Тема: Единицы времени: Год, месяц, сутки.
Цели: способствовать развитию умений пользоваться табелем – календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжительность каникул.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с табелем – календарём; научатся применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь, решать текстовые задачи арифметическим способом.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научаться слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: проявляют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: единицы времени; год; сутки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день!
Рада, дети, видеть вас!
Вы услышали звонок?
Он позвал нас на урок
Пожелаем все удачи-
За работу, в добрый час!
- Какое сегодня число, день недели?
- Что ожидаете от урока?
- . Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
- На столах у вас карточки. Считаем, находим ответ и обводим его вместе с буквой, которая написана рядом.
1. Множители 8 и 6. Найди произведение.
2. Делимое 54, делитель 9. Найди частное.
3. Найди произведение чисел 4 и 6.
4. Найди частное чисел 45 и 9.
5. 63 уменьши в 7 раза.
А Р М
*56 *6 Е *24
С *9
*100 Д Т П К
*91 *47 *72 *81
В У Я
*5 *68 *48
-Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?
ВРЕМЯ
5; 6; 9; 24; 48.
ВРЕМЯ
- Именно о времени, о единицах измерения времени мы сегодня поговорим. К нам на урок пришёл необычный гость – Годовик из сказки В.И. Даля « Старик – годовик». Вспомним сказку и поработаем по ней.
- . Изучение нового материала.
Работа по сказке. ()
« Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
- А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
- Какое это время года? Зима. (Слайд№2)
Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
- Какое это время года?
- А какие это месяцы? ( Март, апрель, май) Весна (Слайд№3)
Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
- Какое это время года? (Лето) (Слайд№4)
- Назовите месяцы. (Июнь, июль, август)
Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Осень (Слайд№5)
Где мы можем увидеть все месяцы вместе? ( В календаре)
- Что такое календарь?
« Календарь – перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие « календарь» означает всю систему исчисления времени. Календарь удобен, чтобы вести счёт времени – годам, месяцам, неделям, дням.
- Какие бывают календари? Отрывные, настенные, карманные, настольные – (демонстрация календарей
- . Первичное закрепление
- . Работа по учебнику.
Открыли учебники стр.98, Задание№1.
1.Посчитайте, сколько месяцев в году?
1 год = 12 месяцев
1 год = 12 месяцев
- С какого месяца начинается календарный год? ( С января)
- Какие месяцы в этом году уже прошли?
- Сколько дней в декабре? (31)
- В какие ещё месяцы 31 день? ( Январь, март, май, июль, август, октябрь)
- Назовите месяц, который начнётся после марта? (Апрель)
- Сколько дней в апреле?(30)
- В какие ещё месяцы 30 дней? (июнь, сентябрь, ноябрь)
- Какой месяц ещё не назвали? (февраль)
- Почему? (28 дней)
2.Решение задачи №2 стр. 99.
- С какого дня недели начался год?
- Как вы думаете, всегда ли новый год начинается с пятницы?
- С какого дня недели начнётся 2015 год? (С субботы)
- По календарю определяют не только даты и дни недели, но и времена года. С какими временами года мы познакомились?
- С какого дня начинается календарная осень? (1 сентября)
- А сколько длится? (3 месяца)
- Давайте посчитаем, сколько дней длится осень.
30+31+30=91 день.
Ответ: 91 день длится осень.
3.Самостоятельная работа.
Узнайте, сколько дней длится:
1 ряд – зима (31+31+28=90 дней)
2 ряд – весна (31+30+31=92 дня)
3 ряд – лето (30+31+31=92 дня)
Проверка. Оценка.
- Давайте узнаем, сколько дней в 2014 году. Осенью – 91 + 90+92+91= 365 дней. (9*4=36, значит 90*4=360+5 =365)
- А всегда ли бывает 365 дней в году? Нет.
- Сколько дней ещё бывает в феврале? (29)
- В год, когда в феврале 29 дней называется ВИСОКОСНЫМ.
- А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 28 или 29, не посмотрев на календарь. (Надо последние две цифры года разделить на 4, если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28)
2014 год -14, значит 14:4 не делится, значит в феврале 28 дней.
2015 год- 15.значит 15:4 не делится, значит в феврале 28 дней.
2016 год – значит 16:4=4, делится. В феврале 2016 года будет 29 дней. Високосный год.
VI. Музыкальная физ. минутка. (Слайд №7)
- Продолжаем работать по сказке « Старик Годовик»
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла.
- Что это за крылья у каждой птицы? (Недели)
В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо со своим именем.
1 неделя = 7 суток
Что это за семь перьев? (7 дней в неделе)
- Назовите дни недели по порядку.
- А какие у вас самые любимые дни недели?
- А теперь попробуем разделить неделю на более мелкие единицы измерения. День или сутки.
-Есть такое выражение: « День да ночь – сутки прочь».
А что такое сутки?
- В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот, вокруг своей оси. (Глобус)
1 сутки = 24 часа
Час за часом - двадцать раз.
И четыре про запас –
Сутки полные идут,
День и ночь с собой ведут.
- Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время.
- Кто знает, как называется этот прибор? Часы.
- Существует много различных видов и разновидностей часов, но у всех одна задача: они отсчитывают время.
- Человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. (Слайд №8) Они были в виде палочки, прикрепленной вертикально на дне чаши. Время определяли по движению тени палочки. А как быть в пасмурную погоду? Со временем изобрели другие часы.
Механические часы, были созданы в XIV веке и стали стандартным инструментом для измерения времени вплоть до появления пружинных часовых механизмов. В ХХ веке были созданы кварцевые часы и следом атомные. (На экране Слайд №9)
VII. Практическая деятельность
1.Работа с макетом часов.
Какое время показывают эти часы.
09.15; через 15 минут,9ч.30 мин., или … утра, а вечера 21ч 30 мин.
2. Работа по учебнику.
Примеры№7 на стр. 99. Проверка
. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему вы научились на уроке?
- С какими единицами измерения времени мы познакомились?
- Получили ли вы то, чего ожидали на уроке?