Этап; время; | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап I . Слайд 1. Самоопределение к деятельности Слайд 2. | -Доброе утро уважаемые коллеги, ученики, садитесь Пусть девизом нашего урока будут следующие слова: Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы во втором классе учимся! Всё у нас получится! Конечно, у вас всё получится, ведь математика важна, потому что для ума, как гимнастика она. | Произносят стихотворение хором. Включаются в учебную деятельность |
Этап II. Слайд 3. Актуализация знаний 7 мин (индивидуальная работа) Слайд 4. Слайд 5. Игра: «Найди соответствие» (работа в парах) Слайд 6. Слайд7. | Математическая разминка Индивидуально работают у доски 2 ученика 23кг-3кг = 16см *1дм6см 40кг+7кг= 3м* 30дм 78кг -70кг = 4дм2см* 42см 9кг+7см = 35 кг* 5дм3см А мы решим задачки - шутки: На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось на столе. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа? О какой величине говорится в задаче? 3 друга шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух ребят - учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу? Пара лошадей пробежала 100 метров. По сколько метров пробежала каждая? О какой величине говорится в задаче? Проверим ребят по вариантам 1 ученика 1 вариант, 2 ученика - 2 вариант Почему не решено последнее выражение? С какой величиной ты работал. Математический диктант 40 увеличить на 10 Найди сумму чисел 60 и 2 Уменьшаемое 78 вычитаемое 8 чему равно значение разности Я задумала число, от него вычла 9 и получила 9. Какое число я задумала? 4 дм6см это сколько всего см? Найди периметр квадрата со стороной 20см - Прочитайте какие числа у вас получились? Что такое периметр квадрата? Какую величину используем? Что общего в числах? - Оцените свою работу на листке самооценки) - В парах выполните соответствие. Докажи - Прочитаем соответствия, согласны? Проверьте вашу работу. -Оцените вашу работу в листе самооценки | Считают устно,составляют из геометрических фигур узор и выкладывают его на столе Проверяют работу по эталону, отмечают свой результат в листах самооценки. Проверяют работу по эталону, отмечают свой результат в листах самооценки Находят соответствие между словами и картинками Называют слова соответствия (духи-запах, человек за обеденным столом - аппетит, краски-цвет, линейка-длина, весы-масса, банка-объем) Оценивают и анализируют свою работу. |
Этап III Постановка учебной задачи Слайд 8. Слайд 9. Выход на тему урока Слайд 10. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Подводящий диалог. -Назовите изученные величины? Дайте определение. Какое слово вызвало сомнение? Какова тема урока? (на доске записывается Ёмкость) -Каковы цели урока ? - Узнать что такое ёмкость? -Узнать, с какой величиной связано измерение ёмкости. -Научиться сравнивать меры. -Называть единицы измерения новой величины | масса, длина Величина - это свойство предмета, которое можно измерить, сравнить, результат записывать числом. Потому что с этим словом мы не знакомы, не знаем, что оно обозначает. -Будем изучать Ёмкость. (дети называют свои цели) |
Этап IV Открытие нового знания и первоначального закрепления знаний Слайд 11 10 минут Слайды 12-17 Слайды 18 – 20 (демонстрация опыта и работа в парах) Слайд 21 20 минут | Я на урок принесла несколько предметов -Что это? Что в них общего? (стеклянные, прозрачные, это все банки) -Для чего мы их используем в жизни? Какие ещё вы знаете сосуды для наливания жидкости? Вывод: ёмкость - это сосуд для наливания жидкости. Давайте посмотрим, сколько входит воды в бочонок, если мерку возьмём ведро. 1 бочонок – 5 вёдер А если этот же бочонок измерим банками. Сколько банок? 5=10, но 5 меньше десяти почему так? -У вас на партах тоже стоят сосуды. По рядам в парах измерьте сколько воды входит в каждый ложкой, чашечками… Что получилось? 1 ряд в стакан входит 15 ложек 2 ряд – 3 кружки 3 ряд – 2 кружки -При сравнении сосудов нас интересовал их цвет? Форма? Материал? Масса? -А что нас интересовало? -Как вы думаете, как называется такое свойство? -На какой вопрос мы сейчас ответили? Что такое объём? Это величина ? Почему? Как можно сравнивать сосуды по объёму? Вывод: сосуды можно сравнивать по объему, когда они измерены одинаковыми мерками. | -Банки -Для наливания жидкостей. -Нет. Участвуют в беседе с учителем, высказывают мнения. Дети совещаются, предлагают варианты решения задачи Мы можем доказать, что они разные - переливанием. Нужно выбрать мерку. -Дети по ходу опыта, дают комментарии. -Нет -Нас интересовало, сколько воды входит в эти банки. -Это вместимость или объем. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
Этап V. Физминутка 2 мин | Музыкальная с упражнениями. | Дети танцуют |
Слайд 23 (измерение величин, единицы измерения величин) ВЫВОД. Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 | Скажите, можно ли слово объем внести в нашу схему? Докажите. Величины -Как вы думаете, какую величину мы возьмем для измерения объема? -Предположите, как мы можем записать это слово. Вывод: литр – единица измерения объёма. Историческая справка. -В древние времена мерами для измерения объема были ведро, бочка, кадка, четверть, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр. Записывается в математике так без точки Где в жизни вы встречались с мерой объёма литр? Показываю литровую банку Сколько входит в эту банку? А трёхлитровая банка? Что можно хранить в банках? ( Сок, йогурт, молоко, кефир.) _ Стеклянная тара для объёма считается самой экологически чистой, так как стекло не выделяет вредных веществ в отличие от пластика, который по последним исследованиям учёных показал, что пластик вызывает головную боль. Сравни обьём банок. Почему смогли сравнить объём? Одинаковая мерка – литр – единица измерения объёма, можно проводить вычисления. с. 78 №8 комментированное решение | Делают предположения, высказывают своё мнение, совместно с учителем формулируют вывод об единицах измерения объёма. Делают вывод Сравнивают объёмы банок Комментируют и решают |
Этап VI Слайд 28 Работа в группах Слайд 29 | Решим задачу Учебник с.78 № 4 1,2 группа обратную решают 3,4 группа обратную данной 5,6 группа составную Выполнить только чертеж записать решение. Проверяем Лист самооценки | Решают задачу по группам Оценивают себя Выполняют самостоятельную работу |
Этап VI. Домашнее задание Слайд 30 Слайд 31 Этап 7. Рефлексия, Самостоятельная работа, тест Слайд 32 | Вспоминаем, какие цели мы ставили перед собой? Что такое ёмкость? С какой новой величиной познакомились? Что такое объём? В каких единицах измеряется объём? - Достигли ли результат? -Проверим, что же мы узнали на уроке. Домашнее задание с. 78 №5, с. 79 7 Выполним мини-тест с обратной стороны листа самооценки 1.Вместимость сосудов называют: А) длина Б) масса В) объём 2.Мерой измерения объёма является: А) сантиметр Б) литр В) килограмм 3. .Поставь знаки (, А) 25л 80л; Б) 34л 43л 4 .Найди ошибку: А) 70л + 4 л = 74л Б) 69 л - 60л = 9л В) 34 л = 34 см Самопроверка, лист оценивания | Объём? Это вместимость сосудов? Выполняют самостоятельную работу. |
Реши ребусы Слайд 33 Возьми себе на заметку! | ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=
ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ=
ЛИЛ – Л +ТР= интересная информация: Тело человека на две трети состоит из жидкости; Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды. А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз. Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки. Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми. | |
Этап VII Итог урока 2 мин. Слайд34 Слайд 35 Слайд 36 | - Ребята, как вы думаете, мы сегодня плодотворно работали? - Что нового вы узнали? Что запомнили? Что смогли? - Какие выводы нам удалось сделать? На листе самооценки поставьте итоговую оценку! Я внимательно проверю. Оценки за урок… Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и успеху на уроке на листе Спасибо всем. | Совместно с учителем подводят итог работы, высказывают мнение о своей работе на уроке, делают выводы. |