Оборудование: аудиозапись, карточки с заданиями, модели часов, картинки с изображением различных видов часов и календарей, нарисованная елочка и шары- игрушки
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит новогодняя музыка.
- Приближается Новый год и у многих из вас приподнятое настроение.
Когда мы будем встречать Новый год? А кого ждем на этот праздник?
- Вы знаете ребята, в этом году произошел невероятный случай. От болтливых сорок я случайно узнала, что Снегурочка на время уехала, а у Деда Мороза за это время произошли следующие события: растерялись подарки, остановились часы и он совсем не знает, когда нужно выехать, чтобы успеть к празднику. Мы ему должны помочь. Какой же праздник без елочки. А для этого мы должны установить и нарядить елочку к приезду Деда Мороза.
2. Повторение изученного.
Устный счет
1)Составить елочку из геометрических фигур
-Найди периметр и площадь фигур
Даны –три треугольника(25 см ,1дм 7см,1дм 3см, ) и квадрат –а=4см
Р=75 см,5дм 1см,3дм 9см
S=16дм кВ
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте украсим нашу елочку .у вас на партах лежат игрушки с примерами на таблицу умножения .дети по рядам выходят иназывают свой пример вешают игрушки.(вывешивание игрушек с табличными случаями умножения)
Послушайте загадку и отгадайте какой зимний персонаж пришел к нам в гости.(снеговик)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам в двадцатый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
Ответ: Снеговик
Снеговик принес задание(арифметический диктант
Откройте тетради. Записать число, классная работа. В тетрадях запишите ответы на вопросы в строчку.(арифметический диктант)
- 7 увеличить в 5 раз; - 49 уменьшить в 7 раз; - найдите 1/9 числа 72; - разделите произведение 3 и 6 на 9; - во сколько раз 4 десятка больше 4 единиц; - разность чисел 70 и 52 уменьшите в 9 раз; - найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см; - длина прямоугольника 8 см, а ширина в 4 раза меньше. Найдите периметр фигуры. (в тетрадях записаны числа: 35 7 8 2 10 2 24 20)
- Если вы правильно решили примеры, снежные комочки должны растаять и мы узнаем слово (на доске прикреплены нарисованные комочки, под ними- числа с буквами).
Давайте проверим:
е
ч
а
в
л
и
н
и
7
10
20
35
8
2
24
2
3. Изучение нового материала
- Какое слово получилось? (величина) - Какие величины вы знаете? (длина, объем, время, масса) - Какую величину нужно вспомнить, чтобы помочь разобраться Деду Морозу в его беспорядке? (время) - Какие единицы времени вы знаете? (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, век, тысячелетие, секунда) Послушайте сказку В Даля «Старик -годовик»
«Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
А это какие месяцы? (Март, апрель, май)
Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Какие это месяцы? (Июнь, июль, август)
Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Где мы можем увидеть все месяцы вместе? (В календаре)
Как вы думаете о чем мы будем с вами говорить на уроке? О единицах времени (год, месяц, неделя)
А где мы можем увидеть все месяцы вместе- в календаре
Сообщение Егора о календарях
Фронтальный опрос - после сообщения
- - Что такое календарь? (календарь – это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы) - Для чего нужен календарь? (календарь удобен, чтобы вести счет времени- годам, месяцам, неделям, дням) - Какие виды календарей вы знаете? (карманные, настенные, отрывные, перекидные и т. д.)-обратить внимание на календари - А как отсчитывать время в часах, минутах? Что для этого необходимо (часы)
В каких источниках Егор ты искал сообщение? А мы ребята где на уроке можем почерпнуть знания о календаре?- Верно, в учебнике.
Работа по календарю в учебнике с. 86
- Что такое год? (промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца) - Как связаны между собой год и месяц?(в году 12 месяцев). Что еще мы можем сказать о годе? (в году 365 или 366 дней) - Что такое месяц? (промежуток времени, близкий периоду обращения Луны вокруг Земли)
Как связаны между собой понятия месяц и неделя, месяц и день? (в месяце 4 или 4,5 недели, в месяце 30 или 31 день, но есть месяц исключение – февраль, в котором 28 дней, а в високосном году 29 дней).
- Что такое неделя? (промежуток времени, равный 7 дням) - Что такое час? (единица времени, равная 60 минутам) - Что такое минута? (единица времени, от латинского “маленький или мелкий”)
4 Первичное закрепление
Работа по группам Весна
Задание для 1 группы. Сколько дней в году длится весна?(посчитать по календарю)-31+30+31=92дн- Ответ-92 дня. записи в тетради
Лето
Задание для 2 группы. Сколько дней в году длится лето 30+31+31=92дн ответ 92 дн
зима
Задание для 3группы.3 ряд сколько дней в году длится зима-31+31+28=90 дн ответ 90 дней.
Запись на доске и в тетради
Что дольше зима или лето? на сколько? Запишите решение в тетради. В тетради 92-90=2 дн ответ-на 2 дня.
Сколько недель в году длится осень? Кто может предложить пути решения ? (Посчитать число целых недель, отдельных дней, отдельные дни разделить на 7 .Узнаем число недель.)
Запись11 недель+14 дней.Можем мы узнать сколько недель содержится в 14 днях.Как ? 14:7=2(н) 11+2 =13(н) Ответ-13 недель .
