Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 6 класс «Числа с разными знаками»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5 города Шатуры»
Конспект урока по математике
6 класс
«Числа с разными знаками»
и использованием игровых технологий
Выполнил: учитель математики
Александров А.В.
г. Шатура, 2020
«Числа с разными знаками»
урок-игра по математике в 6 классе
Тема: Числа с разными знаками
Тип урока: закрепление изученного материала
Форма проведения: урок-игра
Продолжительность: 1 урок (40 мин)
Класс: 6
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, программы Power Point, Word, презентация
Литература:
Н. Я. Виленкин «Математика», 6 класс
Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон «Математика», 6 класс
Л. В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика»
Конспект урока:
Цели урока:
повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»;
тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой;
закрепление умений учащихся по данной теме;
воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
развитие математического мышления, умения находить ошибки;
развитее навыков работы с интерактивной доской.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение целей урока, плана урока.
Станция «Кроссвордная». Устная работа с классом.
Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1.Слайд 1)
Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.
2. Сообщение целей и плана урока. (Приложение1. Слайд 2)
3. Станция «Кроссвордная».
Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная».(Приложение 1. Слайд 3)
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях.(Приложение 1. Слайд 4)(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда маркером интерактивной доски).
По горизонтали:
3. Числа со знаком "-" называются … (отрицательные)
6. Положительное направление на координатной прямой указывает …(стрелка)
7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. (координата)
По вертикали:
1. Числа со знаком "+" называются …(положительные)
2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. (модуль)
4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. (целые)
5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … (ноль)
4. Станция «Лукоморье»
Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Приложение 1. Слайд 5)
(Учащиеся называют числа, соответствующие точкам).
( А(2), В(4), С(-2), D(0,5), Е(-3,5) )
2) (Приложение 1.Слайд 7) Запишите координаты точек, отмеченных на прямой.
(Ребята маркером записывают в скобках координаты предложенных точек).
( В(1), К(-0,5), М(0,5), D(- ), F( ), N(1 ) )
3) (Приложение 1.Слайд 8) Отметьте на координатной прямой точки.
(Учащиеся отмечают на прямой перечисленные точки, записывают соответствующие буквы. Используется маркер интерактивной доски, можно менять толщину и цвет линии, использовать ластик для исправления ошибок).
5. Станция «Солнечный город»
Следующая станция на нашем пути - это Солнечный город. (Приложение 1.Слайд 9) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями - малышами.
Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.
Физкультминутка. (Приложение 1.Слайд 10)
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы - знаком « - ».
Например, в январе Знайка сделал следующую запись. (Приложение 1.Слайд 11)Она обозначает, что в начале месяца у него было 15 монет, а в течение месяца ним добавились сначала 3 монеты, потом 8, потом он израсходовал 5 монет и т.п.
Какие доходы были у Знайки в январе? (+41)
Какие расходы? (-18)
Каков итог за месяц? (+23)
Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в феврале свои записи в таблицу. Какой итог на конец февраля получился у каждого?
(Учащиеся устно выполняют вычисления доходов и расходов, находят итог. Учитель вписывает результаты в последнюю колонку таблицы).
Расходы : -18
Итог: +23
Сиропчик
+8-2+4+9-11-5+4+5-2
Доходы : +30
Расходы : -20
Итог: +10
Пончик
+17-1-3+6-2-5+4-2+1
Доходы : +28
Расходы : -13
Итог: +15
Тюбик
+5+1+6-2-8+4-3-3
Доходы : +16
Расходы : -16
Итог: 0
Авоська
+3-2+1-3+4-2-1-5
Доходы : +8
Расходы : -13
Итог: -5
Незнайка
-12+2-1-6+4-3+5+4
Доходы : +15
Расходы : -22
Итог: -7
Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем - то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Приложение 1.Слайд 12)
(Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).
-6+2=-4 (Д)
8+(-1)=7 (Е)
-10,6+2,6=-8 (К)
-3+(-3)=-6 (А)
2+(-7)=-5 (Р)
-1+1=0 (Т)
ДЕКАРТ. (Приложение 1.Слайд 13) Рене Декарт - французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
5. Станция «Зазеркалье»
Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье.(Приложение 1.Слайд 14)
1) Алиса задает вам свои задачки: (Приложение 1.Слайд 15)
Соедини числа стрелками в порядке возрастания
-
6
(На одном слайде два задания на эту тему. Первый - более простой, содержит только целые числа. Второй несколько сложнее, содержит дробные числа. Учитель, слушая ответы учащихся, соединяет стрелками числа).
2) Чеширский кот и Шалтай - Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. (Приложение 1.Слайд 16) Правда, не всегда у них получается правильно. Найдите ошибки в их вычислениях.
(Учащиеся находят ошибки, исправляют их с помощью маркера. При желании - меняют цвет маркера.)
Кот: -5+2=7 (-3) Шалтай - Болтай: 0+(-1)=0 (-1)
-4+(-1)=3 (-5) 16+(-2)=18 (14)
5+(-2)=-3 (3) (0)
6. Станция «Тридевятое королевство»
И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство»(Приложение 1.Слайд 17)
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается - правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной. (Приложение 1.Слайд 18)
(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).
Сравните свои ответы с ответами царевича.
(Ребята проверяют свои ответы по этому же слайду)
Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.
(Тетради по окончании урока сдаются учителю)
С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.
7. Подведение итогов урока
Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.
Что мы делали сегодня на уроке?
Что вы умеете?
Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали.