Конспект урока математики «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».
Конспект урока математики «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».
На данном уроке прежде всего систематизируются все изученные учащимися приемы сложения и вычитания двузначных чисел: с помощью графических моделей; по общему правилу; по частям; ; по числовому лучу; приводя один из компонентов действий к круглому числу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».»
Тема: «Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Актуализировать знания учащихся об этапах учебной деятельности и шагов первого этапа.
2) Актуализировать значимость глубоких всесторонних знаний для человек и умение их применять с целью созидания.
3) Сформировать умение быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
1) Сформировать умение выполнять письменно сложение и вычитание двузначных чисел «в столбик».
2) Тренировать умение применять известные способы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд, решать уравнения, задачи, выполнять действия с величинами.
Вариант проведения урока
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности» 1-го класса:
Д-1.1-1.2: 2 этапа учебной деятельности;
Д-1.7: Смайлик-солнышко;
Д-4.3, Д-11.2, Д-22.2, Д-21.4: лучики с качествами;
Д-7.1: изображение Знайки;
Эталоны по курсу «Мир деятельности» 2-го класса:
Д-1.1: эталон «Любознательность»:
Д-1.2: лучик со словом «любознательность», который на солнышке (Д-1.7 из материалов 1-го класса);
Д-1.3: эталон «Знание»:
Эталоны к уроку математики:
Д-5.1: карточка с задание для пробного действия;
Д-5.2: эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик;
Д-5.3: алгоритм сложения и вычитания чисел в столбик;
Д-5.4: образец выполнения задания в парах;
Д-5.5: образец выполнения самостоятельной работы.
2) Раздаточный материал:
Р-5.1: копилка достижений.
3) Презентация к уроку 5: слайды 1-5.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
– Сегодня на уроке у нас хорошо вам известный герой - Знайка.
На доске появляется изображение Знайки (Д-7.1 из материалов курса «Мир деятельности»).
– Как вы думаете, почему он решил придти к нам на урок математики? (Ответы детей.)
– Знайка знает, что ходить в гости с пустыми руками не принято, поэтому он принёс для вас несколько интересных заданий. Вот одно из них.
На доске открыть запись на доске (Слайд 1): 45 40 35 30 25
36 32 28 24 20
92 87 82 77 72
– Посмотрите внимательно на все эти числа. Какие числа записаны на доске? (На доске записаны двузначные числа.)
– Что вы умеете делать с двузначными числами? (Мы умеем складывать, вычитать, сравнивать двузначные числа.)
– Сегодняшний урок и будет посвящен действиям с двузначными числами. Но вы обязательно откроете новые знания. Вспомните, как вы будете открывать новые знания? (Ответы детей.)
− Для вас новые знания важны?
− Почему важны знания в жизни?
− С чего начнете открывать новые знания? (Чтобы открыть новые знания надо сначала повторить то, что потребуется для их открытия.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Давайте порадуем нашего гостя своими знаниями.
– Кто определяет, что необходимо повторить? (Учитель.)
– Откройте учебники, урок 5, на стр. 10, № 1. Какое задание вы должны выполнить? (Надо объяснить, как найти сумму и разность чисел, используя разные способы.)
Проводится фронтальная работа по выполнению № 1, задание выполняется устно.
− Какие способы нахождения суммы и разности двузначных чисел вы знаете? (С помощью графических моделей, по общему правилу сложения и вычитания чисел, по частям, по числовой прямой, пользуясь свойствами сложения и вычитания.)
− А теперь откройте рабочие тетради на стр. 11 и выполните № 1. Задание будете выполнять комментируя как вы его выполняете.
Задание выполняется в рабочих тетрадях с комментированием.
– Это всё, что вам необходимо было повторить. Что я выбрала для повторения? (Все известные способы сложения и вычитания двузначных чисел, подробную запись решения примеров, …)
– Что дальше вы должны выполнить? (Будет выполнять пробное задание.)
− Вспомните, с какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Для того, чтобы мы могли выяснить, что мы еще не знаем.)
– Верно, Знайка знает, что должно быть такое задание, поэтому подготовил его для вас.
На доске открыть запись с заданием (Д-5.1, слайд 2):
– Посмотрите на примеры, вы такие примеры решали? (Да.)
– А подробную запись составлять умеете? (Умеем.)
− Вам надо за 1 минуту решить на планшетках примеры с подробной записью.
– Что в этом задании для вас нового? (Мы никогда не решали так много примеров с подробной записью за такое короткое время.)
– Но поскольку задание дано, значит, его можно выполнить за такое короткое время? (Можно.)
– Быстрое выполнение будет зависеть от скорости записи или от чего-то другого? (От чего-то другого.)
– Попробуете выполнить это задание? (Попробуем.)
– Внимание! Начали!
Учитель заводит таймер на 1 минуту. Учащиеся не смогут выполнить задание с данным условием.
– Стоп!
− У кого нет результата?
– Чего вы пока не смогли сделать? (Мы пока не смогли решить примеры с подробной записью быстро.)
3. Выявление причины затруднения.
– И что же делать, ведь вы все не справились с заданием? (Надо остановиться и подумать.)
– Повторите, какое было задание. (Решить примеры за 1 минуту с подробной записью.)
– Чем это задание не похоже на те, которые вы выполняли раньше? (Нам не надо было выполнять решение примеров с подробной записью быстро, за 1 минуту.)
– Расскажите, как вы действовали, выполняя это задание? (…)
– Почему же вы не успели? (Я не знаю, как быстро сделать подробную запись сложения и вычитания двузначных чисел.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Значит, подходят ли известные вам способы письменного объяснения? (Нет.)
– Что же делать, если надо решить много примеров за ограниченное время, при этом объяснив ход решения? (Может быть, есть другой, более короткий способ письменного объяснения?)
– Да, более короткий способ есть – это запись примеров в столбик. Вы знаете, как записать и решить примеры в столбик? И почему этот способ сразу дает письменное объяснение? (Нет.)
– Сформулируйте цель урока. (Узнать способ записи и решения примеров в столбик.)
– Вам будет достаточно только узнать способ записи и решения примеров в столбик? (Нет, надо ещё научиться им пользоваться.)
– Сколько времени вам необходимо на то, чтобы узнать способ записи и решения примеров в столбик? (Часть урока.)
– А на то, чтобы научиться пользоваться этим способом? (Не один день, …)
– Зачем вам необходим этот способ? (Чтобы экономить время на подробной записи хода решения примеров.)
– Какова тема урока? (Запись и решение примеров в столбик.)
Записать тему на доске.
– Для открытия нового способа я предлагаю воспользоваться задание № 2 из учебника на стр. 10. Посмотрите на это задание и сформулируйте шаги, которые вы должны будете выполнить, т.е. составьте план своей работы. (Надо сравнить примеры записанные в строчку и в столбик. С формулировать правило сложения и вычитания двузначных чисел в столбик, составить эталон.)
− Молодцы! Чтобы ваша работа была успешной предлагаю план выполнить в группах.
Учащиеся в группах выполняют план. После обсуждения одна из групп рассказывает о сделанных выводах про сложение, другая группа – про вычитание. На доску вывешиваются варианты эталонов, после их анализа на доску вывешивается опорная схема (Д-5.2, слайд 3):
− А теперь, основываясь на данной опорной схеме, сформулируйте шаги, которые надо будет выполнить при сложении и вычитании чисел в столбик.
Учащиеся фронтально формулируют шаги, учитель на доску вывешивает шаги алгоритма сложения и вычитания чисел в столбик (Д-5.3., слайд 4, анимация):
Записать:…
Сложить (вычесть) единицы.
Результат записать под единицами.
Сложить (вычесть) десятки.
Результат записать под десятками.
Прочитать ответ
Раздать лист «Урок 5» из пособия «Построй свою математику».
– Какую из поставленных целей вы достигли? (Мы узнали способ записи и решения примеров в столбик.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– А что дальше? (Надо научиться применять новый способ.)
– Ребята, а зачем нам необходим способ записи и решения примеров в столбик? (Чтобы сразу был виден ход рассуждений: удобнее складывать цифры одинаковых разрядов, так как они расположены ближе друг к другу.)
№ 2 (РТ), стр. 11.
Задание выполняется фронтально с комментированием.
№ 3 (РТ), стр. 11.
Задание выполняется фронтально с комментированием.
№ 4 (У) (1 строка), стр. 11.
Задание выполняется в парах с последующей проверкой по образцу (Д-5.4, слайд 5):
Проводится рефлексия выполнения задания в парах, фиксируются затруднения, ошибки исправляются.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Хотите сами попробовать свои силы? (Хотим, мы поняли, как решать, …)
№ 4 (У) (2 строка), стр. 11.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
– Решите эти примеры в тетради, записывая решение столбиком, за 1 минуту.
Включить таймер ≈ на 1,5–2 минуты.
– Проверьте.
Открыть на доске образец для самопроверки (Д-5.5, слайд 6):
– Какие были затруднения? С чем они связаны?
– Что надо помнить, чтобы этих затруднений не было? (Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, …)
– Знайка и я очень вами довольны и рады, что у вас все получилось.
7. Включение в систему знаний и повторение.
– А теперь я вам предлагаю рассмотреть задания на повторение и задания, в которых вы сможете применить новые знания.
№ 6 (У), стр. 11.
− Прочтите задание. Что вы должны сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо сравнить рост гнома и Буратино.)
Один ученик работает у доски с комментарием, остальные работают в тетрадях.
Возможные комментарии:
− Чтобы сравнить величины, надо либо 43 см представить в дм и см или 4 дм 8 см – в см, а дальше сравнить величины, выраженные в единых единицах измерения:
Решение:
4 дм 8 см = 48 см
43 см
Ответ: гном уместится на кровати.
№ 7 (У), стр. 11.
Данное задание можно предложить выполнить учащимся в парах, с последующей фронтальной проверкой.
Решение:
1 см + 6 см + 8 см = 15 см = 1 дм 5 см
1 дм 5 см
Ответ: на скамейке все уместятся.
№ 4 (РТ), стр. 11.
Данное задание выполняется с комментированием.
№ 6 (РТ), стр. 11.
Задание а) выполняется с комментированием, а задание б) самостоятельно с проверкой.
Решение:
а) 2 дм = 20 см; 7 дм 9 см = 79 см б)
1) 34 + 20 = 64 (см) сумма двух сторон 1) 9 – 5 = 4 (см) длина третьей стороны
2) 79 – 64 = 15 (см) 2) 6 + 9 + 4 = 19 (см)
Ответ: длина третьей стороны 15 см или 1 дм 5 см. Ответ: периметр треугольника 19 см
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Сегодня на уроке вы учились? Обоснуйте. (Да, так как мы поняли, чего не знаем, и сами построили способ.)
– Какую цель вы ставили? (Узнать способ записи и решения примеров в столбик.)
– Достигли вы цели? Докажите. (…)
– Вспомните ход рассуждений при записи и решении примеров в столбик.
– С какими затруднениями вы столкнулись?
– Удалось ли их преодолеть?
− Вы были сегодня любознательными?
− Возьмите копилку своих достижений, и оцени свою работу (Р-5.1):
– Над чем еще надо поработать?
− Что надо сделать, чтобы затруднений не возникало?