kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Модули" в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по выбору «Модули» предназначен для учащихся 9(10) классов средней школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к математике. Программа включает теоретический и практический материал.

Цель: расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки выпускников.                                                                                                                                                  Задача: как можно полнее развить потенциальные творческие способности учащихся.     

Методические принципы.

1.Принцип регулярности.                                                                                                               

2.Принцип параллельности.                                                                                                            

 3.Принцип опережающей сложности.                                                                                       

4.Принцип вариативности.                                                                                                                            

5 Принцип самоконтроля.

Курс рассчитан на 36 часов.                                                                                                                             

 В ходе прохождения курса учащиеся познакомятся с основными методами решения уравнений и неравенств, содержащих абсолютную величину, научатся строить графики различной сложности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Модули" в 10 классе»

19



Методическая разработка



«Модуль числа. Уравнения, неравенства, содержащие абсолютную величину»









Выполнил учитель: Шнар Надежда Ивановна

Преподаваемый предмет: математика, МОУ- Сосновская СОШ № 32, с.Сосновка Новосибирского района Новосибирской области.

Программа элективного курса «Модули»

Срок реализации программы 2013-2014 учебный год, 10 класс. Возраст детей: 15-16 лет.

Автор программы: Шнар Надежда Ивановна, учитель математики высшей категории.



2013г.











Курс по выбору «Модули» предназначен для учащихся 9(10) классов средней школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к математике. Программа включает теоретический и практический материал.

Цель: расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки выпускников. Задача: как можно полнее развить потенциальные творческие способности учащихся.

Методические принципы.

1.Принцип регулярности.

2.Принцип параллельности.

3.Принцип опережающей сложности.

4.Принцип вариативности.

5 Принцип самоконтроля..

Курс рассчитан на 36 часов.

В ходе прохождения курса учащиеся познакомятся с основными методами решения уравнений и неравенств, содержащих абсолютную величину, научатся строить графики различной сложности.

Тематический план.

п.п.

Тема

Вид занятий

Количество часов.

1.

Введение. Модуль. Геометрический смысл модуля.

Актуализация знаний.

2.

Теоретический материал. Свойства модуля.

Лекция.

3.

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.

Практические занятия.

11ч

4.

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.

Практические занятия.

11ч

5

Графики функций, содержащие переменную под знаком модуля.

Практические занятия

11ч





Программа курса.

I.Введение.(1 час)

Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число, если а 0, и противоположное число –а, если а 0. Модуль числа обозначается .

Итак,

Например.

т.к 3

если

если

Геометрически означает расстояние на координатной прямой точки а от точки 0

II.Свойства абсолютной величины.(3 часа)

1 =

Это равенство непосредственно вытекает из определения абсолютной величины.

2

Если то

Пример.

Еслито = т.к.

Пример.

3.

Пример.

Пример.

Эти равенства вытекают из правила знаков.

4.

Есть две возможности:

1) , тогда

но (смотри свойство 2) и поэтому

2)Если но

( смотри свойство2) и поэтому

Из неравенств (*) и (**) следует, что

5.

Так как то по свойству 4:

откуда = или

6.

7.

8.

9.

Учащиеся должны понять определение модуля, понимать его геометрический смысл.

III.Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.(11 часов).

Учащиеся должны освоить методы решения уравнений, содержащих абсолютные величины. Наиболее распространённым методом решения уравнений, содержащих абсолютные величины, является метод, при котором знак абсолютной величины раскрывается на основании её определения.

Пример 1.

если

если 2х-3 - 1,5 +

Тренировочные упражнения.

1) Ответ.-2.1; 2,1

2) Ответ.-5; 11

3) Ответ.0; 1,5


4) Ответ.-0,25

5) Ответ.1/3; 1.

Пример2.

Найдём нули подмодульных выражений:

Область определения данного уравнения разбивается точками на три промежутка, в которых меняют знаки выражения стоящие под знаком модуля. Расставим знаки выражений на полученных промежутках.

Решим данное уравнение на каждом из полученных промежутков. Получим три уравнения, в каждом из которых на неизвестное наложено ограничение. Граничные точки будем включать и в левые, и в правые интервалы, поскольку решения в дальнейшем объединяются

2х+1 - + +

5-3х + + -

.

–посторонний корень, так как не удовлетворяет условию

.

Это значение попадает в рассматриваемую область и, значит, является решением исходного уравнения.

.

Является корнем уравнения

Выясним, являются ли корнями уравнения нули подмодульных выражений.

Если то

неверно.

Число не является корнем уравнения.

Если то

неверно, число не является корнем данного уравнения.

Ответ.1,4;3

Решение уравнений.

1. Ответ.4;5

2. Ответ. х≤2,6

3. Ответ.

4 Ответ.-3;-4.

5. Ответ.

6. Ответ.2;5

7. Ответ.3;6

8. Ответ.0;1

9. Ответ. (-∞;-1] [ ;+∞)

10. Ответ. (;1,5]

11. Ответ.[2; ]

12. Ответ. ;

13. Ответ. ;

14. =0 Ответ:

Литература:

  • И.Ф.Шарыгин .Факультативный курс по математике. Решение задач.

  • М.К.Потапов, С.Н. Олехник. Конкурсные задачи по математике.

IV. Неравенства. (11ч)

Сформировать у учащихся умение решать неравенства, содержащие абсолютную величину, дать представление о геометрической иллюстрации неравенств ││а, │

Выработать умения решать неравенства, содержащие абсолютную величину. Для решения неравенств, содержащих абсолютную величину, обычно избавляются от знаков абсолютных величин.

Для освобождения от знаков абсолютной величины надо отметить на координатной оси все точки, в каждой из которых меняет знак хотя бы одна из функций, находящихся в неравенстве под знаком модуля. Таким образом, координатная ось разбивается на некоторое число промежутков. На каждом таком промежутке неравенство заменяется на другое неравенство, не содержащее знаков абсолютной величины и равносильное исходному неравенству на этом промежутке. Каждое из полученных неравенств решается, и из полученного множества решений отбираются числа, лежащие на рассматриваемом промежутке. Они и будут решениями исходного неравенства на этом промежутке.

Для того, чтобы выписать все решения исходного неравенства, объединяют все его решения, найденные на этих промежутках.

Рассмотрим неравенство где 0. Этому неравенству удовлетворяют все точки, находящиеся на расстоянии, не большем , от точки О, т.е. точки отрезка

//////0//////////а

Отрезок - это множество чисел х, удовлетворяющих неравенству

Следовательно, неравенство где 0 , означает то же самое, что и двойное неравенство

Например, неравенство означает, что

Пример1.

или

Рассмотрим неравенство , где 0

Этому неравенству удовлетворяют все точки , находящиеся от точки 0 на расстоянии, не меньшем , т.е. точки двух лучей и

Пример2.

1.

2. =



Общее решение: (-∞;1] [3;+∞]

Упражнения.

  1. Ответ:(-3;0)

2. Ответ: (-∞;0] [1,6;+∞]

Пример3.

Найдём нули подмодульного выражения: .

Эта точка разбивает область определения на два промежутка:(-∞; ) , (;+∞)

Решим неравенство отдельно на каждом промежутке.

1.,

-5 1

ххх

2.,

-

=

==

;

Общее решение: -5

(-; )

Пример 4.



Нули подмодульных выражений: =1, =-1

х-1 - - +

-1 1

х+1 - + +

1)≤-1

1-+(--1)

1---1

-2

-2 -2 -2;1

2) -1≤≤1

1-++1

0 -1;1

3) ≥1

-1++1

2

1;2

Общее решение:

-2////-1////1///////2 х(-2;2)

Пример 5.2-3 +2+2+15

I способ. Нули подмодульных выражений:

а) 2-3 +2=0

1=2, 2=1

б) 2+1=0, = - 2-3 +2 + -1/2 + 1 - 2 +

2+1 - + + +

1) х-

х2-3х+25-(-2х-1)

х2-3х+2-5-2х-10

х2-5х-40

х2-5х-4=0

D=25+16=41

х1=х2= ///////////////////--/////

2) -х1

х2-3х+25-(2х+1)

х2-3х+25-2х-1

х2-3х+2-5+2х+12-х-20


1=2, 2=-1 -1 -1/2 1 2

3)1х2

2+3х-25-2х-1

2+3х-2-5+2х+10

2+5х-60

х2-5х+6

х1=2, х2=3 1 2 3

4) х2,

2-3 +2+2+15

2-3 +2+2+1-50

2- -20

х=2, х=-1 -1 2

х=2

Общее решение: 1 2

ІІ способ.

Другой подход к неравенствам, содержащим абсолютную величину, состоит в следующем: Неравенство эквивалентно системе:

Неравенство эквивалентно объединению: ( В системе должны выполняться оба неравенства. Соответствует союзу «и». Объединение неравенств означает, что должно выполняться хотя бы одно из неравенств. Соответствует союзу «или»)

Решим неравенство данным способом.

Ответ;2

Упражнения:

  1. Ответ:

  2. Ответ:

  3. 27 Ответ:

4. Ответ:

5. Ответ:

6.+Ответ: ;

Литература.

  • А.Я. Колодко, Л.С. Колодко

Сборник задач по математике для абитуриентов, поступающих в НИНХ.

Новосибирск, 1993.

  • А.Г.Калашникова.

Математика. Учебное пособие для учащихся подготовительных курсов НГТУ.

Новосибирск,2000.

  • И.Ф. Шарыгин.

Факультативный курс по математике.

М.: «Просвещение», 1989.

  • М.К. Потапов, С.Н. Олехник

Конкурсные задачи по математике.

М. «Столетие», 1995.

  • Э.З. Шувалова и др.

Повторим математику.

«Высшая школа», 1984.

Графики функций. (11ч)

Приёмы построения графиков.

1) у=х х у у

1 1

2 2 2

-2 2 -2 1 2



Схематичное построение.

у=-х у=х+2 у=-х-1

у у у

0 х -2 -1 0 х 0 1 х













у=х-2 у= -х+1-2

у у



х х



2)у=х-1-х-2-х-3

Находим интервалы знакопостоянства выражений: х-1, х-2, х-3, для чего находим нули подмодульных выражений.

х-1=0 х-2=0 х-3=0

х=1 х=2 х=3

х-1 - + + +

х-2 - - + +

1 2 3

х-3 - - - +


1) Если х1, то у=1-х-(2-х)-(3-х)

у=1-х-2+х-3+х

у=х-4 (0;-4), (-1;-5)

2)Если 1х2, то у=х-1-(2-х)-(3-х)

у=х-1-2+х-3+х

у=3х-6 (2;0), (1;-3)

3) Если 2х3, то у=х-1-(х-2)-(3-х)

у=х-1-х+2-3+х

у=х-2 (2;0), (3;1)

4) Если х3, то у=х-1-(х-2)-(х-3)

у=х-1-х+2-х+3

у=-х+4 (3;1), (4;0).

На каждом из интервалов функция является линейной. Строим график функции.

у




-1 2 4 6 х

2 способ. 3, то у=х-1-(х-2)-(х-3)

Определи вершины ломаной. Абсциссы: х=1, х=2, х=3.

Найдём ординаты ломаной.

у(1)=1-1-1-2-1-3=0-1-2=-3

у(2)=2-1-2-2-2-3=1-0-1=0

у(3)=3-1-3-2-3-3=2-1-0=1

Вершины ломаной(1;-3), (2;0), (3;1).

Найдём дополнительные точки:

у(0)=0-1-0-2-0-3=1-2-3=-4 (0;-4)

у(4)= 4-1-4-2-4-3=3-2-1=0 (4;0)

у(1,5) =0,5--0,5--1,5=-1,5. (1,5;-1,5)

Строим график функции.

у





х






Упражнения для самостоятельной работы.

1) у=х+х+х-1

2) у=х-2+х-3-х-х+1

Пример 2. у=х 2-4х+3


х 2-4х+3=

1)у= х 2-4х+3

х

0

1

2

3

4

у

3

0

-1

0

3




2) у= х 2+4х+3

х

-4

-3

-2

-1

у

0

-1

0

3

Строим график функции.


у


у=х2+4х+3

х





Пример 3.

у=  х 2-4х+3


х 2-4х+3 =

а) х 2-4х+30 б) х 2-4х+3

х 2-4х+3

х1=3, х2=1

+ + х1, х3

---

Составим таблицы значений функции для построения графика.

1)у= х 2-4х+3, х1, х3

х

0

1

3

4

5

у

3

0

0

3

8


у= -х 2+4х-3,

х

1

1,5

2

2,5

3

у

0

0,75

1

0,75

0

Строим график функции.




у=х2-4х+3


х





Пример 4. у=


1)у=

х

1

2

3

у

1

1/2

1/3


2) у=-

х

-3

-2

1

у

101/3

1/2

1



у

у=



х



Схематичное построение графиков.











Упражнения для самостоятельной работы.

Литература.

  • А.Я. Колодко, Л.С. Колодко

Сборник задач по математике для абитуриентов, поступающих в НИНХ.

Новосибирск, 1993.

  • А.Г.Калашникова.

Математика. Учебное пособие для учащихся подготовительных курсов НГТУ.

Новосибирск,2000.

  • 3.И.Ф. Шарыгин.

Факультативный курс по математике.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Элективный курс "Модули" в 10 классе

Автор: Шнар Надежда Ивановна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Элективный курс по математике для подготовки к ОГЭ. "
    ["seo_title"] => string(55) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-dlia-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "123257"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414435683"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "программа элективного курса - решение уравнений и неравенств с модулями "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-moduliami"
    ["file_id"] => string(6) "181795"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425396401"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Программа элективного курса " Искусство изготовления художественных композиций" "
    ["seo_title"] => string(88) "proghramma-eliektivnogho-kursa-iskusstvo-izghotovlieniia-khudozhiestviennykh-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "233879"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443266667"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Элективный курс "Железнодорожный транспорт в проектах" "
    ["seo_title"] => string(59) "eliektivnyi-kurs-zhielieznodorozhnyi-transport-v-proiektakh"
    ["file_id"] => string(6) "107243"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403190007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства