Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме "Цепочки"»
Тема: «Цепочки».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Актуализировать знания учащихся об этапах учебной деятельности и шагов первого этапа.
2) Актуализировать значимость глубоких всесторонних знаний для человек и умение их применять с целью созидания.
Предметные:
1) Сформировать представление о «цепочке», о переборе вариантов для соединения цепочек.
2) Тренировать умение раскладывать по составу числа от 2 до 10, умение устанавливать взаимосвязи между частью и целым, решать задачи на нахождение целого.
Вариант проведения урока
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности» 1-го класса:
Д-1.1-1.2: 2 этапа учебной деятельности;
Д-1.7: Смайлик-солнышко;
Д-4.3, Д-11.2, Д-22.2, Д-21.4: лучики с качествами;
Д-7.1: изображение Знайки;
Эталоны по курсу «Мир деятельности» 2-го класса:
Д-1.3: эталон «Знание»:
Д−1.1 «Подсказки», чтобы помочь детям вспомнить, чему они научились;
Д−1.2 Картинки и изображением двух девочек;
Д−1.3 Карточки для пробного действия;
Д−1.4 Образец выполнения самостоятельной работы;
Д−1.5 Образец выполнения № 5 (РТ);
Д−1.6 Образец выполнения № 7 (РТ).
2) Раздаточный материал:
Р−1.1 Карточки по 5 штук каждой у каждой группы учащихся.
3) Презентация: слайды 1−5.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Чему был посвящён предыдущий урок? (Мы повторяли некоторые темы, изученные в 1 классе.)
Открыть карточки-«подсказки» на доске (Д−1.1, слайд 1).
– Посмотрите на карточки на доске. Какие из видов заданий вы повторяли на предыдущем уроке? (Решали задачи, продолжали закономерности. Повторяли сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.)
– Как вы справлялись с этими заданиями? (…)
– Расскажите, какие еще задания вы видите на карточках? (Неравенства, а что написано на последней карточке нам неизвестно.)
– Это тоже из математики. Но чтобы научиться понимать эту (да и многие другие) запись, вам надо многое узнать и многому научиться. Хотите? (Конечно, хотим.)
– А как вы будете учиться? Что вам предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? (Нам нужно будет понять, чего мы не знаем, и построить способ…)
– Чтобы узнать, чему будет посвящён сегодняшний урок, найдите две карточки, которые можно назвать одним словом. (Карточки с изображением закономерностей.)
– Значит, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Поиску закономерностей.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– С чего начнём? (С повторения необходимых нам знаний.)
– Откройте рабочие тетради на стр. 6, рассмотрите № 1. Что вы должны сделать? (Надо найти закономерность в цепочке и продолжить ее.)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Проверка проводится фронтально.
– А теперь выполним № 2.
− Что общего у цепочек? (Каждая составлена из одинаковых чисел, чередуются действия сложения и вычитания.)
− Продолжите самостоятельно на одно число влево и на одно число вправо.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Проверка проводится фронтально.
Дальше учащиеся заменяют все полученные цепочки одной, составленной из геометрических фигур. Если дети работают на планшетках, то они показывают результат своей работы учителю.
– Можно ли назвать получившуюся запись цепочкой? (Да, потому что числа или фигуры, как в цепочке, идут одно за другим и соединяются знаками «+» или «–».)
– К нам на урок пришли две девочки – Катя и Оксана. Они просят вас помочь им разрешить их спор.
Открыть на доске изображение двух девочек (Д−1.2, слайд 2).
– Изменится ли цепочка, если ее перевернуть? (Нет, это та же самая цепочка.)
– Итак, что я выбрала для повторения? (…)
– Что дальше? (Вы дадите нам задание, в котором будет что-то новое.)
Прикрепить на доску две цепочки (Д−1.3, слайд 2, анимация):
– Верно. Только знаете, что интересно? Это не придуманное задание, а случай из жизни Кати и Оксаны. С другой маминой цепочкой случилась неприятность: она порвалась. Помогите Кате и Оксане соединить ее.
– Сколько существует способов соединения двух цепочек так, чтобы получились разные цепочки?
– Давайте разберёмся, что в этом задании для вас ново. Чем оно отличается от тех, которые вы выполняли раньше? (Раньше мы продолжали закономерности чисел, фигур, … Здесь нужно найти все варианты соединения двух цепочек.)
– Что же вы будете делать? (Попробуем выполнить это задание.)
– Итак, нужно посчитать количество вариантов соединения двух цепочек и записать ответ в виде числа в тетрадь. Пробуйте.
