Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе по теме: " Сравнение дробей"»
Урок математики в 4 классе
Тема: «Сравнение дробей»
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение применять способ поиска информации и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Тренировать умение включаться в командную работу с одноклассниками с помощью согласованных правил и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона
3) Тренировать умение применять алгоритм выполнения и самопроверки задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение работать с текстом.
Предметные:
1) Сформировать умение сравнивать дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями.
–Что называют дробью? (Одну или несколько равных долей целого)
Вы можете двигаться дальше в изучении нового?
Как вы думаете, чему вы ещё сможете научиться, работая с дробями? (Сравнивать дроби)
– Сегодня вы продолжите работать над темой «Дроби». А, чтобы работа была успешной, что сначала надо сделать? (Вспомним, повторить, что мы знаем о дробях)
А в чём ещё вам поможет повторение, пройденного материала? (В открытии новых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
– Запишите дроби: семь восьмых, одна четвертая, две шестых, одна одиннадцатая, две третьих, пять восьмых, две девятых, одна шестая, три восьмых, тридцать пять сотых.
– Проверьте результат:
У кого задание вызвало затруднение?
На какие группы можно разбить дроби? (Доли и дроби)
– Прочитайте только доли: ( , , )
– Что такое доля? (Одна из равных частей целого)
– Какая из этих долей самая маленькая? ( )
–Какая из них самая большая? ( )
– Какое правило нужно знать, чтобы сравнивать доли? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля)
– Запишите доли в порядке возрастания
– Проверьте результат:
, ,
– Рассмотрите оставшиеся дроби. Какая из них лишняя? Почему? ( – в знаменателе круглое число, а в остальных дробях – нет)
– Как записывают части величин, выраженные дробями со знаменателем 100? (С помощью знака %)
– Как записать долей величины по-другому? (35%)
– На какие две группы можно разделить оставшиеся дроби. (Дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем)
– Выпишите дроби этих группах в две строки в тетради.
– Где пишут знаменатель? Что он показывает? (Число, записанное под чертой – показывает, на сколько равных частей делят целое)
– Где пишут числитель? Что он показывает? (Число, записанное над чертой – показывает, сколько таких частей взято)
Что вы повторили? (Понятие доли, сравнение долей, понятие дроби, что показывает знаменатель, что показывает числитель)
– Молодцы! А теперь выполните № 1 (а), стр. 70 (РТ)
Что это за задание я вам предложила? (Это пробное задание)
Обоснуйте свой ответ. (В этом задание есть новое: чтобы выполнить задание надо сравнить дроби, а раньше мы сравнивали доли)
В чём особенность задания? (В первом случае дроби с одинаковыми знаменателями, а во втором – с одинаковыми числителями)
Сформулируйте цель задания? (Сравнить дроби с одинаковыми знаменателями, сравнить дроби с одинаковыми числителями)
Сформулируйте тему урока. (Сравнение дробей)
Это задание для вас новое, вы будете пробовать его выполнять?
Что получилось?
У кого нет ответа, что вы пока не можете сделать?
Кто сравнил дроби, назовите эталон, которым воспользовались.
Что вы пока не можете сделать?
Что будем делать? (Разберёмся, в причинах таких результатов)
3. Выявление места и причины затруднения
– Уточните, какое задание вы выполняли? (Сравнивали дроби с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями)
Почему задание вызвало затруднение? (У нас нет способа сравнения дробей с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Уточните цель своей деятельности. (Построить способ сравнения дробей с одинаковыми числителями и способ сравнения дробей с одинаковыми знаменателями)
Что можно использовать для обоснования верности ответов, кто выполнил задание? (Можно использовать модели, числовой луч)
А что вы умеете сравнивать? (Доли)
Как по-другому можно охарактеризовать доли? (Это дроби, у которых одинаковые числители)
Значит, чем ещё можно будет воспользоваться при построении нового способа? (Правилом сравнения долей)
По какому плану вы предлагаете действовать? (Дроби сравнить с помощью моделей или числового луча; проанализировать получившейся результат; сформулировать правило сравнения дробей)
5. Построение проекта выхода из затруднения
Для достижения цели я вам предлагаю выполнить задание № 1 (б), стр. 70 (РТ)
Как вы будете работать с заданием? (Надо отметить дроби на числовом луче, определить, какая из дробей расположена левее, какая правее, сделать вывод, сформулировать правило сравнения дробей)
Учащиеся работают самостоятельно в группах. По окончании работы одна из групп рассказывает свои действия и результаты.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.
На, что похоже сравнение дробей с одинаковыми числителями? (На сравнение долей)
Почему так произошло? (У долей одинаковые числители)
– Переведем полученные правила на язык опорных схем:
Что вы можете сказать о результате вашей работы? (Мы осуществили поставленную перед собой цель: построили способ сравнения дробей, правило сравнения дробей с одинаковыми числителями можно использовать и при сравнении долей)
Что дальше будете делать? (Будем тренироваться в использовании построенных правил)
6. Первичное закрепление во внешней речи
– Что вам поможет уточнить ваши предположения? (Текст учебника)
– Откройте учебник на стр.81 и прочитайте текст, выделенный в рамке.
– Ваши предположения верны? (Да)
– Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем? (Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та, у которой числитель больше)
– Как сравнить две дроби с одинаковым числителем? (Из двух дробей с одинаковым числителем больше та, у которой знаменатель меньше)
№ 2 (а, б), стр. 70 (РТ)
Решение задания:
а)
б)
Задание № 2 (в), стр. 70 (РТ) выполняется в парах, с самопроверкой по подробному образцу:
, так как знаменатели одинаковые, а 4 1
, так как числители одинаковые, а 8 7
, так как числители одинаковые, а 13
, так как знаменатели одинаковые, а 5
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 4, стр. 81 (У)
– Проверьте результат:
– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
– Кто допустил ошибки при выполнении задания?
– В чем причина?
– Что вам поможет исправить ошибки? (Эталон для самопроверки.)
– Поднимите руки, у кого все верно.
– Вы молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение
№ 7, стр. 82 (У). Задание выполняется у доски с комментарием
Решение задания:
1) 2400 : 3 = 800 (п.) – с капустой
2) 2400 : 4 – 600 (п.) – с мясом
3) 2400 : 5 = 480 (п.) – с грибами
4) 800 + 600 + 480 = 1880 (п.) – трех видов
5) 2400 1880 = 520 (п.)
Ответ: с капустой – 800 пирожков, с мясом – 600 пирожков, с грибами – 480 пирожков, с творогом – 520 пирожков.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Что в конце урока необходимо сделать? (Подвести итог работы)
– В каком задании было общее затруднение?
– Почему оно возникло? (Не знали способ сравнения дробей)
– Какие дроби вы сравнивали между собой? (Дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями)
– Что помогло выйти из затруднения?
– Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями? (Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше)
– Как сравнить две дроби с одинаковым числителем? (Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше)
– Достигли ли вы цели урока? (Да)
– Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям.