выполняют движения за учителем.                                                                                                                                    Дети поднимают руки и отвечает один ребёнок.                                                                                           |