− У кого нет ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не можем посчитать количество вариантов соединения двух цепочек так, чтобы получились разные цепочки.)
3. Выявление причины затруднения.
– Какое было задание? (Посчитать количество вариантов соединения двух цепочек.)
– Почему же получились разные мнения? (Нам неизвестен способ нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Поставьте перед собой цель. (Найти способ нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)
– Попробуйте сформулировать тему урока. (Цепочки. Способы соединения двух цепочек. …)
Записать тему на доске, после согласования ее с детьми.
– Как предлагаете действовать, чтобы посчитать количество всех вариантов соединения цепочек? (Цепочки надо поменять местами, перевернуть, …)
– Что вам необходимо, чтобы продумать и проверить способ нахождения всех вариантов соединения двух цепочек и посчитать количество вариантов? (Модели цепочек, чтобы с ними можно было подействовать.)
– Я заготовила для вас по несколько наборов моделей цепочек. Скажите, зачем несколько наборов? (Чтобы выложить все варианты соединения и посмотреть, нет ли повторяющихся, …)
– Расскажите план своих действий. (Мы будем соединять цепочки, чтобы посчитать количество вариантов соединения, а потом выведем общее правило.)
– Работать вы будете по группам.
Раздать группам по 5 наборов карточек (Р−1.1):
– Проговорите в группах план своих действий и действуйте по этому плану.
После окончания работы групп:
– Сколько же вариантов соединения двух цепочек у нас получилось? (4.)
Организовать согласование мнения групп.
– Какими способами вы это выяснили? (Мы переставляли цепочки и переворачивали их.)
Представитель одной из групп демонстрирует способы с применением системного перебора вариантов. Остальные работают в режиме согласования.
– Катя и Оксана говорят нам большое спасибо. А нам есть, за что поблагодарить девочек? (Да. Они помогли нам узнать новое.)
– Какие же способы применяют при нахождении всех вариантов соединения двух цепочек? (Цепочки переставляют и переворачивают в определённой последовательности, чтобы избежать повторов.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Как вы считаете, чем вам необходимо заняться дальше? (Научиться применять новое знание.)
№ 2 (У), стр. 3.
– Откройте в учебнике № 2, стр. 3. Прочитайте задание.
По одному с места с объяснением.
Решение: Сыночек, лесочек, узелочек.
– Сколько способов соединения этих цепочек («сын» и «очек») существует? (Один.)
– Какими способами вы проверяли свой ответ? (Пробовали переставлять и переворачивать.)
№ 3 (У), стр. 3.
Задание можно предложить выполнить в парах с фронтальной проверкой.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Теперь вы можете сказать, что поняли новый способ? (Нет, нам необходимо поработать самостоятельно.)
– Откройте рабочие тетради на стр. 6, выполните № 3. Что надо сделать?
– Выполняйте.
– Проверьте.
Открыть на доске образец (Д−1.4, слайд 3):
– Как вы действовали, составляя цепочки? (Мы переставляли и переворачивали.)
– Какие трудности возникли при выполнении? (Не смогли найти все варианты соединения двух цепочек, есть повторяющиеся варианты, …)
– Как исправить ошибки? (Надо попробовать последовательно переставлять и переворачивать цепочки, чтобы получить все варианты соединения.)
– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
№ 4 (РТ), стр. 6.
Заполнение с комментированием цепочкой, после заполнения каждого домика выставляется образец для самопроверки.
№ 4 (У), стр. 3.
Задание выполняется устно, в парах, по 1 столбику, проверка – фронтально.
№ 5 (РТ), стр. 7.
Один пример по выбору, самопроверка – по готовому образцу на доске, с проговариванием каждого примера и взаимосвязи между частью и целым (Д−1.5, слайд 4):
№ 7 (РТ), стр. 7.
Учащиеся задание выполняют самостоятельно, с самопроверкой по образцу (Д−1.6, слайд 5):
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какая цель вами была поставлена сегодня на уроке? (Найти способы нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)
– Достигли вы цели? Докажите. (Да, так как узнали способы нахождения всех вариантов соединения двух цепочек.)
– Назовите эти способы. (Поменять местами, перевернуть.)
– Оцените, удалось ли сегодня каждому из вас по-настоящему учиться? Обоснуйте.
– Чем ещё для вас был полезен урок? (Повторили решение задач, …)
– Какие затруднения на конец урока остались?
– Как их вам преодолеть? (Поработать дома самостоятельно.)
Домашнее задание: № 7 (У), стр. 3; по желанию, одну на выбор: № 6 (РТ), стр. 7 или № 8 (РТ), стр. 7.