Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Сложение в пределах 10000"»
Тема: «Сложение в пределах 10000»
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Форма проведения урока: Урок - соревнование
Участники: учащиеся 6 класса
Деятельностная цель: создать условия для выведения алгоритма поразрядного сложения четырехзначных чисел; формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов по теме «Сложение в пределах 10000»
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности
Познавательные УУД: закрепить, углубить, структурировать знания о позиционной записи многозначных чисел; усиленно фиксировать внимание на существенных признаках письменного сложения многозначных чисел; сопоставлять, сравнивать сходные понятия, действия; выработать у учащихся способы действий в комплексе; анализировать объекты с целью выделения признаков; применять полученные знания при решении задач; анализа истинности утверждений; доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности.
Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать и слышать, дисциплинированность, самостоятельность мышления; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; контроль, коррекция, оценка действий партнеров.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры; адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Межпредметные связи: окружающий мир
Оборудование: листы индивидуального оценивания, индивидуальные карточки с заданиями
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся.
-Проверим готовность к уроку.
Прозвенел и смолк - …звонок,
Начинаем наш - … урок.
А какой урок по счету?
Наш урок уже –… четвертый.
Подскажите мне тотчас
А урок, какой сейчас?
Чтение, грамматика?
Это – …математика!
Тут затеи и задачи, игры, шутки – все для вас.
Пожелаю всем удачи-
за работу! В добрый час!
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Сосредотачивает внимание учащихся
-Ребята, сегодня у нас урок – соревнование. Вы уже разделены на 2 команды. Выберите себе капитана команды. И так соревнование начинается!!! За верные ответы команда получает баллы.
- Сегодня ______ Запишите дату, классная работа в тетради.
Учитель организует работу класса. Проверяет правильность, аккуратность записей.
Актуализация опорных знаний обучающихся.
1.
-Ребята, а вы знаете, кто приносит подарки на Новый год? Давайте решим математический диктант!
1. Первое слагаемое 7, второе слагаемое 8. Найдите сумму. (15)
2.Запишите число, которое на 1 больше, чем 9. (10)
3.Найдите сумму чисел 6 и 9. (15)
4.Запишите число, в котором 1 десяток и 2 единицы. (12)
7.Даны два числа 100 и 1000. Какое число меньше? Запишите его. (100)
8.Найдите разность чисел 18 и 1. (17)
-Возьмите друг у друга тетради и проверьте результаты математического диктанта.
Ответ: 15, 10, 15, 12, 100, 18, 100, 17 .
-Расшифруйте, напишите сверху над числами буквы:
10 – е, 12 – м, 15 – д, 17 – з, 18 – р, 100 –о
-Так, кто приносит подарки?
Правильно - … Дед Мороз
2.Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Активизирует работу класса. Задает вопросы. Комментирует ответы. Подводит к формулированию детьми темы урока.
-Ну, вот урок уже идет и даже Дед Мороз удивлён, почему же до сих пор нет темы урока?!
-Помогите мне определить тему урока. Для этого нужно определить, какой из столбиков примеров лишний.
1621+3258 3207+ 1084 1620- 1534
2614+5206 5136+ 2344 15: 15
6503+1227 3428+ 2152 1234+ 1
-А чем отличаются 1, 2 столбики примеров от 3 столбика? В 1, 2 столбиках нужно выполнить сложение четырехзначных чисел, а в 3 столбике примеры на вычитание, деление и умножение. Значит 3 столбик примеров лишний. Рассмотрим примеры оставшихся столбиков. Скажите, пожалуйста, а можно ли решить эти примеры устно? А как нужно решать такие примеры? ( Письменно). Какая же тема нашего урока?
(Дети устно отвечают на вопросы. Делают выводы.)
Тема: Письменное сложение чисел.
Какие же цели нашего урока? Вывести правила (алгоритм) сложения четырехзначных чисел.
Запишите тему урока. А девизом урока сегодня, будут слова американского математика Д.Пойа: «Лучший способ изучить что- либо – это открыть самому»
Как называется первый класс чисел? Второй класс? Сколько разрядов в каждом классе? Назовите 1 разряд, второй, третий, четвёртый и т.д. Сколько будет цифр в числе, если это число относится к 1 классу? А ко 2 классу?
