kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок математики и русской литературы на тему: "Прогрессия и произведение А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и литературы в 9 классе

Тема: Прогрессия и произведение А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»

Цель: *систематизировать и усовершенствовать умения, знания и навыки по изученной теме «Прогрессия»; осознание разнообразия применения математики в реальной жизни;

*показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе;

*воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремление преодолевать трудности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и русской литературы на тему: "Прогрессия и произведение А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка" »

Интегрированный урок математики и литературы в 9 классе

Тема: Прогрессия и произведение А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»

Цель: *систематизировать и усовершенствовать умения, знания и навыки по изученной теме «Прогрессия»; осознание разнообразия применения математики в реальной жизни;

*показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе;

*воспитание чувства прекрасного, познавательной активности, аккуратности, стремление преодолевать трудности.

Оборудование: презентация, кроссворд

Тип урока: урок комплексного применения знания и умения.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент (Слайд №1)

  2. Закончился двадцатый век,

Куда стремится человек?

Изучен космос и моря,

Строенье звезд и вся земля.

Но математика зовет

Известный лозунг (слайд №2)

«Прогрессио – движение вперед»

Сегодня нам предстоит необычный урок. Мы обобщим знания по прогрессии и свяжем их с еще одним школьным предметом. А о чем пойдет речь вы узнаете, отгадав кроссворд.

  • Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа (арифметическая)

  • Числовая последовательность задается различными……(способами)

  • Одно из основных понятий математики, может быть составлена из чисел. Как называется это понятие? (последовательность)

  • Как называется последовательность, составленная только из одного числа? (постоянная)

  • Способ задания функции с помощью формулы (аналитический)

  • Число, на который надо умножить предыдущий член, чтобы получить последующий (знаменатель)

  • Как называется число, которое можно получить, если от любого члена прогрессии отнять предыдущий? (разность)

По вертикали получилось слово «Писатель». Итак, на уроке мы будем говорить не только о прогрессии, но и литературе, а в частности о произведении А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». Рассматривая эту повесть, вы познакомитесь с особенностью быта русского народа, определите идейно-художественное своеобразие повести «Барышня – крестьянка».

  1. Учитель литературы.

Математика и литература… Разве может их что-то связывать? Они такие разные. Но мы сегодня докажем, что математика и литература могут сотрудничать так же, как литература и история.

  • Проверка домашнего задания

Викторина (по содержанию)

  1. Кто из героев был англоманом? (Муромский)

  2. Как Муромский звал свою дочь по-английски? (Бетси)

  3. В какую игру играли девушки на именинах) (горелки)

  4. Кому в голову пришла идея с переодеванием в крестьянку? (Насте)

  5. Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия – кузнеца)

  6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна).

  7. Как звали мадам англичанку (мисс Жаксон)

  8. Какое отношение имеют данные предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)

  9. Где была учреждена почтовая контора? (в дупле старого дуба)

  10. Как раскрылся обман?

  • Работа в парах. «Помогите героям повести попасть домой»

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.

  • ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

  • На какие композиционные части можно разделить произведение?

  • Где происходит действие повести?

Дворянских гнезд заветные аллеи.

Забытый сад, полузаросший пруд.

Как хорошо, как все знакомо тут!

К.Бальмонт

- О чем идет речь в стихотворении Бальмонта?

Слайд № 3 Усадьба

Обратимся к словарю В.И.Даля: «Усадьба – господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом». Господский – принадлежность господину, т.е. дворянину, помещику, барину.

Давайте на первых страницах повести найдем описание усадеб помещиков Берестова и Муромского, их манеру вести хозяйство. Похожи ли их усадьбы? Нет. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он выстроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. В чем выражалось англоманство героя? «Английский сад», «конюхи…одеты английскими жокеями», «поля…обрабатывал он по английской методе»

  1. Учитель математики.

Задача № 1.

Фабрика Берестова по производству сукна в январе месяце реализовала свой товар на сумму 200 000 рублей. Последующие месяцы сумма от продажи ежемесячно росла в геометрической прогрессии со знаменателем равным 2. Какой доход имел Берестов от продажи товара в течение 6 месяцев?

Ответ: 12 600 000 рублей

Задача № 2.

После уборки урожая Муромский занимался его реализацией. Реализовывать начинал с января месяца и первая партия была продана за 200 000 рублей. В последующие месяцы сумма от продажи увеличилась на 100 000 рублей ежемесячно. Какой доход имел Муромский от продажи продукции в течение 6 месяцев?

Ответ: 2 700 000 рублей.

  1. Учитель литературы.

Как вы думаете, почему доход Муромского меньше,чем у Берестова? (на английский манер хлеб русский не родится)

Слайд № 4 Костюмы

Эпиграфом к повести являются слова из старинной русской песни: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Обычно эпиграф настраивает читателя на то, о чем пойдет речь в произведении. Почему именно эти слова автор взял для эпиграфа? (эпиграф относится к Лизе, главной героине повести. Это является как бы нравственной характреистикой Лшизы. Лиза – дворянка, но дружит с Настей, крестьянкой, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку, сарафан, лапти)

Пушкин, с натуры рисовавший свои персонажи, великолепно передал все нюансы их костюма.

  1. Учитель математики

Задача № 3.

В январе в магазин поступила коллекция из 10 женских русских нарядов. Но дизайнер увеличивал количество нарядов в коллекции на одно и то же количество каждый месяц. Сколько всего нарядов было в коллекции, когда их доставляли в магазин в сентябре, если в мае их количество составляло 30.



Решение: а1=10, а5=30 а9=? Ответ: а9=50 нарядов

  1. Учитель литературы.

Найдите в тексте, какой наряд решила приготовить Лиза.

«На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговиц, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Настя и тут помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке»

Слайд № 5 Рубахи

В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой и серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

  1. Учитель математики.

Девушки украшали платья не только тесьмой, кружевами, но и вышивкой, с детства их учили вышивать. Вышивка занимала много времени.

Задача № 4

Девушка украшала платье вышивкой каждый день. С первого по восьмое января включительно она увеличивала длину вышивки на одно и то же число. С 1 по 4 января включительно она вышивала 24 см, а со 2 по 6 января 45 см. Сколько сантиметров девушка вышила 8 января?

Решение: а1+а2+а3+а4=24

А2+а3+а4+а5+а6=45 Ответ: а= 17 см

  1. Физминутка.

  2. Учитель литературы.

- Как вы думаете, почему Лиза была против того, чтобы Алексей навестил ее в Прилучино?

Конечно, быт дворянки и крестьянки очень отличался. В дворянском доме вряд ли найдешь полати, упечь, полавочник (слайды). Представьте се6е, что вы – Алексей. Вот вы приехали в Прилучино, нашли избу Василия – кузнеца, вошли внутрь избы и увидели… Какой вы себе представляете крестьянскую избу, ее интерьер?

Слайд №6 Изба

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.

Слайд № 7, 8 Вышивка

В любой избе есть красный угол, в котором находилась икона. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. На стенах располагались надблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь.

Слайд № 9 Горшки

В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами.

  1. Учитель математики.

Самостоятельная работа по уровням.

Уровень А

Для изготовления керамической посуды нужно использовать высокую температуру. Начальная температура в печи была +25С (а1=25). До какого градуса повышается в течение часа, т.е.60 мин., температура (а60=?), при этом увеличиваясь за каждую минуту на 8 градусов (Д=8). Ответ: 497 С

Уровень B

На работу приняли мастерицу узорного ткачества. В первую неделю она ткала ковер длиною в 50 см. (а1=50). Работая быстрее, чем на прошлой неделе, она ткала на одно и то же число см больше длиною ковер в неделю. Сколько всего составляла длина ковра за 7 недель? (s7=?), если на пятой неделе длина составляла 78 см. (а5=78). Ответ: 497 см

Уровень С

На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течение 30 занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и то же количество вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вишила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятий, если 20 девочек к концу 30 занятий вместе вышили 1800 вышивок. Ответ: 45 и 360 вышивок.

  1. Учитель литературы.

При каких обстоятельствах мы можем наблюдать за Лизой – щеголихой?

Найдите описание Лизы на званом обеде.

«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава рчали как фижмы у мадам Помпадур; талия была перетянута, как буква Х, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне. Отец его подошел к ее ручке, и он с досадою ему последовал; когда прикоснулся он к ее беленьким пальчикам, ему показалось, что они дрожали. Между тем он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством».

Слайд № 10 Украшения.

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсировал его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

- Обратите внимание на украшение Лизы.

- Как вы думаете, почему Пушкин так точно передает все детали костюма? (Предметно-бытовая деталь нужна для создания фона эпохи)

- Почему повесть называется «Барышня – крестьянка»

- Каким н7астроением проникнуто все произведение?

- Какой художественный образ эпохи создал поэт в повести ? (эпоха радости, любви, счастья, праздника)

-Это было нормой жизни в ту эпоху? Возможно ли было, чтобы барышня так была дружна со своей служанкой. Алексей готов жениться на дочери кузнеца? Нет.

- Значит, Пушкин идеализировал эпоху? Нет. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношений без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

13. Домашнее задание

14. Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Домалевская Наталья Владимировна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 214902


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства