1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной проблемы
4. Развитие умений
5. Итог урока (рефлексия)
6. Домашнее задание
| Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Итак, ребята, вы готовы к уроку? - Зарядка для пальцев (проговаривая слова, дети поглаживают каждый пальчик).
- Сегодня на уроке вас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией. А как будут называться фигуры, которые живут в стране геометрия? Вы узнаете, как называется новая геометрическая фигура. Но сначала повторим ранее изученный материал. Устный счет: (13 + 5) – 6 - Посмотрите на доску. Что вы видите? - Это решение задачи. Придумайте условие.
- Объясните по выражению, что означают числа 13, 5, 6. - Решите задачу по действиям. - Что узнали первым действием? Вторым? - На какие две группы можно разделить числа, которые вы использовали в записи решения? - К наименьшему однозначному числу прибавьте наибольшее двузначное. Какое число у вас получилось? - Можно ли это число отнести к одной из наших групп? - Расположите наши числа в порядке убывания: 13, 5, 6, 12, 1, 99, 100.
- Вы так хорошо потрудились, и я теперь вам хочу рассказать сказку. Только сказка не обычная, а математическая. Называется она «Родственники». Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми. Так при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы не встретила она на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!» - Как же зовут тебя, брат? - спрашивали встречные. - Назовите эту фигуру, ребята? - А как вы узнали?
Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество; ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Ежели встречу родственника, то сразу его узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем – то похож». Однажды встречает на пути он такую фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что – то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда: «Как зовут тебя? - Меня зовут… - Ребята, кто думает, как называется эта фигура? - Правильно прямоугольник. А почему он так называется? - Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы. - Сколько сторон у прямоугольника? - Как называются стороны, которые лежат одна против другой? - Покажите их. - Давайте измерим их длину. Что скажете? - Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника - В этом мы можем убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга. Вот какая интересная фигура – прямоугольник. Но вернемся к сказке. Вот Квадрат спрашивает: «А мы не родственники с тобой?» - Я бы тоже рад был бы об этом узнать. Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит мы с тобой близкие родственники, и у нас фамилия может быть одна и та же, - ответил Прямоугольник. Стали они искать, и нашли эти четыре признака сходства. Давайте и мы их найдем.
- Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может быть у них? Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить и поживать, вместе трудиться и вместе веселиться, вместе по белому свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустов еще какая то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой (изображение на проекторе). Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит: - Долго я искал представителей нашего странного рода. Наконец - то я вас нашел, своих близких родственников. - А как же тебя зовут? – с удивлением спросили новую фигуру. - Зовут меня… - Как называют эту фигуру, ребята? - А как же ты докажешь, что мы родственники? – вновь последовал вопрос. - Очень просто. Все мы имеем 2 общих признака. И эти 2 признака сходства были названы. - А вы сумеете их назвать?
- Так встретились и стали жить вместе 3 родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом… - Понравилась сказка? О какой новой фигуре мы сегодня узнали? - Значит, какая тема нашего урока? Фиксирует тему на доске. - Продолжаем нашу тему. Давайте откроем учебники и начнем решать задачи. № 1 с. 14. № 2 с. 14. - 1) Начерти в тетради треугольник с прямым углом, четырехугольник, у которого все углы прямые, и четырехугольник, у которого 2 угла прямые, а другие не прямые. 2) Раскрась прямоугольник. - Задание на смекалку. - Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. - А теперь давайте подумаем, можно ли из прямоугольника получить квадрат. - Начертите квадрат любым способом. - Назовите фигуру, которую вы видите? - Чем отличается от прямоугольника? - Подумайте, как из этой фигуры получить прямоугольник. - Докажите, что это прямоугольник.
- Вот и заканчивается наш урок. Вам понравился? - Что нового узнали на уроке? - Что осталось непонятным? Подойдите к красной звезде – если урок прошел с пользой для вас, вы усвоили материал и можете помочь другим. Зеленая звезда – знаете определение , но вам нужна помощь при выполнении заданий. Желтая звезда – материал урока оказался для вас трудным. - С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлики.
- № 4, 6, стр. 14.
| - Мы готовы! - Здравствуй, пальчик, добрый день и т.д.
- Геометрические.
- Выражение.
- Петя нашел 13 грибов, а Вася 5 грибов, 6 грибов оказались несъедобны. Сколько съедобных грибов нашли мальчики? - Объясняют.
- 13 + 5 = 18 (г.) 18 – 6 = 12 (г.)
- Однозначные и двузначные.
- 1 + 99 = 100.
- Нет, нельзя, потому что оно не относится ни к одной из групп. - 1, 5, 6, 12, 13, 99, 100.
- Квадрат.
- Стороны равны, углы прямые.
- Прямоугольник.
- 4.
- Противолежащие.
- Они равны.
- Противоположные стороны прямоугольника равны.
- 1) Четыре угла; 2) Все углы прямые; 3) Четыре стороны; 4) Противоположные стороны равны. - Прямоугольники.
- Четырехугольник.
- Четыре угла. Четыре стороны. - Четырехугольники.
- О прямоугольнике.
- Прямоугольник.
- Решают номера.
- Чертят в тетрадях самостоятельно.
- Четырехугольник.
- Углы не прямые.
|