Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Доли и дроби"»
Предмет: математика
Класс: 3
Учитель: Мельникова Людмила Андреевна
Тема урока: Доли и дроби.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности понятия доли и дроби
Задачи урока:
Предметные:
Формировать теоретическое и практическое представление о долях, обыкновенных дробях, знаменателе, числителе, записи и чтения обыкновенных дробей;
Формировать умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по коллективно составленному плану;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Высказывать свое предположение;
Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Личностные:
Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Андреевна сегодня с вами работать буду я.
- И начнём с небольшой разминки. - Вам нужно быстро ответить на вопрос, записать полученный результат в маршрутном листе, задание под №1.
Какое сегодня число? (7)
Сколько сантиметров в дециметре? (10)
Уменьшить вершины квадрата на 2. (2)
Какой по счету месяц декабрь? (12)
Сколько раз надо посчитать, чтобы зайчик вышел погулять? (5)
- Отлично, увеличь их на 300 и запишем эти числа в порядке возрастания (дети записывают числа).
- Теперь, я попрошу вас найти закономерность и продолжить ряд, записав еще 4 числа. (302, 305, 307,310, 312, 315, 317, 320, 322)
- Выполните взаимопроверку (Слайд 5)
- Как называются такие числа? (натуральные)
- Оцените свою работу!
- Вы замечательно справились с заданием, я предлагаю вам решить следующие задачи, записав только решение с наименованием.
Задание № 2
1). Пять путешественников разделили поровну 45 банок тушенки.
Сколько банок досталось каждому?
2). Семья из четырех человек отправились в путешествие. На завтрак мама разделила 4 плюшки между членами семьи. Сколько плюшек получит каждый?
3). Сережа разделил поровну 1 плюшку с сестрой.
Сколько плюшек досталось каждому?
-Объясните решение первой задачи. (100:5=20б)
У кого так?
-Объясните решение второй задачи.
2: 2 = 1(пл.)
-Какие числа получились в значении этих задач?
-Как называются такие числа? (натуральные)
II. Вхождение в тему урока и создание проблемной ситуации.
-Кто решил третью задачу 1:2
-Кто согласен?
-У кого другое решение? Какое?
1 : 2 =
-Объясните его.
- Плюшка была одна, которую делили дети (прикрепляю на доску рисунок плюшки)
-Предложите, как Дети смогут поделить плюшку. (Они должны разрезать по середине на две равные части. Пополам - это на две равные части.)
-Мы разделили, но не можем записать ответ? Какая проблема встала перед нами?
1 : 2 = ?
-Будет ли ответ натуральным числом? (нет)
-Почему? (Это число должно быть меньше 1, а 1 - это самое маленькое натуральное число)
- К этой задаче, мы еще вернемся, раздел который мы свами будем изучать сегодня, считался самым трудным в средние века, люди, овладевшие им, слыли настоящими мудрецами!
- Прежде чем узнать его, поработаем с вами в группах.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Разгадать ребус.
Вычисли и запиши результат.
Разгадать ребус.
-Вы замечательно справились с заданием!
-Но странное сочетание слов! Как они связаны с математикой? Почему апельсин? Вот так проблема стала перед нами! И решить нам поможет мультфильм. (просмотр мультфильма«Апельсин»)
-Почему рассердился волк? (Ему не досталось апельсина)
-В чем его ошибка? (он не умеет дружить)
-Что получил каждый из животных мультфильма? (Дольку апельсина)
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
III .Формулирование цели и темы урока
Догадались, какой раздел был самый сложный? (да)
Так какая тема нашего урока? (слайд № 8)
-Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня? (карточка – «что такое доли и дроби»)
- Какая еще у нас возникла проблема? (Карточка – «как записать дробь?»)
- Ну, а человек умеет записывать, он должен уметь читать? ( карточка – «читать»)
- Начнем, что такое доля? Вы смотрели мультфильм что они делили (апельсин). На что? Что такое доля? (карточки: Доля-это часть целого.)
Беру яблоко и говорю:
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком? (разрезать)
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.
-Правильно я поступила? (нет)
-Получились доли? (нет)
-Почему? (Нет. Части не равные)
-А как правильно разрезать? ( Части должны быть равные)
-Какой вывод можно сделать( Доля-это равная часть)
На доске:
Как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам)
Держу в руках две половинки и спрашиваю:
-На сколько равных долей разрезано яблоко? ( На две доли.)
-А если я возьму одну из двух долей? ( Одна доля из двух.)
- Как назовем долю? (вторая)
-И так, ребята, доли обозначают такой записью: (На доске дети видят следующую запись: 1/2)
- Что эта запись обозначает?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
На доске: «Одна какая»
- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Какая доля получилась
- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. (2/4; ¾)
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?(карточка –Сколько всего разделили)
- А число над чертой? ?(карточка –Сколько долей взяли)
- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли
На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»
И так, вы уже догадались как называется это число? (дробь)
Практическая работа с фигурами.
Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам. (маршрутный лист – задание № 3 )
Слайд - На сколько долей разделена фигура?
- Какие они между собой?
- Сколько долей?
- Как назвать одну долю?
- Запишите.
Оцените свою работу
Физминутка.
- Хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Если услышите натуральное число, топайте. Как только вы услышите дробь, вы делаете хлопок.
3, 1/3, 2/3, 27, 2/7, 9, 1/9, 3/9.
Верхняя часть называется – числителем, нижняя знаменателем. Чтобы лучше запомнить, послушайте сказку:
Жили-были в двухэтажном домике два брата. Тот, кто жил на втором этаже, любил быть чистеньким и часто мылся, поэтому его называли чистюля- ЧИСЛИТЕЛЕМ. А тот, кто жил на первом этаже, мыться не любил, да еще и чистюля выливал воду из окна и забрызгивал брата. Поэтому он и был забрызганный, замазанный, его и называли замарашка – ЗНАМЕНАТЕЛЕМ. Так и пошло. Чистый – сверху, числитель, забрызганный – снизу, знаменатель.
-Знаете ли вы, что слово " дробь" древнего происхождения. Оно обозначает часть целого числа, всякого рода мелочь, крупинка, крошка.
-Это слово многозначное, о каждом значении этого слова вы будите говорить на уроках русского языка. А в математике термин "дробь" появилось 200 лет назад.
Вернемся к нашей задачи про плюшки. Теперь мы с вами сможем записать решение? (да)
Действие контроля.
Задание №4
- Данные числа разделить на 2 группы. (числа на доске и на листочках на партах у детей)
1/6. ¾, 17, 5, 4/8, 5 4,86, ¼, 20 .
-На какие группы разделили числа? (на натуральные и дробные)
-Обведите дроби.
-(Одна пара детей идет к доске выполнять это задание.)
- Прочитайте дробные числа.
-Что вам помогло определить дробные числа? (их запись)
Задание№5 Закрасить часть фигуры, соответствующую данной записи.
IV. Подведение итогов, рефлексия.
-Наш урок подходит к концу.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Молодцы, вы ничего не забыли, вспомнили все, с чем познакомились.
-Оцените свою работу на уроке.
Я благодарю вас за поддержку, мне было интересно и легко с вами работать!
В знак признательности каждому из вас я хочу подарить буклет. Спасибо.