kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 9 класса по теме «Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников" Презентация содержит разделы: Повторение теоретического материала Проверка домашнего задания Вывод основных формул, т.е. новый материал Закрепление: решение задач в группах и самостоятельно Домашнее задание Дан краткий конспект урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ»

МКОУ «Волчихинская СШ №2»

Учитель Бакута Е.П.

9 класс


Урок по теме «Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников"


Цели урока:


Образовательные: изучение формул радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников;


Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся через решение практических задач, умение выбирать правильное решение, лаконично излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.


Воспитательные: организация совместной деятельности, воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения выслушивать ответы товарищей.


Оборудование: Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, экспозиционный экран


Ход урок:


1. Организационный момент


Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.


А девизом нашего урока буду такие слова:


Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!


2. Мотивация урока.


Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много нового и интересного: вспомним понятие правильного многоугольника, выведем формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиуса вписанной окружности. Мне хотелось бы начать со слов Бертрана Рассела: “Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой…”.


3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.


Фронтальный опрос:


  • Какая фигура называется многоугольником?

  • Какой многоугольник называется правильным?

  • Какое другое название правильного треугольника?

  • Какое другое название правильного четырехугольника?

  • Формула суммы углов выпуклого многоугольника.

  • Формула угла правильного многоугольника.


4. Изучение нового материала. (слайды)


  • Окружность называется вписанной в многоугольник, если все стороны многоугольника касаются окружности.


  • Окружность называется описанной около многоугольника, если все вершины многоугольника лежат на окружности.


  • Окружность можно вписать или описать около любого треугольника, причём центр вписанной в треугольник окружности лежит на пересечении биссектрис треугольника, а центр описанной около треугольника окружности лежит на пересечении серединных перпендикуляров.


  • Около любого правильного многоугольника можно описать окружность, и в любой правильный многоугольник можно вписать окружность, причём центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в тот же многоугольник.


  • Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильного треугольника, правильного четырехугольника, правильного шестиугольника.


Радиус вписанной окружности в правильный многоугольник (r):

a - сторона многоугольника, N - количество сторон многоугольника


Радиус описанной окружности правильного многоугольника(R):


a - сторона многоугольника, N - количество сторон многоугольника.

Заполним таблицу для правильного треугольника, правильного четырехугольника, правильного шестиугольника.

5. Закрепление нового материала.


Решить № 1088, 1090, 1092, 1099.


6. Физминутка. Раз – потянуться Два – нагнуться

Три – оглянуться Четыре – присест

Пять – руки вверх Шесть – вперед

Семь – опустили Восемь – сели

Девять – встали Десять – снова сели


7. Самостоятельная работа учащихся (работа в группах)


Решить № 1093.


8.Итоги урока. Рефлексия. Д/з.


- Какое впечатление у Вас сложилось? (Понравилось – не понравилось)


– Какое настроение после урока? (Радостное – грустное)


– Какое самочувствие? (Устал – не устал)


– Какое отношение к пройденному материалу? (Понял – не понял)


– Какова твоя самооценка после урока? (Доволен – не доволен)


– Оцени свою активность на уроке. (Старался – не старался).


Д/з:

  • п.105-108 повторить;

  • выучить формулы;

  • 1090, 1091, 1087(3)


Есть у математики молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, геометрия, даёшь

Для победы важную закалку.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.


Примечание Презентация содержит разделы:

Повторение теоретического материала

Проверка домашнего задания

Вывод основных формул, т.е. новый материал

Закрепление: решение задач в группах и самостоятельно

Домашнее задание

Просмотр содержимого презентации
«9_klass_pravilnye_mnogougolniki_urok_2»

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиусов описанной и вписанной окружности.

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиусов описанной и вписанной окружности.

Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В математики мир отправимся смело, В мир примеров и разных задач.
  • Чтобы спорилось нужное дело,
  • Чтобы в жизни не знать неудач,
  • В математики мир отправимся смело,
  • В мир примеров и разных задач.
ДЕВИЗ УРОКА Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!

ДЕВИЗ УРОКА

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много нового и интересного: вспомним понятие правильного многоугольника, выведем формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиуса вписанной окружности. Мне хотелось бы начать со слов Бертрана Рассела: “Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой…”.

Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много нового и интересного: вспомним понятие правильного многоугольника, выведем формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиуса вписанной окружности. Мне хотелось бы начать со слов Бертрана Рассела: “Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой…”.

Повторение. Какая геометрическая фигура  изображена на рисунке? D Е 2.Какой многоугольник называется  правильным? О 3.Какая окружность называется  вписанной в многоугольник? F С 4.Какая окружность называется  описанной около многоугольника? 5.Назовите радиус вписанной окружности. А В Н 6.Назовите радиус описанной окружности. 7.Как найти центр вписанной в правильный  многоугольник окружности? 8.Как найти центр окружности описанной около  правильного многоугольника?

Повторение.

  • Какая геометрическая фигура

изображена на рисунке?

D

Е

2.Какой многоугольник называется

правильным?

О

3.Какая окружность называется

вписанной в многоугольник?

F

С

4.Какая окружность называется

описанной около многоугольника?

5.Назовите радиус вписанной окружности.

А

В

Н

6.Назовите радиус описанной окружности.

7.Как найти центр вписанной в правильный

многоугольник окружности?

8.Как найти центр окружности описанной около

правильного многоугольника?

Проверка выполнения домашнего задания .. № 1084. β – угол, соответствующий дуге, которую стягивает сторона многоугольника . О А п А 2 β Ответы: а) 6; б) 12; А А 1 в) 4; г) 8; г) 10 д) 20; ? е) 7. е) 5.

Проверка выполнения

домашнего задания ..

1084.

β – угол, соответствующий

дуге, которую стягивает

сторона многоугольника .

О

А п

А 2

β

Ответы:

а) 6;

б) 12;

А

А 1

в) 4;

г) 8;

г) 10

д) 20;

?

е) 7.

е) 5.

ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ

ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ

ПРАВИЛЬНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК Правильным многоугольником называется выпуклый многоугольник, у которого все углы равны и все стороны равны.

ПРАВИЛЬНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК

Правильным многоугольником называется выпуклый многоугольник, у которого все углы равны и все стороны равны.

Сумма углов правильного n -угольника Угол правильного n - угольника

Сумма углов правильного n -угольника

Угол правильного n - угольника

Вписанная и описанная окружность Окружность называется вписанной в многоугольник, если все стороны многоугольника касаются этой окружности. Окружность называется описанной около многоугольника, если все его вершины лежат на этой окружности.

Вписанная и описанная окружность

Окружность называется вписанной в многоугольник,

если все стороны многоугольника касаются этой окружности.

Окружность называется описанной около многоугольника, если все его вершины лежат на этой

окружности.

Вписанная и описанная окружность Окружность, вписанная в правильный многоугольник, касается сторон многоугольника в их серединах. Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в тот же многоугольник.

Вписанная и описанная окружность

Окружность, вписанная в правильный многоугольник, касается сторон многоугольника в их серединах.

Центр окружности, описанной около правильного многоугольника, совпадает с центром окружности, вписанной в тот же многоугольник.

Выведем формулу радиуса вписанной и радиуса описанной окружности правильного многоугольника. Пусть r – радиус вписанной окружности,  R – радиус описанной окружности, п – количество сторон и углов многоугольника. В Рассмотрим правильный п-угольник. а / 2 А С Пусть а – сторона п-угольника, а α – угол. α /2 α /2 Построим точку О – центр вписанной и описанной окружности. β ОС – высота ∆АОВ.  . ∟ С = 90 º - (по построению), Рассмотрим ∆АОС: О ∟ ОАС = α /2 - (ОА – биссектриса угла п- угольника), АС = а/2 – (ОС – медиана к основанию равнобедренного треугольника), ∟ АОВ = 360 º  : п, пусть ∟АОС = β . тогда β = 0,5 ∙ ∟АОВ  = 0,5 ∙ ( 360 º  : п) =  180 º  : п . АС а а АС = = =  R  = ОА = 2 sin (180 º  : п) sin β r  =  ОС 2 tg (180 º  : п) tg β

Выведем формулу радиуса вписанной и радиуса описанной окружности правильного многоугольника.

Пусть r – радиус вписанной окружности,

R – радиус описанной окружности,

п – количество сторон и углов многоугольника.

В

Рассмотрим правильный п-угольник.

а / 2

А

С

Пусть а – сторона п-угольника,

а

α – угол.

α /2

α /2

Построим точку О – центр вписанной и описанной окружности.

β

ОС – высота ∆АОВ.

.

∟ С = 90 º - (по построению),

Рассмотрим ∆АОС:

О

∟ ОАС = α /2 - (ОА – биссектриса угла п- угольника),

АС = а/2 – (ОС – медиана к основанию равнобедренного треугольника),

∟ АОВ = 360 º : п,

пусть ∟АОС = β .

тогда β = 0,5 ∙ ∟АОВ

= 0,5 ∙ ( 360 º : п)

= 180 º : п .

АС

а

а

АС

=

=

=

R = ОА

=

2 sin (180 º : п)

sin β

r = ОС

2 tg (180 º : п)

tg β

ФОРМУЛЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ Площадь правильного многоугольника  Сторона правильного многоугольника  Радиус вписанной окружности

ФОРМУЛЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ

Площадь правильного многоугольника

Сторона правильного многоугольника

Радиус вписанной окружности

Группа 1 Дано: R , n =3 Найти: а  Группа 2 Дано: R , n =4 Найти: а  Группа 3 Дано: R , n =6 Найти: а  Группа 4 Дано: r , n =3 Найти: а  Группа 5 Дано: r , n = 4 Найти: а  Группа 6 Дано: r , n = 6 Найти: а

Группа 1 Дано: R , n =3 Найти: а

Группа 2 Дано: R , n =4 Найти: а

Группа 3 Дано: R , n =6 Найти: а

Группа 4 Дано: r , n =3 Найти: а

Группа 5 Дано: r , n = 4 Найти: а

Группа 6 Дано: r , n = 6 Найти: а

Группа 1 Дано: R , n =3 Найти: а

Группа 1 Дано: R , n =3 Найти: а

Группа 2 Дано: R , n =4 Найти: а

Группа 2 Дано: R , n =4 Найти: а

Группа 3 Дано: R , n =6 Найти: а

Группа 3 Дано: R , n =6 Найти: а

Группа 4 Дано: r , n =3 Найти: а

Группа 4 Дано: r , n =3 Найти: а

Группа 5 Дано: r , n = 4 Найти: а

Группа 5 Дано: r , n = 4 Найти: а

Группа 6 Дано: r , n = 6 Найти: а

Группа 6 Дано: r , n = 6 Найти: а

п = 3 п = 4 п = 6

п = 3

п = 4

п = 6

ФОРМУЛЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ

ФОРМУЛЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ

а а  R  =  r = 2 tg (180 º  : п) 2 sin (180 º  : п) = 60 º , = 180 º  : 3 тогда 180 º  : п У правильного треугольника п = 3, а √ 3 2 ∙ = √ 3,  R 3 =  откуда 2 sin 60 º = значит 2 √ 3 а значит 2 ∙ √3 2 tg 60 º = r 3 = 2 √3 тогда 180 º  : п = 180 º  : 4 = 45 º , У правильного четырехугольника п = 4, а √ 2 =  R 4 = значит √ 2, откуда 2 sin 45 º = 2 ∙ 2 √ 2 а 2 ∙ 1 = 2, значит 2 tg 45 º = r 4  = 2 У правильного шестиугольника п = 6, тогда 180 º  : п = 180 º  : 6 = 30 º , 1 откуда 2 sin 30 º = 1, 2 ∙ = значит  R 6 =  а 2 1 2 tg 30 º = 2 ∙ 2 а√3 значит r 4  = а : = √ 3 2 √ 3 21

а

а

R =

r =

2 tg (180 º : п)

2 sin (180 º : п)

= 60 º ,

= 180 º : 3

тогда 180 º : п

У правильного треугольника п = 3,

а

√ 3

2 ∙

=

√ 3,

R 3 =

откуда 2 sin 60 º =

значит

2

√ 3

а

значит

2 ∙ √3

2 tg 60 º =

r 3 =

2 √3

тогда 180 º : п

= 180 º : 4

= 45 º ,

У правильного четырехугольника п = 4,

а

√ 2

=

R 4

=

значит

√ 2,

откуда 2 sin 45 º =

2 ∙

2

√ 2

а

2 ∙ 1 = 2,

значит

2 tg 45 º =

r 4 =

2

У правильного шестиугольника п = 6,

тогда 180 º : п

= 180 º : 6

= 30 º ,

1

откуда 2 sin 30 º =

1,

2 ∙

=

значит

R 6 = а

2

1

2 tg 30 º =

2 ∙

2

а√3

значит

r 4 =

а :

=

√ 3

2

√ 3

21

Используя формулы радиусов вписанных и описанных окружностей некоторых правильных многоугольников, вывести формулы для нахождения зависимости сторон правильных многоугольников от радиусов вписанных и описанных окружностей и заполнить таблицу: а 6 а 4 а 3 ап 2 R ∙ sin (180 º  : п) R √3 R √ 2 R Через R 2r Через r 2 r ∙ tg (180 º  : п) 2 r √3 2r √ 3

Используя формулы радиусов вписанных и описанных окружностей некоторых правильных многоугольников, вывести формулы для нахождения зависимости сторон правильных многоугольников от радиусов вписанных и описанных окружностей и заполнить таблицу:

а 6

а 4

а 3

ап

2 R ∙ sin (180 º : п)

R √3

R √ 2

R

Через R

2r

Через r

2 r ∙ tg (180 º : п)

2 r √3

2r

√ 3

ф и г у квадрат треугольник р шестиугольник а r R , а а а R √ 3 √ 2 а а а√3 r 2 2 2 √3

ф

и

г

у

квадрат

треугольник

р

шестиугольник

а

r

R ,

а

а

а

R

√ 3

√ 2

а

а

а√3

r

2

2

2 √3

Домашнее задание: Пп. 105 – 108; № 1087; № 1088 – подготовить таблицу.

Домашнее задание:

Пп. 105 – 108;

1087;

1088 – подготовить таблицу.

n = 4 R r a 4 P 2 6 4 S 28 16 3 3√2 24 32 2√2 4 16 16 16√2 32 4√2 2√2 7 3,5√2 3,5 49 4 2√2 16 2

n = 4

R

r

a 4

P

2

6

4

S

28

16

3

3√2

24

32

2√2

4

16

16

16√2

32

4√2

2√2

7

3,5√2

3,5

49

4

2√2

16

2

№ 1087(5) Дано: S=16 , n =4 Найти: a, r, R, P  Мы знаем формулы:

1087(5)

Дано: S=16 , n =4

Найти: a, r, R, P

Мы знаем формулы:

№ 1088( 5 ) Дано: P=6 , n = 3 Найти: R, a, r, S  Мы знаем формулы:

1088( 5 )

Дано: P=6 , n = 3

Найти: R, a, r, S

Мы знаем формулы:

№ 108 9 Дано: Найти:

108 9

Дано:

Найти:

Подведем итог Мы знаем формулы:

Подведем итог

Мы знаем формулы:

Домашнее задание

Домашнее задание

  • п.105-108 повторить;
  • выучить формулы;
  • 1090, 1091, 1087(3)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников

Автор: Бакута Елена Петровна

Дата: 15.06.2015

Номер свидетельства: 219762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока по теме «Правильные многоугольники». "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravil-nyie-mnoghoughol-niki"
    ["file_id"] => string(6) "244619"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445964745"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Зависимоть длины сторон правильного многоугольника от радиуса вписанной и описанной окружности "
    ["seo_title"] => string(97) "zavisimot-dliny-storon-pravil-nogho-mnoghoughol-nika-ot-radiusa-vpisannoi-i-opisannoi-okruzhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "114425"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411486294"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Формулы, связывающие стороны, периметр и радиусы вписанной и описанной окружностей "
    ["seo_title"] => string(90) "formuly-sviazyvaiushchiie-storony-pierimietr-i-radiusy-vpisannoi-i-opisannoi-okruzhnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "114419"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411484768"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Формулы для правильных многоугольников"
    ["seo_title"] => string(51) "tablitsa_formuly_dlia_pravil_nykh_mnoghoughol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "342919"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473371581"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок по теме:" Построение правильных многоугольников""
    ["seo_title"] => string(57) "urok_po_tiemie_postroieniie_pravil_nykh_mnoghoughol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "350137"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476769729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства