Дидактическая цель: Создать условия для систематизации изученного материала, овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цели по содержанию урока:
Образовательная: создать условия для систематизации, расширения знаний и умения применять формулы сокращенного умножения в различных ситуациях, комбинировать их, ликвидировать пробелы, качественно улучшить уже достигнутые знания и умения. Определить степень усвоения материала
Развивающая: продолжать развитие и понимание математической речи, формирование умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, выстраивать логическую цепочку, способствовать развитию наблюдательности, рецензировать устные выступления.
Воспитательная: побуждать учеников к само и взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний через систему упражнений или наводящих вопросов, воспитывать коммуникативные умения. Воспитание внимания, тренировка памяти, развитие сообразительности, находчивости, взаимопомощи. Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формулы сокращенного умножения »
«Формулы сокращенного умножения»
7 класс
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации изученного материала, овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цели по содержанию урока:
Образовательная: создать условия для систематизации, расширения знаний и умения применять формулы сокращенного умножения в различных ситуациях, комбинировать их, ликвидировать пробелы, качественно улучшить уже достигнутые знания и умения. Определить степень усвоения материала
Развивающая: продолжать развитие и понимание математической речи, формирование умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, выстраивать логическую цепочку, способствовать развитию наблюдательности, рецензировать устные выступления.
Воспитательная: побуждать учеников к само и взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний через систему упражнений или наводящих вопросов, воспитывать коммуникативные умения. Воспитание внимания, тренировка памяти, развитие сообразительности, находчивости, взаимопомощи. Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Методы обучения: Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, конструктивный или творческий.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Самостоятельная работа учащихся, фронтальный опрос, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, флипчарт, интерактивные тестирующие устройства activote, карточки с заданиями.
Должны знать:
Должны уметь:
Формулы сокращённого умножения:
Квадрат суммы и разности двух выражений
Разность квадратов двух выражений
Сумма и разность кубов двух выражений
Куб суммы и разности двух выражений
Понятия:
Полный квадрат суммы или разности двух выражений
Неполный квадрат суммы или разности двух выражений
Используя формулы сокращенного умножения
Определять вид формулы
Определять составляющие формул
Находить полный квадрат суммы или разности
Находить неполный квадрат суммы или разности
Раскладывать многочлен на множители
Выполнять произведение многочлена на многочлен
Упрощение выражений
Преобразование выражений
Ход урока
Организационный момент.
Цель: Эмоциональный настрой учащихся, расположение к доброжелательной атмосфере.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Формулы сокращенного умножения». Урок обобщения знаний. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Сообщение темы урока, целей урока. Мотивация.
Цель: постановка целей урока. Сообщение хода работы. Мотивация работы.
“У математиков существует
свой язык – это формулы”.
С. Ковалевская
Исходя из этого, сегодня на уроке мы должны: обобщить и расширить полученные знания и умения применять формулы сокращенного умножения в различных ситуациях.
Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять, поработаете в парах, познакомитесь с более сложными примерами, где применяются формулы сокращенного умножения.
Вам предстоит выполнить несколько заданий. За каждое из них вы будете оценивать себя или своих товарищей, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы.
В конце урока подсчитывается набранное количество баллов и выставляется оценка по критериям.
Начнем работу.
Актуализация и углубление знаний
Цель: Повторение формул сокращенного умножения. Понимание математической речи
В начале повторим формулы сокращенного умножения.
Я буду озвучивать либо левую, либо правую часть формул, а ваша задача, определить о каком выражении идет речь и последовательно в строчку записывать соответствующую букву, в итоге вы должны получить зашифрованное в таблице слово.
О
а3 + в3 = (а + в) (а2 – ав + в2)
Н
а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)
Ф
(а – в)2 = а2 – 2ав +в2
Д
(а + в)2 = а2 + 2ав + в2
А
(а + в)3 =а3 + 3а2в +3ав2+ в3
Т
(а - в)3 =а3 - 3а2в +3ав2- в3
И
а2 – в2=(а – в) (а + в)
1
2
3
4
5
6
7
Д
И
О
Ф
А
Н
Т
Квадрат суммы двух выражений.
Произведение разности двух выражений и их суммы
Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности
Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
Куб суммы двух выражений
Разность кубов двух выражений
Куб разности двух выражений
Молодцы ребята, мы повторили формулы сокращенного умножения и в итоге получили имя великого математика. (Показываю его портрет). О нем нам расскажет Виола.
Во время рассказа, подсчитайте количество совпавших букв, и занесите баллы в таблицу.
Историческая справка: Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме, вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел - с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания при выполнении различных видов работы.
а) Задание с выбором ответа.
Далее, выясним, насколько умело вы находите формулы сокращенного умножения. Для этого вам необходимо из предложенных вариантов ответа, выбрать, те, которые соответствуют левой части и соотнести их. В тетрадях указать номер задания и соответствующую ему букву.
По окончанию работы, некоторые из вас, по желанию указывают соответствие и называют формулу. Таким образом, можно получить дополнительный бал.
(по одному выходят к доске, указывают соответствие, называют формулу)
Прекрасно, и с этой работой вы справились успешно. Итак, зная одну из частей формул, мы теперь сможем определить вторую её часть.
б) Найди ошибку
А сможете ли вы найти ошибки в формулах, исправить их, дописать недостающий одночлен в выражениях. Эта задача для следующей работы.
У каждого из вас на столах лежат карточки с двумя заданиями.
Выполните их. По окончанию работы количество полученных баллов за вид задания заносится в таблицу.
(1 задание проверяется по одному с места, озвучивается формула)
в) Заполни пропуски
(2 задание – взаимопроверка). При этом количество баллов выставляет проверяющий.
Ребята, возникли ли сложности при выполнении этих заданий? Обратите внимание на подобные ошибки в следующих работах.
Итак, мы знаем формулы сокращенного умножения, умеем находить их составляющие, умеем находить ошибки и определять недостающие одночлены.
Проверка уровня обученности:
Цель: определить уровень знаний, умений и навыков при работе с формулами сокращенного умножения.
Ребята, давайте выясним насколько прочны наши знания. Выполним тест, при помощи тестирующих устройств.
Выполняется тестирование при помощи интерактивных устройств activote. Количество правильных ответов заносится в итоговую таблицу в виде баллов.
Закрепление знаний
Цель: Закрепить основные навыки и умения учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения»
Практическая работа по карточкам.
Формулы сокращенного умножения позволяют быстрее производить умножение многочлена на многочлен, используются для упрощения выражений, при доказательстве некоторых утверждений и тождеств. На формулах сокращенного умножения основаны некоторые математические фокусы и загадки, позволяющие производить вычисления в уме. Также с помощью формул сокращенного умножения можно раскладывать многочлены на множители, что, в свою очередь, нужно для решения уравнений, сокращения сложных выражений и решения ряда других задач.
Перед вами несколько заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов. Вы можете выбрать несколько заданий исходя из уровня сложности и желаемой оценки. По окончанию работы, вы меняетесь в парах тетрадями и проверяете задания соседа, выставляете количество заработанных баллов.
Подведение итогов урока.
Цель: Определить результат достижения поставленных целей. Определить качество знаний и успеваемость учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения»
Итак, ребята, сегодня мы с вами проделали большую работу, я надеюсь, что не зря. Подсчитайте баллы и поставьте оценку.
Подсчет количества баллов и выставление оценок. При помощи тестирующего устройства определяется результативность урока.
Домашнее задание.
Повторить формулы, пользуясь учебником 1, 2, 3.
А
В
С
№ 404 (2 столбец)
№ 457(7,8)
№ 461 (1)
№ 462 (6)
№ 384 (5,6)
№ 415 (2)
№ 466 (1)
№ 471 (1)
№361 (2)
№ 423 (1)
№ 473 (3)
Рефлексия.
Цель: определение эмоционального настроения учащихся, эффективность методов и форм работы.
Предлагается выбрать смайлик соответствующий эмоциональному настроению учащихся и продолжить предложения в листах контроля.