З -Задайте в парах вопросы по календарю,про свой день рождения.(мой день рождения будет в 5 месяце., какой это месяц?
4. Физкультминутка.
Часы
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так
- А ведь часов когда-то не было. И все-таки как-то обходились без них. Существовали солнечные, водяные, огненные, биологические, цветочные, астрономические, песочные, часы-книга и т. д. (показ картинок)
-А какими часами пользуются теперь? (механическими, электронными или кварцевыми, квантовыми или атомными)
- Я уверена, что Дед Мороз обязательно обнаружит у себя дома, хоть какие-нибудь часы и календари, названные вами. И еще ему поможет Снегурочкина телеграмма, которую Дед Мороз не смог расшифровать. Давайте поможем ему.
Работа в парах
н
8 х 4
ь
81:9
о
4 х 9
к
6 х 8
д
9 х 5
е
28 : 4
т
72 : 9
у
12 х 1
и
0 х 26
ч
54 : 54
п
2 х 5
с
24 : 6
р
7 х 2
4) Возьмите листочки с телеграммой. Расшифруйте крылатое выражение. Полученный результат впишите внизу в таблицу под соответствующей цифрой.
- Какое выражение у вас получилось? (день и ночь – сутки прочь) О сутках мы поговорим на следующем уроке .Так сколько же часов в сутках?
5. Закрепление изученного материала.
1) 1. Сравните: самостоятельная работа
1 нед. * 8 сут.
1 мес. * 35 сут.
14 сут. * 2 нед.
1 год * 15 мес.
1 мес. * 25 сут.
6 Работа над пройденным материалом.
А сейчас мы ребята с вами попробуем настроить часы Дедушке Морозу.
Работа по модели часов. Один работает у доски .
Возьмите модели часов.
- расположите стрелки часов так, чтобы они показывали 8 часов утра, когда Дед Мороз обычно просыпается; - сколько времени покажут стрелки, если они переместились на 2 часа, пока он причесывал бороду; - какое время покажут стрелки через 4 часа, когда Дед Мороз начнет вытирать снежную пыль; - расположите стрелки часов так, чтобы они показывали 17 часов, когда Дед Мороз закончит украшать мешок снежинками.
- Часы Деду Морозу мы настроили, но ему необходимо ответить на вопрос: когда нужно выехать, чтобы успеть поздравить ребят?
2) Решим задачу (письменно на доске и в тетради
“Лесом Дед Мороз едет 9 часов, а по улицам городов в 2 раза больше. Сколько всего часов придется ехать Деду Морозу? ”
Лесом-9ч
По городу-?,в 2 раза больше.
Сколько всего ч.-?
Решение-9+(9х2)=27 ч
Ответ-27 часов. Кто может посчитать сколько это суток? Мы знаем ,что в сутках 24 часа. Значит 1 сутки и 3 часа.
Когда нужно выехать Деду Морозу, чтобы успеть поздравить ребят до начала Нового года?30 декабря в 21 час
- Теперь Дед Мороз знает, когда ему нужно выезжать и он начал собираться в дорогу.
3) Решение задач (устно)
Он достал шубу из шкафа, а ее проела моль. Пришлось посылать Снеговика за новой одеждой. Неделю он ехал туда, а неделю обратно. Сколько суток Снеговик был в пути?
Собравшись Дед Мороз вспомнил, что забыл предупредить Снегурочку о дне выезда и послал срочную телеграмму. Уже через двое суток получил ответ. Сколько часов Дед Мороз ждал ответа?
На праздничный ужин Дед Мороз приготовил 24 снежинки. 6 часть растаяла. Сколько снежинок растаяло? Сколькими снежинками он полакомился?
Дед Мороз собирал подарки для школьников 5 суток, а Снегурочка 4 суток. На сколько часов быстрее собрала подарки Снегурочка?
4) Решение примеров. Работа в тетради см.р
- Некоторые результаты решения задач уже вписаны в таблицу. Увеличьте их на число 24 и впишите букву во вторую таблицу под нужным значением.
- Прочитайте слово, которое получилось. (желание) - В Новый год исполняются все мечты и желания, нужно только очень этого захотеть. Возьмите кружки из которых мы сейчас с вами сделаем елочную гирлянду. , которые лежат у вас на столах,(красный цвет-у меня все на уроке получилось),(желтый цвет-некоторые задания не получились ).,синий(мне надо потренироваться) напишите свое заветное желание.
Украсьте нашу волшебную елочку (елочка прикреплена к доске).-1 ряд нижний ярус.2 средний,3 ряд-верхний.
6. Обобщение знаний
С какими единицами времени мы сегодня работали? (год, месяц, неделя)
Расположите их в порядке увеличения.
Скажите, есть ли единица времени больше года?
Обобщение знаний
С какими единицами времени мы сегодня работали? (год, месяц, неделя)
Расположите их в порядке увеличения.
Скажите, есть ли единица времени больше года?-век. В каком веке мы живём? Знаете ли вы, в каком веке жил поэт А.С. Пушкин? (6 июня 1799г.- XVIII – XIX веках)
Космонавт Ю.А. Гагарин? (XX веке)
Какой по счёту будет следующий век?
подведение итогов.
Рефлексия.
Не забыть оценить !!!
- Я уверена, что ваши желания обязательно сбудутся. А мое желание уже сбылось: вы сегодня активно работали, получили хорошие оценки… и познакомились с новой единицей времени.