Конспект урока по математике для 6 класса на тему: "Пропорции"
Конспект урока по математике для 6 класса на тему: "Пропорции"
Урок изучения нового материала. Цель урока: изучить понятия пропорция и члены пропорции, уметь составлять пропорции из отношений, сформировать основное свойство пропорции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете сами. Прежде, чем начать изучение новой темы, мы с вами всегда повторяем раннее пройденный материал. Что вы изучали на прошлых уроках? (Отношение). Вопросы к классу:
Что называют отношением двух чисел?
Что показывает отношение двух чисел?
Как узнать, сколько процентов одно число составляет от другого?
Теперь мы приступаем к изучению новой темы в этом разделе. А узнать тему урока нам помогут несколько примеров. На слайде изображена таблица с примерами и буквами, чтобы узнать тему урока, нужно устно решить примеры. (Слайд 1)
Итак, тема сегодняшнего урока Пропорция.(Слайд 2)
Запишите в тетрадях число и тему урока. Целью урока является: изучить понятия пропорция и члены пропорции, уметь составлять пропорции из отношений и выявить основное свойство пропорции.
III. Усвоение новых знаний.
Перед вами несколько отношений. Устно найдите значение этих выражений. (Слайд 3)
4 : 0,5=
=
5 : 10 =
=
8 : 1 =
2,5 : 5 =
4 : 0,5 = 8 : 1
=
5 : 10 = 2,5 : 5
Как можно сгруппировать эти отношения?
Запишите полученные равенства в тетрадь. Эти равенства и есть пропорции.
– Кто может дать определение пропорции?
Определение: Равенство двух отношений называют пропорцией. (Слайд 4)
Записывают и читают пропорцию так: «Отношение a к b равно отношению с к d» или «a относится к b, как с относится к d». (Слайд 5)
a : b = c : d
или
=
Числа a, b, c, d называются членами пропорции.
a, d -крайние члены, b, с – средние члены.
Запишите пропорции (слайд 6):
Прочитайте их и назовите крайние и средние члены у каждой пропорции.
Найдите произведение крайних и средних членов у первой пропорции.
1.5*4=6 и 5*1.2=6.
Что мы получили? (что эти произведения равны).
Такой свойство называется основным свойством пропорции (слайд 7):
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
Верно и обратное утверждение: Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верная.
А сейчас задание. Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями?
Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних? (нет). Значит, это пропорция…? (неправильная).Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). А как еще можно определить верная пропорция или неверная? (найти значение отношений)
В дальнейшем мы будет говорить о верных пропорциях.
1 вариант (для учащихся с низкими учебными возможностями)
Пропорция
a : b = c : d
Крайние члены
1;8
3;6
a;d
Средние члены
2;4
2;9
b;c
Произведение крайних членов
8
18
Произведение средних членов
8
18
2 вариант (для учащихся со средними учебными возможностями)
Пропорция
72 : 9 = 16 : 2
a : b = c : d
Крайние члены
1,2; 10
72; 2
a;d
Средние члены
3; 4
9; 16
b;c
Произведение крайних членов
12
144
Произведение средних членов
12
144
VI. Обобщение и систематизация.
Используя основное свойство пропорции, составьте верную пропорцию из следующих чисел: 1, 3, 5, 15. Сколько верных пропорций можно составить? (4шт) (Слайд 9)
1 : 3 = 5 : 15
3 : 1 = 15 : 5
1 : 5 = 3 : 15
5 : 1 = 15 : 3
VII. Контроль и самопроверка знаний
Математический диктант
Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6.
Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.