Тема урока Сложение чисел с разными знаками
Тип урока и его структура урок изучения нового материала
Данный урок является 3 уроком в теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». До этой темы мы рассматривали сложение отрицательных чисел, в ходе данного урока мы сравниваем эти две темы. В последующих уроках будут использованы правила для вычислительных работ.
При планировании урока были учтены следующие особенности класса: возрастные, вычислительные навыки.
Триединая дидактическая цель урока
1.вывести правило сложения чисел с разными знаками, развивать умения выполнять сложение положительных и отрицательных чисел; продолжить работу по формированию навыков решения текстовых задач;
2.повторить: определение модуля числа, определение противоположных чисел; правило сложения отрицательных чисел; формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в паре, способности самооценки, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление;
3.воспитывать интерес к математике и окружающему миру, создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.
Методы обучения:поисковые;
исследовательские;
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные
План урока:
Организационный момент.
Устный счет.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия
Главным этапом урока является изучение нового материала. При объяснении материала применяла: ИКТ, опорный конспект, самостоятельная формулировка правила, сравнение этого правила с формулировкой учебника, работа с учебником.
Разговор об Олимпиаде дал возможность обучающимся почувствовать себя настоящей личностью, который может высказывать свое мнение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
вывести правило сложения чисел с разными знаками, развивать умения выполнять сложение положительных и отрицательных чисел; продолжить работу по формированию навыков решения текстовых задач;
2.повторить: определение модуля числа, определение противоположных чисел; правило сложения отрицательных чисел; формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в паре, способности самооценки,развивать внимание, память, воображение, логическое мышление;
3.воспитывать интерес к математике и окружающему миру, создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей.
дидактические материалы по математике для 6 класса авт. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Методы обучения: поисковые;
исследовательские;
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные
План урока:
Организационный момент.
Устный счет.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Беседа о XXII Зимних Олимпийских играх 2014 г. в Сочи:
1.За какую команду вы болели в ходе Олимпийских игр?
2. Какое место заняла наша команда?
3.Вы довольны нашей командой?
4. Кто являлся талисманом игр?
Ребята, к нам в гости пришли данные герои игр зимних Олимпиад. И с собой принесли несколько заданий.
II. Устный счет.
(слайд 4)Предлагаю вам выполнить сложение:
23+ 47 =
– 5 + (– 11) =
8 + ( - 6) =
Проанализируйте записи.
В первой и второй строке мы складываем числа с одинаковыми знаками.
В третьей строке числа с разными знаками.
Слайд 5. Следующее задание подготовил Мишка. Постарайтесь ответить на его вопросы правильно, четко и ясно
Слайд 6. Сравнить:
Слайд 7.Вычислить
Учащиеся при устном ответе обязательно проговаривают правило, на которое они опираются.
III. Изучение нового материала.
Учитель.
Ребята, посмотрите пожалуйста на 8-9 слайд. Что вы можете объяснить по данным слайдам .
Здесь мы видим « злые числа» - числа отрицательные, если сложить зло со злом мы что получим, конечно зло.
Если сложить положительные числа, мы про них говорим «добрые числа», то всегда нас будет сопровождать добро, удача и победа
Сегодня пришла пора научиться складывать «числа-соперники» - числа с разными знаками.
Слайд 10. Тема урока.Учащиеся записывают её в тетради.
Слайд 11. Учитель. Соперники обычно встречаются на соревнованиях. И мы сегодня побываем с вами на нескольких турнирах. Первое, что нас ждет – это финал конкурса по перетягиванию каната. Встречаются Иван Минусов под номером -7 и Петр Плюсов под номером +5. Как вы думаете, кто победит? Почему? Итак, победил Иван Минусов, он действительно оказался сильнее соперника, и смог перетащить его на свою отрицательную сторону ровно на два шага.
Слайд 12. А теперь побываем на других соревнованиях. Перед вами финал состязания по стрельбе. Лучшими в этом виде оказались Минус Тройкин с тремя воздушными шарами и Плюс Четвериков, имеющий в запасе четыре воздушных шарика. А здесь ребята, как вы думаете, кто станет победителем?
Слайд 13. Соревнования показали, что в них побеждает сильнейший. Так и при сложении чисел. -7 + 5 = -2 и -3 + 4 = +1. Ребята, как же складываются числа с разными знаками?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель формулирует правило, приводит примеры.
-10 + 12 = +(12 – 10) = +2
-4 + 3,6 = -(4 – 3,6) = -0,4
Учащиеся в процессе демонстрации могут комментировать решение, появляющееся на слайде.
Слайд 14. Задание: Попытайтесь составить опорный конспект по данной теме.
Рассмотрим 2 варианта. Молодцы. Думаю, что эта схема поможет вам при решении примеров.
(На доску вывешивается печатный вариант опорной схемы).
Работа с учебником. Учитель предлагает ребятам открыть учебник, пункт 33, прочитать правило сложения чисел с разными знаками. Комментирует правило.
Слайд 15. Физкультминутка
IV. Закрепление.
Слайд 16. Учитель.Игра «Снежный бой». К нашему леопарду приближается охотник, его необходимо испугнуть.. Для этого у нас имеются снежные комки.. Но чтобы напугать охотника, необходимо произвести точные расчеты. Какие вы сейчас увидите. Готовы? Тогда вперед!
Учащиеся по очереди выходят к доске и вычисляют примеры, появляющиеся на слайде.
Класс выполняет задание из учебника №1066(и,л,н,п). Несколько учащихся, на оценку, решают индивидуальные задания (дидактические материалы по математике №227(д-з)).
Слайд 17. Учитель. А теперь ребята давайте проведем эксперимент. Но не химический, а математический! Возьмем числа 6 и 8, знаки плюс и минус и все хорошенько перемешаем. Получим четыре примера-опыта. Проделайте их у себя в тетради.
(двое учащихся решают на крыльях доски, затем ответы проверяются). Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?(Роль знаков).
Слайд 18. Учитель. «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны!» Сейчас, ребята, мы делимся с вами на две команды. Мальчики будут в команде Леопарда, а девочки –Зайца. Ваша задача, не вычисляя примеры, определить в каких из них получатся отрицательные ответы, а в каких - положительные и выписать в тетрадь буквы этих примеров. Мальчики соответственно – отрицательные, а девочки – положительные.
Молодцы! Чутьё на знаки у вас отличное. Это поможет вам разгадать следующее задание.
Работа с учебником. №1069. Учащиеся работают в тетрадях, трое учеников по очереди выполняют №1069(а, б, в) на доске, задание №1069(г) – двое учащихся на крыльях доски самостоятельно, затем проверяем их решение.
Элементы сингапурской методики
Слайд 19. Ребята, а теперь сделаем такую работу (модель Фрейера)
На левом верхнем углу тетради напишите обязательная характеристика, на левом нижнем углу примеры; на правом нижнем углу необязательная характеристика, на правом нижнем углу примеры двух математических определений
V. Подведение итогов.
Слайд 20.VI.Рефлексия.
Обучающиеся на листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
«Большой» - для меня было важным и интересным...
«Указательный» - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию…
«Средний» - мне было трудно…
«Безымянный» - мне нужно повторить правила…
«Мизинец» - для меня было недостаточно...
Слайд 21. Домашнее задание.
П. 33 (179-181стр, выучить правило, отвечать на вопросы), №1081(а-л), 1084 (184 стр).