Аннотация: Учебный проект проводится при изучении темы ««Архитектура как отражение миропонимания», «Дизайн и архитектура в жизни человека»» в курсе «Изобразительное искусство», темы «Компьютерная графика» в курсе информатика и ИКТ, темы «Золотое сечение» на занятиях кружка по геометрии и литературе 8 класса. Работу по реализации проекта можно осуществлять как на уроках (интегрированные уроки), так и во внеурочное время или комбинируя работу на уроке и дома. Также можно варьировать количество участников проекта: от группы заинтересованных ребят до целого класса. При реализации проекта ребята работают с учебниками по изобразительному искусству для 8 класса, информатике и ИКТ для 8 класса, специальной литературой по математике и литературе, другими источниками информации: периодическим изданиям, справочниками, Internet, специалистами. Ребята выполняют эксперименты, в том числе и домашние, готовят доклады, выступают с ними, работают в группах. Всё это позволяет развивать у них, при работе над проектом, навыки работы с информацией, навыки проведения эксперимента (от планирования до выводов), коммуникативные навыки, творческие способности. Выполнение творческих мини проектов требует от ребят аккуратности, точности. Самое важное, что работа над проектом позволяет сформировать комплексный взгляд на проблему и её решения.
Дидактические цели:
Продолжить формирование навыков работы с информацией: поиск информации, ее обработка и применение;
Продолжить формирование комплексного видения проблемы и ее решений;
Продолжить формирование коммуникативных навыков: умение работать в группах, выступать с докладами, обосновывать и защищать свою точку зрения;
Продолжить развитие творческих способностей.
Материалы и оборудование: учебники, справочники по математике, калькуляторы, измерительные инструменты, ПК с выходом в Internet, принтер, сканер, фотоаппарат, материалы для рисования (бумага формата А3, мелки, краски, карандаши).
Основополагающий вопрос: Могут ли математические расчеты объяснить красоту?
Формы реализации проекта и темы исследований учащихся:
Экскурсия по родному поселку.
Изучение понятия «Золотое сечение».
Изучение числового ряда Фибоначчи.
Изучение архитектуры Древней Греции (ордерная система)
«Золотое сечение» (реферат).
«Витрувианский человек» (реферат).
Изучение архитектуры родного поселка (экскурсия).
Поиск «золотого сечения» в произведениях русских поэтов.
Создание мини-проектов с помощью средств ИКТ
Этапы проведения проекта:
Выбор темы, распределение по группам. – учителями.
Планирование деятельности, распределение обязанностей в группах. Обсуждение форм представления результатов работы над проектом, разработка критериев оценки работы.
Обсуждение списка заданий, распределение их между участниками группы.
Выполнение исследований, оформление результатов, изготовление макета, консультации с руководителями – в течение месяца.
Предварительное представление результатов, их обсуждение в группах. – 14 урок, 40 мин.
Доработка проекта. – Неделя.
Защита проекта, выставление оценок членами жюри, оценка группами своей работы. -16, 17 уроки, 80 минут
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни.
Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин.
На уроках ИЗО в 8 классе при изучении тем «Архитектура как отражение миропонимания», «Дизайн и архитектура в жизни человека» мы с детьми познакомились с ордерной системой Древней Греции, в основе которой лежит «золотое сечение». Пропорции этого сечения мы можем встретить не только в архитектуре, но и в окружающей нас жизни.
Это натолкнуло на создание интегрированного проекта, объединяющего геометрию, ИЗО, информатику и литературу.
Цель нашего исследования - дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о «золотом сечении», его применении в архитектуре, живописи, поэзии, дизайне.
«Могут ли математические расчеты объяснить красоту»? Вот тот основополагающий вопрос, который лежит в основе нашей работы.
И мы приступили к исследованию.
На интегрированном уроке геометрии и ИЗО мы познакомились с пропорциями «золотого сечения», а также числовым рядом Фибоначчи. Учащиеся подготовили доклады по темам «История возникновения понятия «золотое сечение»» и «Витрувианский человек», узнали о французском архитекторе Корбюзье, который разработал единую систему «золотого сечения» - модулор.
Эта система дала возможность проектировать архитектурные сооружения и внутренние помещения зданий в соответствии с габаритами человека, создавая среду обитания и жизнедеятельности.
Говорим о том, что «золотое сечение» встречаем в природе, в скульптуре, в живописи, в фотографии (предлагаем определить, какая из фотографий сделана с учетом «золотого сечения»), в архитектуре древние греки «очеловечивали» свои храмы, сблизив их образ с образом человека, утверждая, что никакой храм не может быть совершенным, если в нем точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Пропорциональные отношения ведут к симметрии, ритму, гармонии. Непропорциональные – к нарушению порядка, что воспринимается человеком как некрасивое, уродливое.
Да, хорошо, что мы знаем, как строили в Древней Греции. А что сейчас, в наше время? А точнее сказать, в нашем родном поселке. Учитывают ли современные архитекторы принципы гармонии и красоты? Для этого нам нужно было познакомиться с архитектурой Рудни. И мы отправились на экскурсию. Собрав фотоматериал, приступили к исследованию.
1 практическая работа была по геометрии – дети разделились по группам, используя инструкционные карты и измерительные инструменты, а также фотографии архитектурных сооружений, исследовали пропорциональные зависимости, положенные в основу архитектуры родного поселка. Результаты работы вы можете видеть на слайдах.
Затем приступили к практической работе по ИЗО. Ребята представили себя архитекторами и создали эскиз-проект своего дома, применяя пропорции «золотого сечения» и защитили свои работы.
На занятиях кружка «Проба пера» мы задались вопросом: что общего между понятиями «математика» и «литература»? Какие точки соприкосновения этих дисциплин можем мы найти?.. Пришли к выводу, самой яркой такой точкой является «золотое сечение» (эпитеты, перифраза).
Так как наша школа носит имя А.С.Пушкина, мы решили проследить явление «золотого сечения» в поэзии поэта. Оказалось, «золотое сечение» в поэзии прослеживается в:
чередовании ударных и безударных слогов;
проявлении законов симметрии;
композиционном построении произведений;
в эмоциональной насыщенности и т.д.
Учащиеся получили задания – подготовить доклад по теме «Числа Фибоначчи в творчестве А.С.Пушкина» и найти стихотворения поэта, число строк которых соответствует числам Фибоначчи. Затем шла самостоятельная работа учащихся по нахождению принципа «золотого сечения» в стихотворениях поэта. Ребята удостоверились в том, что во многих произведениях А.С.Пушкина присутствует соответствие «золотому сечению» и числам Фибоначчи, симметрия и ассиметрия. Не случайно в одном из своих произведений поэт сказал: «Поверил я алгеброй гармонию…»
Практическая работа №4 была связана с информационными технологиями. Ребята применили полученные знания о «золотом сечении» и создали в графическом редакторе модель своего дома. Результатом данной работы явилась защита мини-проектов учащихся.
По окончании проекта, проведя все исследования, пришли к выводу: в школе необходима интеграция учебных предметов. Мы можем смело утверждать о тесной связи математики, литературы, ИЗО и ИКТ, - словом, всего того, что и составляет нашу жизнь. Человек должен научиться видеть единство всего сущего. Чтобы природа, мир не рассматривалась как механическая совокупность химических, биологических, исторических и других факторов, а рассматривались как единое целое.
Работу мы завершили фестивалем наших достижений «Как прекрасен этот мир!», где ребята представили свои творческие работы, доклады, прочитали стихотворения. На празднике присутствовали архитектор, местные художники, ученики – юные поэты. В беседе с архитектором ребята высказали предложения по улучшению архитектуры нашего поселка.
Учащиеся увидели, что математические расчеты могут помочь объяснить красоту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация: Учебный проект проводится при изучении темы ««Архитектура как отражение миропонимания», «Дизайн и архитектура в жизни человека»» в курсе «Изобразительное искусство», темы «Компьютерная графика» в курсе информатика и ИКТ, темы «Золотое сечение» на занятиях кружка по геометрии и литературе 8 класса. Работу по реализации проекта можно осуществлять как на уроках (интегрированные уроки), так и во внеурочное время или комбинируя работу на уроке и дома. Также можно варьировать количество участников проекта: от группы заинтересованных ребят до целого класса. При реализации проекта ребята работают с учебниками по изобразительному искусству для 8 класса, информатике и ИКТ для 8 класса, специальной литературой по математике и литературе, другими источниками информации: периодическим изданиям, справочниками, Internet, специалистами. Ребята выполняют эксперименты, в том числе и домашние, готовят доклады, выступают с ними, работают в группах. Всё это позволяет развивать у них, при работе над проектом, навыки работы с информацией, навыки проведения эксперимента (от планирования до выводов), коммуникативные навыки, творческие способности. Выполнение творческих мини проектов требует от ребят аккуратности, точности. Самое важное, что работа над проектом позволяет сформировать комплексный взгляд на проблему и её решения.
Дидактические цели:
Продолжить формирование навыков работы с информацией: поиск информации, ее обработка и применение;
Продолжить формирование комплексного видения проблемы и ее решений;
Продолжить формирование коммуникативных навыков: умение работать в группах, выступать с докладами, обосновывать и защищать свою точку зрения;
Продолжить развитие творческих способностей.
Материалы и оборудование: учебники, справочники по математике, калькуляторы, измерительные инструменты, ПК с выходом в Internet, принтер, сканер, фотоаппарат, материалы для рисования (бумага формата А3, мелки, краски, карандаши).
Основополагающий вопрос: Могут ли математические расчеты объяснить красоту?
Формы реализации проекта и темы исследований учащихся:
Экскурсия по родному поселку.
Изучение понятия «Золотое сечение».
Изучение числового ряда Фибоначчи.
Изучение архитектуры Древней Греции (ордерная система)
«Золотое сечение» (реферат).
«Витрувианский человек» (реферат).
Изучение архитектуры родного поселка (экскурсия).
Поиск «золотого сечения» в произведениях русских поэтов.
Создание мини-проектов с помощью средств ИКТ
Этапы проведения проекта:
Выбор темы, распределение по группам. – учителями.
Планирование деятельности, распределение обязанностей в группах. Обсуждение форм представления результатов работы над проектом, разработка критериев оценки работы.
Обсуждение списка заданий, распределение их между участниками группы.
Выполнение исследований, оформление результатов, изготовление макета, консультации с руководителями – в течение месяца.
Предварительное представление результатов, их обсуждение в группах. – 14 урок, 40 мин.
Доработка проекта. – Неделя.
Защита проекта, выставление оценок членами жюри, оценка группами своей работы. -16, 17 уроки, 80 минут
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин.
На уроках ИЗО в 8 классе при изучении тем «Архитектура как отражение миропонимания», «Дизайн и архитектура в жизни человека» мы с детьми познакомились с ордерной системой Древней Греции, в основе которой лежит «золотое сечение». Пропорции этого сечения мы можем встретить не только в архитектуре, но и в окружающей нас жизни. Это натолкнуло на создание интегрированного проекта, объединяющего геометрию, ИЗО, информатику и литературу. Цель нашего исследования - дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о «золотом сечении», его применении в архитектуре, живописи, поэзии, дизайне.
«Могут ли математические расчеты объяснить красоту»? Вот тот основополагающий вопрос, который лежит в основе нашей работы.
И мы приступили к исследованию.
На интегрированном уроке геометрии и ИЗО мы познакомились с пропорциями «золотого сечения», а также числовым рядом Фибоначчи. Учащиеся подготовили доклады по темам «История возникновения понятия «золотое сечение»» и «Витрувианский человек», узнали о французском архитекторе Корбюзье, который разработал единую систему «золотого сечения» - модулор.
Эта система дала возможность проектировать архитектурные сооружения и внутренние помещения зданий в соответствии с габаритами человека, создавая среду обитания и жизнедеятельности.
Говорим о том, что «золотое сечение» встречаем в природе, в скульптуре, в живописи, в фотографии (предлагаем определить, какая из фотографий сделана с учетом «золотого сечения»), в архитектуре древние греки «очеловечивали» свои храмы, сблизив их образ с образом человека, утверждая, что никакой храм не может быть совершенным, если в нем точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Пропорциональные отношения ведут к симметрии, ритму, гармонии. Непропорциональные – к нарушению порядка, что воспринимается человеком как некрасивое, уродливое.
Да, хорошо, что мы знаем, как строили в Древней Греции. А что сейчас, в наше время? А точнее сказать, в нашем родном поселке. Учитывают ли современные архитекторы принципы гармонии и красоты? Для этого нам нужно было познакомиться с архитектурой Рудни. И мы отправились на экскурсию. Собрав фотоматериал, приступили к исследованию.
1 практическая работа была по геометрии – дети разделились по группам, используя инструкционные карты и измерительные инструменты, а также фотографии архитектурных сооружений, исследовали пропорциональные зависимости, положенные в основу архитектуры родного поселка. Результаты работы вы можете видеть на слайдах.
Затем приступили к практической работе по ИЗО. Ребята представили себя архитекторами и создали эскиз-проект своего дома, применяя пропорции «золотого сечения» и защитили свои работы.
На занятиях кружка «Проба пера» мы задались вопросом: что общего между понятиями «математика» и «литература»? Какие точки соприкосновения этих дисциплин можем мы найти?.. Пришли к выводу, самой яркой такой точкой является «золотое сечение» (эпитеты, перифраза).
Так как наша школа носит имя А.С.Пушкина, мы решили проследить явление «золотого сечения» в поэзии поэта. Оказалось, «золотое сечение» в поэзии прослеживается в:
чередовании ударных и безударных слогов;
проявлении законов симметрии;
композиционном построении произведений;
в эмоциональной насыщенности и т.д.
Учащиеся получили задания – подготовить доклад по теме «Числа Фибоначчи в творчестве А.С.Пушкина» и найти стихотворения поэта, число строк которых соответствует числам Фибоначчи. Затем шла самостоятельная работа учащихся по нахождению принципа «золотого сечения» в стихотворениях поэта. Ребята удостоверились в том, что во многих произведениях А.С.Пушкина присутствует соответствие «золотому сечению» и числам Фибоначчи, симметрия и ассиметрия. Не случайно в одном из своих произведений поэт сказал: «Поверил я алгеброй гармонию…»
Практическая работа №4 была связана с информационными технологиями. Ребята применили полученные знания о «золотом сечении» и создали в графическом редакторе модель своего дома. Результатом данной работы явилась защита мини-проектов учащихся.
По окончании проекта, проведя все исследования, пришли к выводу: в школе необходима интеграция учебных предметов. Мы можем смело утверждать о тесной связи математики, литературы, ИЗО и ИКТ, - словом, всего того, что и составляет нашу жизнь. Человек должен научиться видеть единство всего сущего. Чтобы природа, мир не рассматривалась как механическая совокупность химических, биологических, исторических и других факторов, а рассматривались как единое целое.
Работу мы завершили фестивалем наших достижений «Как прекрасен этот мир!», где ребята представили свои творческие работы, доклады, прочитали стихотворения. На празднике присутствовали архитектор, местные художники, ученики – юные поэты. В беседе с архитектором ребята высказали предложения по улучшению архитектуры нашего поселка.
Учащиеся увидели, что математические расчеты могут помочь объяснить красоту.