kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Операция»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать представление об операции, умение в простейших случаях определять операцию, объект и результат операции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Операция»»

Тема: «Операция».

Основные цели:

1) сформировать представление об операции, умение в простейших случаях определять операцию, объект и результат операции;

2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать простые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) карточка с настроением учителя для этапа 1;

2) образец для самопроверки задания 1 на этапе 2 (мелом на доске):




3) карточки для этапа 5:



4) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6:

3 (в, г, д, е), стр. 2



5) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

3 (ж, з, и), стр. 2



Раздаточный материал:

1) карточки для этапа 1:




2) карточки с заданием 1 для этапа 2:









3) толковый словарь (1 на парту);

4) эталоны к уроку 1 части 2 М-2 из пособия «Построй свою математику».

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.


Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Итак, сегодня вы начнёте работать со второй частью учебника математики. Но сначала посмотрите на листочки, которые я вам раздала.

Учитель раздает учащимся карточки Р-1:




  • Что вы видите на рисунке? (На рисунке два круга и стрелочка, идущая от одного круга к другому и над стрелочкой написано: дорисуй.)

  • Как вы думаете, что же надо сделать? (Дорисовать что-то во втором круге.)

  • Дорисуйте во втором круге то, что передаёт ваше настроение.

Учащиеся рисуют на карточке Р-1 любой предмет с помощью простого карандаша.

  • Посмотрим, что у вас получилось. Какое настроение вы пытались передать своим рисунком?

Учащиеся показывают свои карточки.

  • А вот, что получилось у меня. Угадайте по моей картинке моё настроение.

Учитель показывают свою карточку Д-1. Учащиеся с уверенностью должны определить, что у учителя хорошее настроение.

  • Вы правильно определили, что у меня отличное настроение. Я желаю вам, чтобы и вы сохранили свое настроение на протяжении всего урока, а если у вас настроение не очень хорошее, желаю, чтобы оно у вас поднялось.

  • Посмотрите на карточки.

Учитель раздает учащимся карточки с заданием 1 для этапа 2 (Р-2).

  • Что вы видите? (Выражения.)

  • Сегодня на уроке вы узнаете новое об арифметических действиях. Как вы узнаете новое? (Мы сначала понимаем, что мы еще не знаем, затем сами пытаемся построить новый способ.)

  • Пожелайте друг другу удачи.

  • С чего начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать устные приемы вычислений двузначных чисел; актуализировать представление об операции;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Тренинг вычислительного навыка.

У каждого учащегося карточка Р-2:








  • Рассмотрите задание. Чтобы узнать, что нового будет на уроке, нужно решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания.

  • Посмотрите на примеры. Что вам поможет решить эти примеры? (Знание устных приемов сложения и вычитания.)

Учитель обращает внимание на то, что в случае необходимости учащиеся могут воспользоваться эталонами, которые находятся в папках Р-3.

  • Выполните это задание.

Учащиеся выполняют задание на карточках Р-3 самостоятельно.

  • Итак, проверим ваши результаты.

Учитель открывает на доске образец выполнения задания Д-2.

  • Кто не получил слово «операция»?

  • Кто ошибся в решении примеров?

  • В каком примере?

В случае необходимости учащиеся могут прокомментировать вычисления вслух.

  • Кто ошибся в расположении ответов в порядке возрастания?

  • Где ошиблись?

  • Исправьте свои ошибки.

2) Актуализация значения слова «операция».

  • Какое слово было зашифровано? (Операция.)

  • Что вы будете изучать на уроке? (Операции.)

Учитель открывает на доске тему урока.

  • Где это слово вы встречали? (Хирургическая операция.)

  • Что может делать врач в процессе операций? (Пришивать, удалять, …)

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Потренировались в устном счете, повторили, где встречали слово «операция».)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

  • Я вижу, что вам это интересно.

  • Попробуйте определить виды операций в математике.

  • Что нового в задании? (Мы не искали в математике операции.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках Р-3 – перечисляют, по своему мнению, математические операции.

  • У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

  • В чём у вас затруднение? (Мы не смогли назвать математические операции.)

  • У кого есть ответ?

Учащиеся показывают свои планшетки.

  • Кто может обосновать свое мнение.

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего эталона.

  • В чём у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свое мнение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были перечислить математические операции.)

  • Что нового в этом задании? (Перечисление математических операций, мы могли только перечислить медицинские операции.)

  • В чем затруднение? (В выборе операций.)

  • Почему же возникло затруднение? (Мы не встречали слово «операция» в математике.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, что называют операциями в математике.)

  • Давайте подумаем, что вам можем помочь. Куда вы можете обратиться, если не знаете значение слова? (В словарь.)

  • Как вы будете узнавать значение нового слова? (Мы посмотрим в толковый словарь, узнаем, что обозначает слово «операция», подберем примеры операций в математике.)

Учитель может зафиксировать план проекта на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

На каждой парте лежит толковый словарь.

  • Выполните план.

В случае возникновения затруднений в организации работы в парах учитель проводит подводящий диалог:

  • Какой первый шаг в плане? (Посмотреть в толковом словаре значение слов «операция».)

  • Выполните первый шаг плана.

Учащиеся ищут в словаре слово «операция», один из учащихся читает вслух значение этого слова.

  • Что же обозначает это слово? (Действие, …)

  • Какие действия выполняются в математике? (Сложение, вычитание, …)

  • Как эти действия можно назвать? (Операциями.)

Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Одним из вариантов организации может быть представление результата одной из пар. Вариант представления:

  • Мы посмотрели в словаре значение слова «операция» и выяснили, что операцией называют некоторое действие. В математике мы выполняем действия сложение, вычитание, перестановку, и т.п. Значит это все операции.

Далее учитель организует подводящий диалог по формированию представлений об объекте и результате операций.

  • Над чем вы выполняете действия? (Над числами, фигурами, ...)

  • Как назвать то, что было вначале?

Учащиеся предлагают свои варианты.

  • В математике принято называть объектом.

Учитель вывешивает на доску карточку ОБЪЕКТ.

  • Как назвать то, что получилось.

Учащиеся предлагают свои варианты.

  • В математике принято называть результатом.

Учитель вывешивает на доску карточку РЕЗУЛЬТАТ.

  • Приведите примеры своих операций.

Фронтально разбирается несколько примеров. Последовательно выделяется в каждом примере объект операции, операция, результат операции.

  • Как вам проверить открытие? (Нужно посмотреть правило в учебнике.)

Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод, что «открытие» сделано верно. Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

  • Вернитесь к заданию, которое вызвало затруднение. Кто не смог привести пример операций в математике, вы сможете выполнить это задание? (Да.)

  • Кто смог привести свой пример, вы теперь сможете его обосновать? (Да.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что теперь вы можете? (Называть математические операции, определять, что является объектом и что является результатом операции.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение определять объект операции, операцию, результат операции.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

2, стр. 1

  • Найдите 2 на странице 1.

  • Прочитайте задание.

  • Выполните это задание.

Учитель в сокращенном виде выносит задание на доску (не пишет название операции). Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Объект операции – овал. Нужно выполнить операцию «раскрасить». Выполняю. Получаю результат – закрашенный овал.

3 (а, б), стр. 1

  • Выполните в 3 задания а) и б).

Учащиеся выполняют данное задание с места с комментированием. Комментирование может быть аналогичным комментированию первого задания.

2) Работа в парах.

3 (в, г, д, е), стр. 1

  • Выполните в 3 задания в), г), д) и е) в парах.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-4.

  • Кто ошибся?

  • В чем ошибка?

  • Исправьте свою ошибку.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение определять объект операции, операцию и результат операции.

Организация учебного процесса на этапе 7:

3 (ж, з, и), стр. 2

  • Закончите выполнять задание самостоятельно.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Проверка организуется по образцу Д-5.

    • Кто из вас ошибся?

    • В чем ошибка? (Неправильно вычислил, определил операцию, …)

    • Исправьте ошибку.

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение решать задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Какие операции чаще всего вы выполняете на уроках математике? (Операции сложения, вычитания.)

  • Что нужно делать, чтобы получать правильный результат? (Тренироваться в счете.)

  • Я предлагаю вам потренироваться в счете дома, а сейчас мы потренируемся в анализе задачи.

7, стр. 3

  • Найдите 5 на странице 3.

  • Прочитайте задание.

Один из учащихся читает задание в слух.

  • Итак, что нужно сделать? (Подобрать к данному условию вопрос, соединить с подходящим выражением и начертить схему.)

  • Прочитайте все вопросы.

Учащиеся читают про себя вопросы.

  • Какие вопросы подходят?

Учащиеся называют номера вопросов и обосновывают свой выбор. В случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа. В результате делается вывод, что к условию подходит 3 вопроса – первый, третий и четвертый.

  • Какие вопросы подходят к одному и тому же выражению? Почему?

  • К какому выражению подходит первый вопрос? Почему? (Выражение 25 + 18, так как ищем целое.)

  • Начертите схемы к каждому выражению.

Двое учащихся работают у доски без комментирования, остальные учащиеся работают в учебнике. Проверки организуется фронтально. Учащиеся, выполнявшие задание у доски, комментируют свои результаты. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Научиться определять операции в математике.)

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)

  • Положите перед собой карточки, которые вы заполняли в начале урока.

Учащиеся кладут перед собой заполненные карточки Р-1.

  • Кому удалось сделать открытие самому?

  • Кому не удалось? Почему?

  • Какую операцию вы выполнили в начале урока? (Дорисуй.)

  • У кого изменилось настроение в конце урока? Как?

  • Почему изменилось настроение?

  • У кого настроение осталось прежним? С чем это связано?

Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?

  • Как и где их можно развеять?

Д

Домашнее задание:

 № 5, № 9, стр. 3

☺ № 10, стр. 3.

алее учитель комментирует домашнее задание:

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Операция»

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496218

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока по теме "Решение задач по сумме и разности""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapotiemierieshieniiezadachposummieiraznosti"
    ["file_id"] => string(6) "283995"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453908953"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokamatiematikiv1klassienatiemutablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457646861"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Единицы длины. Закрепление пройденного" - конспект урока математики в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(84) "iedinitsy-dliny-zakrieplieniie-proidiennogho-konspiekt-uroka-matiematiki-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156495"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421429609"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-chislo-i-tsifra-4"
    ["file_id"] => string(6) "287479"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454495782"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "План-конспект урока математики в 1 классе Тема: Число и цифра 7.  Разбиение на группы. Варианты выбора одного предмета."
    ["seo_title"] => string(126) "plan-konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-tiema-chislo-i-tsifra-7-razbiieniie-na-ghruppy-varianty-vybora-odnogho-priedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "259169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448653883"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства