Интегрированный урок математики и русской литературы на тему: "Прогрессия и произведение А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Интегрированный урок математики и русской литературы на тему: "Прогрессия и произведение А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Интегрированный урок математики и литературы в 9 классе
Тема: Прогрессия и произведение А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»
Цель: *систематизировать и усовершенствовать умения, знания и навыки по изученной теме «Прогрессия»; осознание разнообразия применения математики в реальной жизни;
*показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе;
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и русской литературы на тему: "Прогрессия и произведение А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка" »
Интегрированный урок математики и литературы в 9 классе
Тема: Прогрессия и произведение А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка»
Цель: *систематизировать и усовершенствовать умения, знания и навыки по изученной теме «Прогрессия»; осознание разнообразия применения математики в реальной жизни;
*показать гармонию окружающего мира, развивать мышление, кругозор, творческие способности учащихся, интерес к математике и литературе;
Тип урока: урок комплексного применения знания и умения.
ХОД УРОКА
Орг. момент (Слайд №1)
Закончился двадцатый век,
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля.
Но математика зовет
Известный лозунг (слайд №2)
«Прогрессио – движение вперед»
Сегодня нам предстоит необычный урок. Мы обобщим знания по прогрессии и свяжем их с еще одним школьным предметом. А о чем пойдет речь вы узнаете, отгадав кроссворд.
Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа (арифметическая)
Одно из основных понятий математики, может быть составлена из чисел. Как называется это понятие? (последовательность)
Как называется последовательность, составленная только из одного числа? (постоянная)
Способ задания функции с помощью формулы (аналитический)
Число, на который надо умножить предыдущий член, чтобы получить последующий (знаменатель)
Как называется число, которое можно получить, если от любого члена прогрессии отнять предыдущий? (разность)
По вертикали получилось слово «Писатель». Итак, на уроке мы будем говорить не только о прогрессии, но и литературе, а в частности о произведении А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка». Рассматривая эту повесть, вы познакомитесь с особенностью быта русского народа, определите идейно-художественное своеобразие повести «Барышня – крестьянка».
Учитель литературы.
Математика и литература… Разве может их что-то связывать? Они такие разные. Но мы сегодня докажем, что математика и литература могут сотрудничать так же, как литература и история.
Проверка домашнего задания
Викторина (по содержанию)
Кто из героев был англоманом? (Муромский)
Как Муромский звал свою дочь по-английски? (Бетси)
В какую игру играли девушки на именинах) (горелки)
Кому в голову пришла идея с переодеванием в крестьянку? (Насте)
Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия – кузнеца)
Назовите фамилию, имя, отчество главных героев (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна).
Как звали мадам англичанку (мисс Жаксон)
Какое отношение имеют данные предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)
Где была учреждена почтовая контора? (в дупле старого дуба)
Как раскрылся обман?
Работа в парах. «Помогите героям повести попасть домой»
ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.
ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.
На какие композиционные части можно разделить произведение?
Где происходит действие повести?
Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад, полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!
К.Бальмонт
- О чем идет речь в стихотворении Бальмонта?
Слайд № 3 Усадьба
Обратимся к словарю В.И.Даля: «Усадьба – господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом». Господский – принадлежность господину, т.е. дворянину, помещику, барину.
Давайте на первых страницах повести найдем описание усадеб помещиков Берестова и Муромского, их манеру вести хозяйство. Похожи ли их усадьбы? Нет. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он выстроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. В чем выражалось англоманство героя? «Английский сад», «конюхи…одеты английскими жокеями», «поля…обрабатывал он по английской методе»
Учитель математики.
Задача № 1.
Фабрика Берестова по производству сукна в январе месяце реализовала свой товар на сумму 200 000 рублей. Последующие месяцы сумма от продажи ежемесячно росла в геометрической прогрессии со знаменателем равным 2. Какой доход имел Берестов от продажи товара в течение 6 месяцев?
Ответ: 12 600 000 рублей
Задача № 2.
После уборки урожая Муромский занимался его реализацией. Реализовывать начинал с января месяца и первая партия была продана за 200 000 рублей. В последующие месяцы сумма от продажи увеличилась на 100 000 рублей ежемесячно. Какой доход имел Муромский от продажи продукции в течение 6 месяцев?
Ответ: 2 700 000 рублей.
Учитель литературы.
Как вы думаете, почему доход Муромского меньше,чем у Берестова? (на английский манер хлеб русский не родится)
Слайд № 4 Костюмы
Эпиграфом к повести являются слова из старинной русской песни: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Обычно эпиграф настраивает читателя на то, о чем пойдет речь в произведении. Почему именно эти слова автор взял для эпиграфа? (эпиграф относится к Лизе, главной героине повести. Это является как бы нравственной характреистикой Лшизы. Лиза – дворянка, но дружит с Настей, крестьянкой, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку, сарафан, лапти)
Пушкин, с натуры рисовавший свои персонажи, великолепно передал все нюансы их костюма.
Учитель математики
Задача № 3.
В январе в магазин поступила коллекция из 10 женских русских нарядов. Но дизайнер увеличивал количество нарядов в коллекции на одно и то же количество каждый месяц. Сколько всего нарядов было в коллекции, когда их доставляли в магазин в сентябре, если в мае их количество составляло 30.
Решение: а1=10, а5=30 а9=? Ответ: а9=50 нарядов
Учитель литературы.
Найдите в тексте, какой наряд решила приготовить Лиза.
«На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговиц, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Настя и тут помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке»
Слайд № 5 Рубахи
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой и серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.
Учитель математики.
Девушки украшали платья не только тесьмой, кружевами, но и вышивкой, с детства их учили вышивать. Вышивка занимала много времени.
Задача № 4
Девушка украшала платье вышивкой каждый день. С первого по восьмое января включительно она увеличивала длину вышивки на одно и то же число. С 1 по 4 января включительно она вышивала 24 см, а со 2 по 6 января 45 см. Сколько сантиметров девушка вышила 8 января?
Решение: а1+а2+а3+а4=24
А2+а3+а4+а5+а6=45 Ответ: а= 17 см
Физминутка.
Учитель литературы.
- Как вы думаете, почему Лиза была против того, чтобы Алексей навестил ее в Прилучино?
Конечно, быт дворянки и крестьянки очень отличался. В дворянском доме вряд ли найдешь полати, упечь, полавочник (слайды). Представьте се6е, что вы – Алексей. Вот вы приехали в Прилучино, нашли избу Василия – кузнеца, вошли внутрь избы и увидели… Какой вы себе представляете крестьянскую избу, ее интерьер?
Слайд №6 Изба
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.
Слайд № 7, 8 Вышивка
В любой избе есть красный угол, в котором находилась икона. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. На стенах располагались надблюдники – полки для столовой посуды, шкафчики. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь.
Слайд № 9 Горшки
В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами.
Учитель математики.
Самостоятельная работа по уровням.
Уровень А
Для изготовления керамической посуды нужно использовать высокую температуру. Начальная температура в печи была +25С (а1=25). До какого градуса повышается в течение часа, т.е.60 мин., температура (а60=?), при этом увеличиваясь за каждую минуту на 8 градусов (Д=8). Ответ: 497 С
Уровень B
На работу приняли мастерицу узорного ткачества. В первую неделю она ткала ковер длиною в 50 см. (а1=50). Работая быстрее, чем на прошлой неделе, она ткала на одно и то же число см больше длиною ковер в неделю. Сколько всего составляла длина ковра за 7 недель? (s7=?), если на пятой неделе длина составляла 78 см. (а5=78). Ответ: 497 см
Уровень С
На уроке технологии девочки вышивали крестиком в течение 30 занятий. На первом занятии каждая успела вышить по 3 вышивки. Но каждый раз, набираясь опытом, они вышивали на одно и то же количество вышивок, чем на предыдущих занятиях. Сколько всего вышивок вишила одна девочка за 15 занятий и на 15 занятий, если 20 девочек к концу 30 занятий вместе вышили 1800 вышивок. Ответ: 45 и 360 вышивок.
Учитель литературы.
При каких обстоятельствах мы можем наблюдать за Лизой – щеголихой?
Найдите описание Лизы на званом обеде.
«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава рчали как фижмы у мадам Помпадур; талия была перетянута, как буква Х, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне. Отец его подошел к ее ручке, и он с досадою ему последовал; когда прикоснулся он к ее беленьким пальчикам, ему показалось, что они дрожали. Между тем он успел заметить ножку, с намерением выставленную и обутую со всевозможным кокетством».
Слайд № 10 Украшения.
Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсировал его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.
- Обратите внимание на украшение Лизы.
- Как вы думаете, почему Пушкин так точно передает все детали костюма? (Предметно-бытовая деталь нужна для создания фона эпохи)
- Почему повесть называется «Барышня – крестьянка»
- Каким н7астроением проникнуто все произведение?
- Какой художественный образ эпохи создал поэт в повести ? (эпоха радости, любви, счастья, праздника)
-Это было нормой жизни в ту эпоху? Возможно ли было, чтобы барышня так была дружна со своей служанкой. Алексей готов жениться на дочери кузнеца? Нет.
- Значит, Пушкин идеализировал эпоху? Нет. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношений без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.