Что пишут, если отсутствует какая – либо разрядная единица?
Рассмотрите примеры.
3456 255 6830
+ 2437 +453 +2312
36997 608 29950
- Какие ошибки были допущены в записях? Что надо знать, чтобы не ошибиться в подобных вычислениях?
III.Изучение нового материала.
-Ребята, скажите, а вы можете письменно решать примеры на сложение двузначных чисел? Трехзначных чисел? Давайте вспомним, как мы выполняли сложение.
По 1 человеку от команды к доске.
24 243
+45+452
69 695
-Какие правила соблюдали при записи примеров в столбик, при решении? С какого разряда начинали считать? Затем к какому разряду переходили? Что вы заметили? Соблюдается ли одни и те же правила при сложении двузначных и трехзначных чисел? Как называется такое сложение? Что мы соблюдали при сложении чисел в столбик?
Кто сможет решить пример на сложение четырехзначных чисел и объяснит, как выполнять сложение четырёхзначных чисел?
4035+3445
4035
+3445
7480
А теперь все вместе составим алгоритм сложения четырехзначных чисел. (Дети устно составляют алгоритм сложения четырехзначных чисел.)
Учитель раздает алгоритм сложения на карточках.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
-А сейчас ребята вы будете работать в группах. Решив примеры, вы узнаете, где живет Дед Мороз.
1 группа 2 группа
1621+ 3258 2137+7256
3207 +1084 4605+5078
2614+ 5206 2035+1204
5136 +2344 4185+2715
6503+ 1227 2678+ 1222
3428+ 2152
1 группа
1пр
2пр
3пр
4пр
5пр
1пр
6пр
в
е
л
и
к
и
й
2 группа
1пр
2пр
3пр
4пр
5пр
у
с
т
ю
г
-Давайте проверим, что же получилось в группах. Так, где же живет Дед Мороз?
-В Великом Устюге.
Учитель проверяет правильность решения примеров, оказывает индивидуальную помощь. Эмоционально поддерживает учеников.
Физминутка
V. Включение в систему знаний и повторение
-Там в 15 км от Великого Устюга живет Дед Мороз и каждый день к нему приходят письма от детворы. А Дед Мороз у нас особенный, он знает все-все языки, на которых общаются люди нашей огромной и многонациональной Родины. Поэтому вы можете написать ему письма на своем родном языке, и он обязательно вам ответит. А сейчас мы решим задачу и узнаем, сколько писем получает Дед Мороз.
Учитель организует решение задачи.
Задача.
В 1 день почтальон принес Деду Морозу 1174 письма, во второй день на 20 писем больше, чем в первый день, а в 3 день на 34 письма меньше, чем во второй день. Сколько писем всего он получил за 3 дня?
Составим краткую запись. О чем говорилось в задаче? Выделите главные слова. Сколько писем получил Дед Мороз в 1 день? Во 2 день? В 3 день? Что нужно узнать?
? п.
1 д. – 1174 п.
2 д. - ?п, на 20 п.
3 д. - ?п, на 34 п.
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет, т.к., мы не знаем, сколько писем Дед Мороз получил во 2 день и в 3 день)
Составление плана и решение задачи.
План и решение;
1)Сколько писем получил во 2 день?
1174
+ 20
1194(п)
2) Сколько писем получил в 3 день?
1194
- 34
1160(п)
3) Сколько писем получил всего?
1174
+ 1194
1160
3528(п)
Ответ: 3528 писем всего.
VI. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель подводит вместе с детьми итоги урока.Корригирование по мере необходимости ответов.
- Ребята, чем занимались сегодня на уроке? Что мы составили? Расскажите алгоритм сложения четырехзначных чисел. Отличается ли этот алгоритм от алгоритма сложения двузначных, трехзначных чисел? Какое задание на уроке было самым интересным? Все ли вам удалось? Понравился урок? Подведение итогов соревнования.
- Оцените свои знания в листе самооценки и повесьте на Ёлочку Знаний оценку уроку.
VII. Домашнее задание.
Составить кроссворд с математическими терминами и ключевым словом – «Снегурочка».