I Организация класса на работу. II Актуализация знаний учащихся. 1) Минутка чистописания 2) Устные упражнения. 3 ) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний. III Закрепление нового материала. 1) Упражнение на последовательность числового ряда от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке) 2) Упражнение на запоминание состава числа 5. 3) Работа с фразеологизмами. 4) Работа по иллюстрации: Употребление количественных и порядковых числительных в речи. IV Повторение пройденного материала. V Итог урока | - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки».Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо! - Ребята, вспомните, с каким числом мы познакомились на прошлом уроке и какой цифрой оно обозначается на письме. - Хорошо, тогда сейчас ещё раз пропишем эту цифру. 1. Работа с натуральным рядом чисел. - Я приглашаю к доске 4 человека. Возьмите карточки с цифрами. Расположите числа в порядке возрастания: 4 3 2 1. – Назовите самое большое и самое маленькое число. – Какое число находится между числами 2 и 4? – Какое число следует за числом 1? – Назови число предшествующее числу 4. 2. Весёлые задачки. - Поможем решить Маше и Мише задачки. На пасеке 3 медвежонка, Играли в прятки у бочонка. Один в бочонок еле влез, А сколько убежало в лес? Группа малышей утят, Плавать и нырять хотят. Два уплыли далеко. Два нырнули глубоко. Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу. Две ромашки – желтоглазки. Два весёлых василька, Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? - Я вижу, что вы очень старались, дома хорошо подготовились и выполнили все мои просьбы. - Сейчас приступим к новой теме! Отгадайте загадку. Пред тобой – пятёрка братьев, Дома все они без платьев, А на улице, зато Нужно каждому пальто. (5 пальцев) – Кто догадался, о чём идёт речь в загадке? Правильно это пальцы! А почему вы решили, что это пальцы. А о каком пальто говорится в загадке, мы носим пальто на пальцах? Правильно, молодец, садись. - Сколько пальцев на руке? Ребята, кто мне поможет сосчитать? На моей руке 5 пальцев, 5 хватальцев, 5 держальцев Чтобы брать и отдавать, а ещё чтоб сосчитать – 12345. У каждого пальца на руке есть своё имя как у человека. Ребята, а кто знает, как называются пальцы на руке? Назовите их. Правильно. У родителей узнайте, почему их так назвали. - Рассмотрите звёздочки. Выберите ту звёздочку, у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке. Какую вы взяли звёздочку? Почему? -Посмотрите на доску. Сколько в верхнем ряду красных кружков? Положите в нижнем ряду столько же синих. Добавьте ещё один синий. Сколько стало? Число 5 будем обозначать цифрой 5. Каких кружков стало больше? Сравни: 4 4 . Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будет следовать? - Ребята, а кто сможет объяснить, как получили число5? - Т.е мы к 4 прибавили 1 и получилось5? Да? Хорошо! А почему ты так думаешь? Поясни свой ответ. Начни сначала проговаривать натуральный ряд чисел. - Хорошо. Ты ответил верно, молодец! - Ребята, вам понятно на каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5? - Отправляемся дальше, сейчас мы поучимся написанию цифры 5 в тетради. - Итак, взяли в руки наши волшебные ручки, сели ровненько, посмотрели на памятку «Сиди правильно» и всё внимание на меня. - Цифра 5 состоит из 3 элементов: это прямая вертикальная линия, полукруг и прямая горизонтальная линия. - Начинаем писать. Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем «клюшку». Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла». (Цифра 5 пишется в два приема с отрывом ручки.) - Пропишите 1 строчку цифры5 в тетради. - Теперь вы уже знаете не только число 5, но и какой цифрой на письме это число обозначается и из скольких элементов состоит. Ну, а сейчас мы немного отдохнём, сделаем зарядку для наших пальчиков: 1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять Погуляли, погуляли, и домой пошли опять (Ладони смотрят друг на друга, пальцы соединяем и разъединяем попарно) - Размяли пальчики? - Порешаем задачки. 1) На ветке сидело 3 птички. К ним прилетело ещё две птички. Сколько птичек стало на ветке? - Правильно! Молодец! - А если бы на ветке сначала сидело 2 синички, а потом прилетели 3 снегиря. Сколько птичек стало бы на ветке - Ребята, вы согласны с решением задач? - Хорошо! А можем мы ещё путём сложения получить число 5. Итак, делаем вывод, что мы можем сказать о составе числа 5? - Верно, а из суммы, каких именно чисел? - Ребята, это вам понятно? Запомните это! Физминутка 1, 2, 3, 4. 5 – вышли дети погулять. Остановились на лугу. А теперь быстрей бегу; Лютики, ромашки, розовые кашки, Собирал наш 1 класс. - Ребята, сейчас выполним упражнения на закрепление изученного материала. - «Игра найди своё место» Ребята, нужно выйти к доске, взять и расположить карточки по порядку от 1 до 7. - А теперь хором проговорим в последовательности в прямом и обратном порядке. - Молодцы! - Работаем в парах. Называйте друг другу по очереди вопросы на состав числа. Н-р: 1+4=5, 4+1+5 и т.д – Как вы понимаете выражения? С пятого на десятое. Как свои пять пальцев. Пятое колесо в телеге. – Зачем нужно использовать в речи эти выражения? «Сказка про козлёнка» – Чьё отражение увидел козлёнок в воде первым? – Кого увидел вторым, третьим, четвёртым, пятым? – Какие это животные? Почему так думаете? - На каком месте в натуральном ряде чисел стоит число 5? - Из скольких элементов состоит цифра 7? - Что можно сказать про состав числа 7? - Ребята, а как обозначается число 5 на письме? - Молодцы! Вы сегодня отлично поработали! И поэтому можно поставить всем отметку 5. Вывод: 5 – отличная отметка, 5 пальцев на руке, 5 лучей у звезды… - Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке? - Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно потренируйтесь в написании цифры 5 и повторите написание цифр от 1 до 4; выучите состав числа 5 и то место в натуральном ряде чисел. Порешайте примеры на эту тему. | - Да - На прошлом уроке мы познакомились с числом 4 и научились его писать в тетради. - Мы должны встать так:1, 2, 3, 4 Ответ: 4 и 1 Ответ: 3 Ответ: 2 Ответ: 3 Ответ: 2 Ответ: 4 Ответ: 4 Ответ: пальцы на руке. Когда на улице холодно мы на руки надеваем варежки или перчатки. - Их 5 на одной руке и 5 на другой - Большой, указательый, средний, безымянный, мизинец. - Звёздочку с пятью лучами. Ответ: 4 Ответ: 5 Ответ: синих. Ответ: 4 Ответ: к 4 кружкам прибавили 1 получили 5. - Да. Я так думаю, что число 5 стоит в ряде натуральных чисел за числом 4. Один, два, три, четыре, пять. Мы каждый раз прибавляем одну отдельную единицу и получаем число на одну отдельную единицу больше предыдущего числа. Так и к числу 4 мы прибавили одну отдельную единицу и получили число 5, стоящее и следующее за числом 4. Да. - Да. - 3+2=5 Пять птичек стало на ветке. - 2+3=5 Пять птиц стало на ветке. - Да. - При сложении 3 и 2, 2 и 3 мы получаем число 5. Число 5 получается ещё из чисел 1 и 4. - Что число 5 состоит из суммы чисел. - Из суммы чисел: 4+1, 1+4, 2+3, 3+2. - Да, понятно! - Ребёнок берёт карточки и прикрепляет их на доску в последовательности числового порядка от 1 до 5. - Один, два, три, четыре, пять и обратно пять, четыре, три, два, один. Дети упражняются. Дети отвечают, если знают: С одного дела перескакивать на другое, не доделав первое. Знать что-либо или кого-либо очень хорошо. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек. Ответы детей. - Своё. - Телёнка, корову, быка, жеребёнка. - Домашние. За ними ухаживает и кормит человек. - Число 5 стоит за числом 4. - Число 5 состоит из трёх элементов. И перечисляет их. - Число 5 можно представить в виде сумм чисел: 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2. - Обозначается на письме цифрой 5. Дети отвечают на вопросы | 1-2мин. Учитель заходит в класс Дети в тетради прописывают цифру 4. Дети выходят к доске и берут карточки. У всех детей на столе лежит набор карточек с цифрами от 1 до 10. Дети поднимают нужную карточку с цифрой. Дети поднимают карточку с цифрой 2 Дети поднимают карточку с цифрой 4 Дети поднимают карточку с цифрой 4. Дети тянут руки. Один ученик отвечает. Дети тянут руки. Один ученик отвечает Отвечают, если знают. Учитель помогает. Выполняет ученик у доски. Дети тянут руки. Один ученик отвечает. Ученик продолжает отвечать. Дети пишут одну строку в тетради. Дети выполняют за учителем. Используется предметные картинки. Ребёнок у доски приводит свои примеры. Дети выполняют движения за учителем. Дети поднимают руки и отвечает один ребёнок. |