Интегрированный урок в 5-м классе «Математика в жизни А. С. Пушкина» (математика, литература)
Интегрированный урок в 5-м классе «Математика в жизни А. С. Пушкина» (математика, литература)
Интегрированный урок - это несколько предметов в одном уроке. Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Важным и основным условием интегрированного урока является психологический микроклимат, который устанавливается во время его проведения. Каждый учащийся может проявить свои коммуникативные способности, что является основным требованием ФГОСов нового поколения.
Данная разработка урока (математика, литеравтура) - позволяет активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке. Ценность интегрированных уроков состоит и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 5-м классе «Математика в жизни А. С. Пушкина» (математика, литература) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Интегрированный урок в 5-м классе
«Математика в жизни А. С. Пушкина»
(математика, литература)
Автор: Алейникова Элла Гавриловна.
Номинация: «Интегрированный урок»
г. Зверево
Цели:
Образовательная:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.
2.Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знание, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.
Оборудование:
Компьютер, проектор, «Смарт» - доска, выставка книг поэта, рисунков учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы и материалы для коллажа, маркеры. Используемые Интернет-ресурсы для подготовки и проведения урока:
Сегодня необычный урок. Жизнь и творчество А.С.Пушкина можно изучать всю жизнь. Где мы берём информацию? Из книг, из учебников, из энциклопедий, из Интернета и многое другое. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки - это первое, что рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений Александра Сергеевича. С этого года мы будем подробнее раскрывать странички жизни любимого поэта. В 5 классе мы подробно поговорили о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее, и, конечно, раскрыли особенности его сказок. На сегодняшнем уроке мы постараемся подвести итог изучению творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Для этого класс был заранее разделён на 3 группы: одна готовила информацию о детстве поэта, вторая – о лицейских годах, а третья – о сказках (информацию ребята искали самостоятельно из различных источников, затем совместно с учителем все систематизировалось). В ходе подготовки к уроку учащиеся посетили спектакль «Свет мой, зеркальце, скажи..» в театре детской книги «Волшебная лампа». Выступление каждой группы иллюстрируется на «Смарт» - доске слайдами. Как же связано творчество Пушкина с математикой?
Учитель математики:
Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлишевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня мы посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С.Пушкину. Мы с вами знаем, что Пушкин много путешествовал. Вычислите, какое расстояние преодолел, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск.
Задача №1:
Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?
Ответ: 1799. Как связано это число с А.С.Пушкиным? Год рождения. А какого числа?
Слово предоставляется группе ребят с информацией о детстве поэта.
Учитель литературы: Внимательно слушаем и готовим вопросы: группа «Детство» готовят вопросы по сказкам и задают их «Лицеистам», «Лицеисты» готовят по детству и задают «Сказочникам», и «Сказочники» готовят по лицею и задают группе детства.
Выступление ребят.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, в Немецкой слободе. Отец его был отставной майор, Сергей Львович Пушкин был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в чинах и службе. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Интересна родословная Александра Сергеевича по материнской линии. Потомок знаменитого африканского рода, полководец Ганнибал Абрам Петрович, прадед Александра Сергеевича ещё в глубокой старости среди наших северных снегов с умилением вспоминал о своей знойной Африке. Их – чернокожих сыновей – принцев, а было их ни более, не менее, как 19 человек. Когда Ибрагиму было 8 лет, напали на лагерь чернокожих белые люди. Кого перебили, кого увели в неволю. В числе последних был и маленький Ибрагим. Его продали одному султану. Происходя из царских кровей, он поражал своей благородной осанкой, и наш русский посланник при турецком дворе перекупил его у султана, отослав в Петербург в подарок государю Петру Великому. За природную сметливость и редкий ум Ибрагим полюбился царю. От самого царя Абрам Петрович, как его стали назвать в России, научился грамоте, письму и арифметике. Впоследствии Абрам Петрович стал капитан-лейтенантом царского Преображенского полка. Дожив до 92 лет, он умер генерал - офицером и Андреевским кавалером, уважаемым всеми, в том числе и правнуком Александром Сергеевичем.
Любимцем матери был младший сын Лёвушка. Это обстоятельство ещё больше объединяло сестру Ольгу и брата Александра. Домашнее образование дети получили хорошее, учились рисованию, музыке, не говоря уже о французском языке. Общим любимым развлечением был домашний театр, где в роли драматурга выступал юный Александр, а критиком – Ольга. Разлука с братом, уехавшим с дядюшкой из Москвы, продолжалась 3 года. В 1814 г. семейство Пушкина переселилось в Петербург, и Ольга получила возможность хоть и нечасто навещать брата в Царском Селе.
Учитель литературы дополнительно сообщает ученикам:
Интересные факты: Юрий Долгорукий – основатель Москвы был предком Пушкина в 22 колене. Их памятники стоят в Москве, разделённые всего тремя кварталами улицы Тверской. Александр Невский – предок Пушкина по прямой линии. Пушкин – сын семи святых российских по прямой линии. Рюрик – прямой потомок Пушкина в 31 колене. Таким образом, Пушкин – это мы, вся Россия и вся земля. Так считают исследователи Пушкинского творчества.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я просто Пушкин…»Моя родословная»
Учитель математики:
Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!»…»Хорошо у вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи».
Я предлагаю каждой команде решить по одному уравнению и доказать, что в математике всё заканчивается нулём!
№2. Решите уравнение:
6 х – 49 = 65 95 – 650 : х = 30 (2579 – х) : 4 = 192
(представитель каждой группы решает у доски)
Ответы: 19. 10. 1811 – дата открытия лицея.
№3. Составить уравнение и решить. (Решает ученик на закрытой доске)
Задуманное число уменьшили на 604, затем уменьшили в 10 раз и получили 121.
Найдите задуманное число.
Учитель литературы:
Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина. Лицеисты первого выпуска всегда обращались мыслью и сердцем к своему Царскосельскому отечеству.
Слово предоставляется группе «Лицеистов»
Отрывок из стихотворения «19 октября» читает ученица
В 1810 году в Царском селе под Петербургом было основано привилегированное закрытое учебное заведение для подготовки высших государственных служащих. Император Александр 1 прекрасно понимал, что без правильного, регулярного образования, без должного просвещения дворян ни о каких реформах не может быть и речи. Для того чтобы быстро получить требуемые кадры, с младых ногтей воспитанные в должном духе, и был организован лицей, получивший права высшего учебного заведения, хотя он и обучал 10-12 летних студентов.
В Лицее изучались науки: нравственные (закон Божий, этика, логика,, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая и языки); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
19 октября 1811 года состоялась торжественное открытие Лицея. В актовом зале у стола стояли первые воспитанники Лицея – тридцать мальчиков в синих одинаковых мундирчиках, в белых брюках, в высоких сапожках, тут же гости, преподаватели…Говорили речи потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.
Вставали по звонку в 6 часов – одевались – шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали вслух по очереди. От 7 до 9 часов – класс. В 9 – чай, прогулка до 10, от 10 до 12 – класс, от 12 до часу прогулка, в час обед. От 2 до 3 или чистописание, или рисование. От 3 до 5 – класс. В 5 часов чай, до 6 прогулка, потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам танцеванье или фехтование. Каждую субботу – баня. В половине 9 вечера – звонок к ужину. После ужина до 10 свободное время. В 10 – вечерняя молитва – сон.
Иван Иванович Пущин.
Самым верным близким другом Пушкина в Лицее был Иван Иванович Пущин. Он родился в семье генерал-лейтенанта Ивана Петровича Пущина. Дед Ивана Ивановича, старый адмирал Пётр Иванович в 1811 году самолично определил внука в Лицей. Познакомились ещё на вступительных экзаменах, Пушкин и Пущин сразу же подружились. И те 2 месяца, которые отделяли вступительные экзамены от открытия Лицея, провели вместе, гуляя в летнем саду.
Учился Пущин прекрасно. Педагоги Лицея отзывались о нём как о весьма способном и прилежном ученике. Лицейские прозвища, данные ему товарищами, были Иоанн Великий или Большой Жанно.
Вот как отзывались о Пущине преподаватели: «Ученик с весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведёт себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность – суть отличительные его свойства. В общении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью»
Необычайной по своему историческому сюжету была дружба этих двух людей. Шесть лет соединения в лицее, затем с 1817 по 1819 годы довольно редкие встречи в Петербурге. Наконец единственный день, проведённый вместе 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина в Михайловской ссылке. И всё. Больше они не виделись никогда. Активный участник восстания декабристов, Пущин был приговорён к смертной казни, замененной 20 годами каторги. Умер Иван Иванович в 1859 году.
Антон Антонович Дельвиг.
Родился в 1798 году. Носил титул барона. По отцу он происходил из прибалтийских немцев, но ни единого слова не знал по-немецки… в лицее отличался только познаниями только в российской словесности. Все остальные лекции и занятия проходили для него как бы в тумане, он дремал.
Характеристика Дельвига, данная инспектором: « Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Насмешлив, балагур, иногда нескромен; в нём примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных книг без надлежащего выбора, а может и избалованное воспитание испортили его, впрочем, приметное в нём добродушие, усердие и внимание к увещеваниям при начинающем соревновании в российской истории и словесности и направляют его к важному и полезному».
Пресловутая лень не помешала Дельвигу после лицея стать душой пушкинского круга писателей, организатором многих литературных начинаний. С 1824 года он издавал альманах «Северные цветы», затем «Подснежник», а с 1830 г. «Литературную газету».
Дельвиг умер 14 января 1831 – первым из лицеистов того выпуска.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер.
Родился в семье саксонского дворянина в 1797 году. В 1770-е годы семья перебралась в Россию. В лицее Кюхельбекеру на первых порах приходилось нелегко. Неуклюжий, вечно занятый своими мыслями, а потому рассеянный, Кюхля (такое прозвище он получил в Лицее) был поначалу предметом ежедневных насмешек товарищей. Но Пушкин скоро разглядел и оценил те свойства Кюхельбекера, которые заслуживают уважения. Вильгельм был прямодушен и непоколебим. Он лучше всех лицеистов знал литературу, историю, философию и был необычайно щедр в готовности делиться своими знаниями.
Из журнала инспектора: «Способен и весьма прилежен; добродушен, искренен с некоторой осторожностью, усерден, избирает себе предметы важные, героические, чрезвычайные. Гневен, вспыльчив и легкомысленен. Не плавно выражается и странен в общении. Во всех словах и поступках, особеннов сочинениях приметны напряжение и высокопарность, часто без приличия».
После окончания лицея Кюхельбекер – поэт, литературный критик. Участник восстания декабристов приговорён к смертной казни, заменённой 20-ю годами каторги, из которых 10 лет провёл в одиночном заключении. По окончании заключения Вильгельм Карлович был отправлен на «вечное» поселение в Сибирь, где и умер в 1846 году.
Учитель математики: проверка выполнения задания на доске =1814 – год написания стихотворения «Воспоминания о Царском Селе», с которым он выступал на экзамене.
Учитель литературы: читает отрывок из стихотворения.
Дополнительные вопросы:
А сколько лет было Пушкину, когда он поступил в Лицей? (12), сколько лет учился? (6)
Учитель математики:
А сейчас вам предстоит поработать в группах. Необходимо расшифровать строки А.С. Пушкина. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу. Учащиеся все вместе решают примеры, находят ответ и соответствующую ему букву.
№4. Реши примеры и прочитай выражение.
19 +7 ×80÷10=
ж
(600÷5-72) ÷8×60=
р
(52÷13+7)×3=
з
(90-450 ÷9) ÷8×6=
т
(12-5)×8÷1=
е
200÷((21×7+13) ÷40)=
л
81÷(36÷4)+45=
п
((420 ÷7 ×9 – 50) ÷70) ×6=
ь
40×8÷2÷5=
ч
32-(70 ×9 - 390) ÷ 60=
о
(7×4-27÷3)×2=
а
32+34+36+38=
и
(60-360÷60)÷2=
э
7×15 + 7×85=
с
(704 ÷704 +0 ×51) ÷1=
м
18×(6×8-12×4) =
я
5000÷100÷25+18=
к
4×56×25=
д
32
30
28
33
38
54
360
56
50
56
700
30
42
27
30
140
700
20
38
33
20
140
20
38
75
5600
38
0
56
700
30
42
54
28
27
1
38
Дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вспомнили?»
Зашифрованы строчки А.С.Пушкина:
«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма».
Выступление группы учащихся «О сказках»
Учитель литературы:
Мы учили наизусть выступление к поэме «Руслан и Людмила». Какие элементы волшебной сказки вы встретили в нём?
Чтобы правильно понять смысл любого произведения, важно знать значение, толкование слов (учащимся даны слова, толкование которых они должны объяснить)
Чтение по ролям каждой группой отрывков «Обращение к силам природы». Какие чувства передаёт автор, как меняется интонация. К кому раньше обращался Елисей? (найти в тесте)
Заслушивание отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» на магнитофоне в исполнении О. Табакова. Кто помогает царевне?
Учитель математики:
Составьте буквенное выражение и найдите его значение. Задание выполняется самостоятельно.
№1. Расстояние между сёлами 13 км. Из них в противоположных направлениях вышли туристы. Один проходил в час 2 км, другой 3 км. Какое расстояние будет между ними через Х часов? Составьте выражение и найдите его значение при Х=4.
№2. В классе 25 учеников. После уроков 7 человек ушли. Остальные остались убираться и разделились на Y групп. Сколько человек в каждой группе? Составьте выражение и найдите его значение при Y=3.
№3. Баба-Яга утром прочитала 6 страниц сказок, а вечером на b страниц больше. Во сколько раз Баба-Яга прочитала страниц вечером? Составьте выражение и найдите его значение при b=36.
Ответы: 6,7,33.Какое отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких сказках они встречаются?
Учитель литературы: В сказках отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.
В конце урока как итог ученики по группам готовят коллаж на тему, связанную с творчеством А.С.Пушкина, и один человек от группы его комментирует. (звучит музыка к сказкам Пушкина). Чтобы проверить внимательно ли слушали ребята ответы своих коллег, задаются вопросы погруппам.
Учитель математики:
Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник», и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему, так как Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне! Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём»