Урок математики по теме "Свойства сложения и умножения. Переместительное и сочетательное свойства".
Класс: 5.
Тип урока: урок по типу открытие новых знаний.
Цель урока: систематизация и углубление знаний учащихся по применению свойств сложения и умножения (переместительного и сочетательного).
Понятия: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; буквенное равенство.
Планируемые результаты:
записывать с помощью букв переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения;
формулировать правила преобразования числовых выражений на основе свойств сложения и умножения;
использовать свойства действий для группировки слагаемых в сумме и множителей в произведении, комментировать свои действия;
анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых закономерностей.
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
II. Тема и цели урока. (Слайд №1).
III. Повторение и закрепление пройденного материала.
Математическая разминка. (Слайд №2).
IV. Работа по теме урока.
(Слайд №3).
В предыдущей главе был рассмотрен порядок действий при вычислениях. Разумеется, этот порядок должен соблюдаться при вычислениях и людьми и вычислительной техникой. При огромном быстродействии и безотказности компьютеров обычно вопрос об оптимизации вычислений не возникает (хотя для некоторых задач, требующих значительного объема вычислений, оптимизация становится необходимой).
Человек, естественно, так быстро считать не может. Кроме того, он при этом может и ошибаться. Поэтому помимо порядка действий при вычислениях очень полезно знать также основные свойства действий. Это позволяет проводить вычисления наиболее рациональным и оптимальным способом.
(Слайд №4).
Вам известно переместительное свойство сложения: при перестановке слагаемых сумма не меняется. Например, в соответствии с этим свойствам
280 + 361 = 361 + 280, 0 + 127 = 127 + О.
С помощью букв переместительное свойство сложения можно записать так:
для любых чисел а и b
а + b = b + а.
(Слайд №5). Примеры сложения на переместительный закон.
Это буквенное равенство, выражающее общее свойство сложения чисел, заменила нам бесконечное множество числовых равенств. Изобретение способа записи математических предложений с помощью букв, известного сейчас даже школьникам, в своё время было одним из важнейших достижений математики. Оно было сделано только в XVI в. и связано с именем французского математика Ф. Виета.
(Слайд №4).
Вы знаете также, что сложение обладает сочетательным свойством. Оно состоит в том, что в сумме трёх чисел можно группировать как первые два, так и последние два числа — результат будет одним и тем же. Например: 10 + (14 + 25) = (10 + 14) + 25.
С помощью букв это свойство записывается так:
для любых чисел а, b и с
а + (b + с) = (а + b) + с.
(Слайд №6).
Так как результат сложения трёх чисел не зависит от того, как поставлены скобки, то их можно вообще не ставить и записывать просто а + b + с, понимая эту запись и как (а + b) + с, и как а + (b + с).
(Слайд №7). Примеры на сочетательное свойство сложения.
(Слайд №8).
Умножение также обладает переместительным и сочетательным свойствами:
для любых чисел а и b для любых чисел а, b и с
а • b = b • а а• (b • с) = (а • b) • с
Произведение трёх чисел, как и сумму, также записывают без скобок:
а • b • с.
(Слайд №9). Пример на сочетательный закон произведения.
Рассмотренные свойства действий часто позволяют упрощать вычисления. Найдём, например, произведение 5 • (37 • 2). Для этого сначала преобразуем его с помощью переместительного и сочетательного свойств:
5 • (37 • 2) = 5 • (2 • 37) = (5 • 2) • 37.
Теперь ответ можно получить устно:
(5 • 2) • 37 = 10 • 37 = 370.
(Слайд №10).
Вообще переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения позволяют сформулировать следующие правила преобразования сумм и произведении:
(Слайд №11).
Пример № 1. Вычислим сумму 44 + 189 + 56 + 92 + 11.
В этом выражении удобно сгруппировать первое и третье слагаемые, а также второе и пятое — при их сложении получаются круглые числа:
Заметив это, легко сложить числа устно: сумма равна 392. Записать решение можно так:
44 + 189 + 56 + 92 + 11 =
= (44 + 56) + (189 +11) + 92 =
= 100 + 200 + 92 = 392.
(Слайд №12).
Пример № 2. Вычислим произведение 4 • 7 • 11 • 25.
Произведение 4 и 25 равно 100, а на 100 умножать легко. Поэтому сгруппируем множители следующим образом:
Теперь ответ можно получить устно: произведение равно 7700. Записать решение можно так:
4 • 7 • 11 • 25 = (4 • 25) • (7 • 11) = 7700.
V. Задание на уроке.
Учебник стр. 83 задание № 312(г,д,е), № 313(г,д,е), № 314(б).
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Что нового я сегодня узнал?
Что мне понравилось на уроке?
О чём я ещё хочу узнать?
Что у меня получилось хорошо?
Над чем мне ещё нужно поработать?
VII. Подведение итогов урока: оцените, пожалуйста, себя, как вы занимались на уроке (звёздочка – «5», квадрат – «4», треугольник – «3», круг – «плохо»).
VIII. Задание на дом.
Учебник стр. 83 задание № 312(а,б,в), № 313(а,б,в), № 314(а).
Информационные материалы:
Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворов и др]. М.: Просвещение, 2014г.;
Математика. Дидактические материалы. 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций / [Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова]. М.: Просвещение, 2014г.;
Математика 5 кл. Поурочн. разр. к Дорофееву Г.В.
Математика. Контрольные работы. 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций / [Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова]. М.: Просвещение, 2014г.
4