Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I.Органи- зационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Приветствует учащихся. -Проверим готовность к уроку. Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронталь- ная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: организовывают рабочее место | Устный опрос |
II. Актуали- зация знаний | Устный опрос в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний -Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства 9…9…72=9 3…9…9=36 (16…7)…8=72 4…9…18=18 6…(11…2)=54 (16…7)…3=27 | Выполняют задания устного счета | Фронталь- ная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные- извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
-Решите задачи. 1) Приготовили 9 оправ для очков. Сколько потребуется стекол, чтобы изготовить очки? 2) Если разложить пирожные в коробки по 6 штук, потребуется 8 коробок. Сколько всего пирожных? | Решают задачи | Фронталь- ная | Устные ответы |
- Работаем с геометрическим материалом. 1)Уберите 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось. 2) Уберите 2 палочки так, чтобы среди оставшихся фигур был только один квадрат. Какие еще остались многоугольники? Сколько их? 3) Уберите одну палочку так, чтобы осталось два квадрата. 4) Уберите 2 палочки так, чтобы осталось два квадрата. 5) Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Какой еще многоугольник остался? | Работают с геометрическим материалом. | Фронталь- ная | Устные ответы |
III. Ссообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Рассмотрите рисунки на доске. ▲▲▲○○○○○○ -Каких фигур больше? (Кругов) -На сколько кругов больше, чем треугольников? (6-3=3) -Каких фигур меньше? -На сколько треугольников меньше, чем кругов? -Прочитайте тему урока на доске. -Определите цели урока. -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым отношением- «во сколько раз больше или меньше?» | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулирует цель урока | Фронталь- ная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Подготови- тельные упражнения | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. 1.У Миши 3 ореха (выкладывает фишки), у Пети- в 2 раза по столько орехов (выкладывает орехи Пети фишками другого цвета). 2. Предлагается рисунок, на котором изображено 3 зеленых и 12 красных яблок, и задаются вопросы: Сколько зеленых яблок? Сколько раз по столько нарисовано красных яблок? Ответ на второй вопрос находится практическим путем: каждые 3 красных яблока обводятся замкнутой линией («кладем» по 3 яблока на блюдо). Получается, что красных яблок 4 раза по столько, сколько зеленых. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя. | Индивиду- альная, фронталь- ная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные- умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические- сравнивают и группируют предметы объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные (циркуль); осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной форме | Устные ответы. Выпол- нение заданий в рабочей тетради |
Работа по учебнику (с.64) | -Рассмотрите рисунок в учебнике. -Сколько синих воздушных шариков нарисовал художник? (2) - А сколько раз по 2 он нарисовал красных шариков? (3 раза по 2) -Красных шариков больше, чем синих. Их в 3 раза больше, чем синих, потому что их 3 раза по столько, сколько синих. О синих можно сказать. Что их в 3 раза меньше. | Выполняют краткое сравнение по рисункам. | Фронталь- ная | Устные ответы |
Задание 1 (с.64) | Организует работу по вопросам Рисунок 1. - Посмотрите на рисунок. Какие предметы изображены на рисунке? (Мячи и кубики) -Сколько всего мячей? (3) -Обратите внимание. Кубики сложены в башенки. -Сколько кубиков в каждой башенке? (Тоже 3) -Сколько всего башенок по три кубика? (4) -Значит, кубиков 4 раза по столько, сколько мячиков. Делаем вывод: кубиков в 4 раза больше, чем мячиков, а мячиков в 4 раза меньше, чем кубиков. Рисунок 2. -Что изображено на втором рисунке? (ежики и грибки) -Сколько всего ежиков? (2) -Сколько всего грибков? (4) -Мысленно разбейте грибки на группы по 2 грибка в каждой. Сколько всего групп получилось? (2) - Значит, у вас грибков 2 раза по столько, сколько ежиков. Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков. Рисунок 3. -Рассмотрите рисунок (с.65). На нем изображены тарелки с фруктами. Какие фрукты расположены по тарелкам? (Сливы и груши) - По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы и груши) -Значит, фруктов на каждой тарелке поровну – по 4 штуки. -Сколько тарелок со сливами? (5) -Сколько тарелок с грушами? (1) -Значит, слив у нас 5 раз по столько, сколько груш. Делаем вывод: слив в 5 раз больше. Чем груш, а груш в 5 раз меньше, чем слив. | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы | Фронталь- ная | |
Задание 2 (с.65) | Учащиеся устно вставляют пропущенные слова в предложении («больше» или «меньше») | Заканчивают предложение | Фронталь- ная | Устные ответы |
Задание 3 (с.65) | - Объясните смысл каждого предложения в задании. | Объясняют смысл предло- жений | | |
Задание 4 (с.65) | - Прочитайте новые предложения Воробьев в 3 раза больше, чем ворон. Юбок в 4 раза больше, чем блузок. Стаканов в 8 раз меньше, чем чашек. Гвоздик в 6 раз меньше, чем роз. | Составля- ют новые предложения | Фрональ- ная | Устные ответы |
V. Первич- ное осмыс- ление и закреп- ление | Работа в печатной тетради №2. Задание 1. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. - Во сколько раз длина красного отрезка больше длины зеленого? (в 4 раза) - Во сколько раз длина зеленого отрезка меньше длины красного? (в 4 раза) | Выполняют кратное сравнение отрезков с помощью циркуля | Индивиду- альная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные- умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические- сравнивают и группируют предметы объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуаций под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные (циркуль); корректирую выполнения задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | выполнение Заданий в рабочей тетради |
Задание 2. | Чертеж: ○○○○ ▲▲▲▲ ▲▲▲▲ ▲▲▲▲ - Сколько кругов изображено на рисунке? (4) -Изобразите 3 раза по столько треугольников, сколько кругов. - сколько получилось треугольников? (4*3=12) - Во сколько раз их будет больше7(в 3 раза) | Выполняют рисунок | Индивиду- альная | |
Задание 4. | -Решите задачу. Что известно? -Придумайте и запишите такой вопрос, чтобы она решилась делением (Во сколько раз больше наклеек у Кати, чем у Юли?) -Решите задачу. Решение: 24:8=3(раза) Ответ: в 3 раза | Придумывают вопрос к условию задачи. Решают задачу. | Фронталь- ная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 18 (с.69) | -Как найти третью часть? Пятую часть? Шестую часть числа? Запись числа: 30:3=10 30:5=6 30:6=5 | Находят третью, пятую, шестую часть числа | Фронталь- ная | Выполнение задания в тетради |
Задание 19 (с.69) | Учитель предлагает карточки-помощники. -По каждой схеме составьте выражение. 7*9=63 6*9=54 8*9=72 | Выполняют вычисления | Фронталь- ная | Выполнение задания в тетради |
Задание 20 (с.69) | -Выполните работу самостоятельно в парах | Работают в парах | Индивиду- альная | Выполнение задания в тетради |
IV. Итоги Урока. Рефлексия | Обобщение Полученных на Уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. -Что особенно заинтересовало вас во время урока? -Что нового узнали на уроке? -Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать, во сколько раз больше(меньше) число? -Как найти долю от числа? -Понравилась ли вам работа на уроке. Оцените себя. Проводит упражнение «Все в твоих руках» - На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. -Большой- для меня было важным и интересным… -Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. -- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).. -Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. -Мизинец – для меня было недостаточно. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивиду альная, фронталь- ная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. №21(учебник); задания №9,11(рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронталь- ная | | Наблюдение |