Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Операция»»
Тема:«Операция».
Основные цели:
1) сформировать представление об операции, умение в простейших случаях определять операцию, объект и результат операции;
2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать простые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) карточка с настроением учителя для этапа 1;
2) образец для самопроверки задания 1 на этапе 2 (мелом на доске):
3) карточки для этапа 5:
4) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:
№ 3 (в, г, д, е), стр. 2
5) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:
№ 3 (ж, з, и), стр. 2
Раздаточный материал:
1) карточки для этапа 1:
2) карточки с заданием 1 для этапа 2:
3) толковый словарь (1 на парту);
4) эталоны к уроку 1 части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Итак, сегодня вы начнёте работать со второй частью учебника математики. Но сначала посмотрите на листочки, которые я вам раздала.
Учитель раздает учащимся карточки Р-1:
Что вы видите на рисунке? (На рисунке два круга и стрелочка, идущая от одного круга к другому и над стрелочкой написано: дорисуй.)
Как вы думаете, что же надо сделать? (Дорисовать что-то во втором круге.)
Дорисуйте во втором круге то, что передаёт ваше настроение.
Учащиеся рисуют на карточке Р-1 любой предмет с помощью простого карандаша.
Посмотрим, что у вас получилось. Какое настроение вы пытались передать своим рисунком?
Учащиеся показывают свои карточки.
А вот, что получилось у меня. Угадайте по моей картинке моё настроение.
Учитель показывают свою карточку Д-1. Учащиеся с уверенностью должны определить, что у учителя хорошее настроение.
Вы правильно определили, что у меня отличное настроение. Я желаю вам, чтобы и вы сохранили свое настроение на протяжении всего урока, а если у вас настроение не очень хорошее, желаю, чтобы оно у вас поднялось.
Посмотрите на карточки.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1 для этапа 2 (Р-2).
Что вы видите? (Выражения.)
Сегодня на уроке вы узнаете новое об арифметических действиях. Как вы узнаете новое? (Мы сначала понимаем, что мы еще не знаем, затем сами пытаемся построить новый способ.)
Пожелайте друг другу удачи.
С чего начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать устные приемы вычислений двузначных чисел; актуализировать представление об операции;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
У каждого учащегося карточка Р-2:
Рассмотрите задание. Чтобы узнать, что нового будет на уроке, нужно решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания.
Посмотрите на примеры. Что вам поможет решить эти примеры? (Знание устных приемов сложения и вычитания.)
Учитель обращает внимание на то, что в случае необходимости учащиеся могут воспользоваться эталонами, которые находятся в папках Р-3.
Выполните это задание.
Учащиеся выполняют задание на карточках Р-3 самостоятельно.
Итак, проверим ваши результаты.
Учитель открывает на доске образец выполнения задания Д-2.
Кто не получил слово «операция»?
Кто ошибся в решении примеров?
В каком примере?
В случае необходимости учащиеся могут прокомментировать вычисления вслух.
Кто ошибся в расположении ответов в порядке возрастания?
Где ошиблись?
Исправьте свои ошибки.
2) Актуализация значения слова «операция».
Какое слово было зашифровано? (Операция.)
Что вы будете изучать на уроке? (Операции.)
Учитель открывает на доске тему урока.
Где это слово вы встречали? (Хирургическая операция.)
Что может делать врач в процессе операций? (Пришивать, удалять, …)
3) Задание для пробного действия.
Что вы повторили? (Потренировались в устном счете, повторили, где встречали слово «операция».)
Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
Я вижу, что вам это интересно.
Попробуйте определить виды операций в математике.
Что нового в задании? (Мы не искали в математике операции.)
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-3 – перечисляют, по своему мнению, математические операции.
У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
В чём у вас затруднение? (Мы не смогли назвать математические операции.)
У кого есть ответ?
Учащиеся показывают свои планшетки.
Кто может обосновать свое мнение.
Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего эталона.
В чём у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свое мнение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание выполняли? (Мы должны были перечислить математические операции.)
Что нового в этом задании? (Перечисление математических операций, мы могли только перечислить медицинские операции.)
В чем затруднение? (В выборе операций.)
Почему же возникло затруднение? (Мы не встречали слово «операция» в математике.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, что называют операциями в математике.)
Давайте подумаем, что вам можем помочь. Куда вы можете обратиться, если не знаете значение слова? (В словарь.)
Как вы будете узнавать значение нового слова? (Мы посмотрим в толковый словарь, узнаем, что обозначает слово «операция», подберем примеры операций в математике.)
Учитель может зафиксировать план проекта на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
На каждой парте лежит толковый словарь.
Выполните план.
В случае возникновения затруднений в организации работы в парах учитель проводит подводящий диалог:
Какой первый шаг в плане? (Посмотреть в толковом словаре значение слов «операция».)
Выполните первый шаг плана.
Учащиеся ищут в словаре слово «операция», один из учащихся читает вслух значение этого слова.
Что же обозначает это слово? (Действие, …)
Какие действия выполняются в математике? (Сложение, вычитание, …)
Как эти действия можно назвать? (Операциями.)
Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Одним из вариантов организации может быть представление результата одной из пар. Вариант представления:
Мы посмотрели в словаре значение слова «операция» и выяснили, что операцией называют некоторое действие. В математике мы выполняем действия сложение, вычитание, перестановку, и т.п. Значит это все операции.
Далее учитель организует подводящий диалог по формированию представлений об объекте и результате операций.
Над чем вы выполняете действия? (Над числами, фигурами, ...)
Как назвать то, что было вначале?
Учащиеся предлагают свои варианты.
В математике принято называть объектом.
Учитель вывешивает на доску карточку ОБЪЕКТ.
Как назвать то, что получилось.
Учащиеся предлагают свои варианты.
В математике принято называть результатом.
Учитель вывешивает на доску карточку РЕЗУЛЬТАТ.
Приведите примеры своих операций.
Фронтально разбирается несколько примеров. Последовательно выделяется в каждом примере объект операции, операция, результат операции.
Как вам проверить открытие? (Нужно посмотреть правило в учебнике.)
Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод, что «открытие» сделано верно. Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.
Вернитесь к заданию, которое вызвало затруднение. Кто не смог привести пример операций в математике, вы сможете выполнить это задание? (Да.)
Кто смог привести свой пример, вы теперь сможете его обосновать? (Да.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что теперь вы можете? (Называть математические операции, определять, что является объектом и что является результатом операции.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение определять объект операции, операцию, результат операции.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 2, стр. 1
Найдите № 2 на странице 1.
Прочитайте задание.
Выполните это задание.
Учитель в сокращенном виде выносит задание на доску (не пишет название операции). Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
Объект операции – овал. Нужно выполнить операцию «раскрасить». Выполняю. Получаю результат – закрашенный овал.
№ 3 (а, б), стр. 1
Выполните в № 3 задания а) и б).
Учащиеся выполняют данное задание с места с комментированием. Комментирование может быть аналогичным комментированию первого задания.
2) Работа в парах.
№ 3 (в, г, д, е), стр. 1
Выполните в № 3 задания в), г), д) и е) в парах.
Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-4.
Кто ошибся?
В чем ошибка?
Исправьте свою ошибку.
Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение определять объект операции, операцию и результат операции.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 3 (ж, з, и), стр. 2
Закончите выполнять задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Проверка организуется по образцу Д-5.
Кто из вас ошибся?
В чем ошибка? (Неправильно вычислил, определил операцию, …)
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какие операции чаще всего вы выполняете на уроках математике? (Операции сложения, вычитания.)
Что нужно делать, чтобы получать правильный результат? (Тренироваться в счете.)
Я предлагаю вам потренироваться в счете дома, а сейчас мы потренируемся в анализе задачи.
№ 7, стр. 3
Найдите № 5 на странице 3.
Прочитайте задание.
Один из учащихся читает задание в слух.
Итак, что нужно сделать? (Подобрать к данному условию вопрос, соединить с подходящим выражением и начертить схему.)
Прочитайте все вопросы.
Учащиеся читают про себя вопросы.
Какие вопросы подходят?
Учащиеся называют номера вопросов и обосновывают свой выбор. В случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа. В результате делается вывод, что к условию подходит 3 вопроса – первый, третий и четвертый.
Какие вопросы подходят к одному и тому же выражению? Почему?
К какому выражению подходит первый вопрос? Почему? (Выражение 25 + 18, так как ищем целое.)
Начертите схемы к каждому выражению.
Двое учащихся работают у доски без комментирования, остальные учащиеся работают в учебнике. Проверки организуется фронтально. Учащиеся, выполнявшие задание у доски, комментируют свои результаты. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3) наметить направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Научиться определять операции в математике.)
Вам удалось достичь цели? (Да.)
Положите перед собой карточки, которые вы заполняли в начале урока.
Учащиеся кладут перед собой заполненные карточки Р-1.
Кому удалось сделать открытие самому?
Кому не удалось? Почему?
Какую операцию вы выполнили в начале урока? (Дорисуй.)
У кого изменилось настроение в конце урока? Как?
Почему изменилось настроение?
У кого настроение осталось прежним? С чем это связано?