Тема. Емкость. Объем и его единица измерения – кубический сантиметр.
Цель. Познакомить учащихся с понятиями емкость, объем и единицами измерения кубическим сантиметром, кубическим дециметром, кубическим метром.
Задачи: уточнить представление о понятии величины; тренировать способность в простейших случаях к практическому применению объема с помощью различных мерок; познакомить с общепринятыми единицами измерения объема – кв.см, кв.дм, кв.м. формировать умение логически последовательно рассуждать, доказывать, делать выводы, находить закономерность; воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к математике. Тип урока: изучение нового материала. Методы: проблемный, наглядный, практический, самостоятельной работы, беседа. 1. Оргмомент. (Установление психологического комфорта). 2. Постановка учебной задачи. 3.Актуализация знаний. Запишите в тетрадях дату. Что вы знаете об этом числе? ( двузначное, четное, 3дес.0ед, соседи 29 31, круглое….) Урок начнем с математического марафона, где каждый из вас будет рассуждать, доказывать, делать выводы, находить закономерность…
А) Найди целое по части: Найди часть по целому: 1/4 отрезка = 8см, - Ленту длинной 9см разрезали на 3 части. Какова длина 1 части. 1/2 отрезка = 50мм, - 1/5 от 25 1/3 пути = 9м 1/4 от 24
Г) Блиц – турнир: ( ответы на индивидуальных досках) А) В одном ведре а литров воды, в другом на 2 меньше. Сколько литров в двух ведрах? (а - 2) + 2 Б) В одном ведре а литров молока, в другом в 3 раза меньше. Сколько литров молока в другом ведре? ( а : 3). В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с – а - в). Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7) Д). В одном ведре а литров воды, а в другом в л. Из первого ведра отлили с л воды. Сколько воды осталось в двух ведрах? ( а – с) + в
__Д)_Найди ошибки и исправь их. Расшифруй тему урока. Выпиши буквы в исправленных выражениях по порядку.
Л 3 * 6 = 18 Ъ 6 * 8 = 36
О 7 * 9 = 56 К 8 * 4 = 32
Б 8 * 8 = 54 Е 5 * 5 = 45
Т 7 * 7 = 49 М 5 * 6 = 15 ( Объем)
4. Выравнивание знаний.
Что такое величина? ( свойство предметов, по которому их можно сравнивать - ,= ). С какими величинами встречались? ( длина, масса, площадь)
На что указывает длина? ( на протяженность предмета) Сравните длины красного и синего отрезков. ( Красный длиннее ).
На что указывает масса? (на вес)
Гусь весит 4кг. Сколько весит гусь, стоя на 1 лапе?
На что указывает площадь? ( больше или меньше занимает места на плоскости) А В С К О М
Какие способы при сравнении использовали? (на глаз, непосредственно, с помощью измерения).
Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине. Можно сравнивать величины, если они измерены одной меркой.
5.Решение учебной задачи.
- Какую фигуру я выбрала? ( Куб.) Эта фигура объемная. Ей свойственно занимать какое- то место в пространстве. Поэтому сравнить фигуры по объему - это значит определить больше или меньше места занимает фигура в пространстве.
Как думаете, какая из фигур больше по объему?( 3 фигуры) ( Надо выбрать мерку, чем будем измерять).
Есть общепринятые единицы измерения объема. Познакомимся с ними и научимся измерять объем фигур.
Это кубик. У него есть ребра ( их 12). Измеряем ребро при помощи см. У куба есть длина, ширина, высота, они одинаковые.
V= а *в*с V= 1см * 1см *1см= 1куб.см.
Практическая работа. №1
стр 19 №1, №2 1л. воды выливаем в мерку. Измеряем V кубообразного сосуда с ребром 10см. V= 10см * 10см *10см = 1000куб.см. Выливаем в него 1л. жидкости. Что получили?
1л. = 1000куб.см. А если меркой взять 1дм? 1л.= 1куб.дм. №2. Демонстрация. Сосуд вместимостью 1л. взвешиваем пустым, затем выливаем 1л воды, снова взвешиваем. Отнимаем вес сосуда и получаем: 1л. = 1кг.
Вывод. При разных мерках получаются разные ответы. Составление таблицы «Единицы объема» стр 20 №3, №4 6. Закрепление.
стр 20 №5 7.Рефлексивный анализ собственной деятельности.