Цели урока:
Образовательные:
1) обобщение имеющихся у детей представлений о времени.
2) закрепление знаний о соотношении между изученными единицами времени.
3) умение применять приобретённые знания о величинах при решении различных задач.
Развивающие:
1) развитие внимания, памяти, математической речи.
2) развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.
3) формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия.
Воспитательные:
1) воспитание бережного отношения к времени.
2) осуществление нравственного воспитания.
3) в целях здоровьесбережения, развитие работоспособности, профилактика утомления.
Тема урока: Единицы времени. Год. Месяц. Неделя.
Методическая цель урока:создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени»
Цели урока:
образовательные: формировать представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарем; формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени
развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания
воспитательные: воспитывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание усваивать учебный материал, необходимый для решения задачи; осознание собственных достижений при освоении учебной темы, позитивное отношение к результатам обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные умения: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные: умение пользоваться календарём, часами, выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и работы под руководством, проблемно-поисковые, частично-поисковые
Тип урока: урок изучения нового материал
Ход урока:
1 этап. Организация начала урока. (слайд)
-Здравствуйте ребята! Садитесь.
Настроение у вас отличное?
А улыбки, я знаю, – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
Чтобы узнать о чем пойдет сегодня наш разговор, надо выполнить задание
сигнальные карточки
Какая запись лишняя? Почему?
Как вы думаете, есть ли др.единицы времени?
Сформулируйте тему урока «Время. Единицы измерения времени»
Цель:
узнать или повторить др.ед времени
Знать их соотношение между собой
Учится использовать их при реш задач
!?! В современном мире важно знать и уметь определять время?
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Определите время по часам
Работа по теме урока
Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда
Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.
Век живи, век учись.
Делу время, а потехе час.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушайте сказку
В. Даля «Старик-годовик». ( Чтение сказки учителем + слайды)
«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».
- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика - годовика? Назовите их (декабрь, январь и февраль) какое это время года?
- Почему вы так думаете?
«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.
- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (март, апрель, май).
«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».
- О каком времени года идет речь в этой части сказки? (июнь, июль, август) (слайд7)
«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»
- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»
- Кто отгадает эту загадку? (дни недели)
«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»
- Кто отгадает последнюю загадку? (день, ночь – сутки)
- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (это год, а в году 12 месяцев)
- Давайте еще раз вспомним, о чем говорилось в сказке? (о месяцах, днях недели, сутках).
- Что объединяет все эти слова? (это единицы времени)
- Сделайте вывод. (год, месяцы, недели, сутки – это единицы времени) –
заносят в таблицу
Единицы времени |
Сутки | |
Неделя | |
Месяц | |
Год | |
ФИЗМИНУТКА
летний месяц –прыгать, зимний – присесть:
Знакомство с разными календарями.
В старину люди делали зарубки, чтобы отмечать дни. Это способ был не очень удобным, тогда люди придумали и составили календарь.
Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь.
В наше время существует множество различных видов календарей: настольный, настенный, отрывной, карманный. Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как устроен табель-календарь и научимся им пользоваться.
Практическая работа с табелем-календарём.
1) Учебник с.98 №1 +
- какой месяц зиму начинает, а год кончает? (Декабрь)
-Скажите про какой месяц говорят « Году начало – зиме середина» (Январь)
-Почему одни цифры чёрные, а другие красные?
Учебник с.99 № 2 + 30 +31+30 = 92
Итог : таблица
Единицы времени |
Сутки | -------на др уроке |
Неделя | 7 дней |
Месяц | 28(29), 30,31 день (врема обращения Луны вокруг Земли) |
Год | 12 мес …. дней |
| |
- самопроверка по образцу
Закрепление. Сам работа
1 | Найди верное утверждение и подчеркни. 1) 1 час – 50 минут 2) 1 год – 12 месяцев 3) 1 месяц – 20 дней | |
2 | Найди неверное утверждение и подчеркни. 1) февраль – самый короткий месяц в году 2) декабрь – первый месяц в году 3) в январе – 31 день | |
3 | Найди лишнее и подчеркни. Январь, май, апрель | |
4 | Ответ: ____________________ | |
5 | У Иры день рождения в понедельник. А у Пети через пять дней. Назовите день недели, когда у Пети будет день рождения? Ответ: ________________________ | |
Взаимопроверка верно – 1 балл, неверно 0 баллов
5- 5 баллов, 4– 4 балла и т.д
Творческая работа в парах (Работа с календарем на 2019 г)
-Этот год високосный?
- какой день недели 1 января?
В каком месяце 5 суббот и 5 воскресений?
В каком месяце 1число это среда?
Символ наступающего года?
В парах: заполнить числа, раскрасить. (Соединить)
Декабрь
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
Если вы согласны – хлопок в ладоши, не согласны – тишина.
В году 12 месяцев?
Декабрь – первый месяц в году?
Воскресенье – последний день недели?
Осенью 3 месяца?
В году 365 дней?
В неделе 5 суток?
В каждом месяце по 30 дней?
Заполняйте свои минуты и часы, недели, месяцы и года добрыми и умными делами
Выполняя это задание, может быть у кого – то возник вопрос?
(Почему в году бывает разное количество суток?
Сделаем вывод: Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше, так как год примерно равен 365 дням и 6 часам
Почему в месяце бывает разное количество суток?
- А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
- Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток…. Давайте все вместе сосчитаем…
Сначала Гай Юлий Цезарь, чтобы подчеркнуть свой особый статус императора, отнял от февраля один день и прибавил его к июлю (названного в его честь).
А следом Октавиан Август по прозвищу Божественный, чтобы подчеркнуть свою божественность, сделал то же самое.
В результате от 30 дней в феврале осталось только 28; а в июле и в августе стало по 31 дню.