kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей математики, информатики, физики МБОУ г. Кургана «СОШ № 41»  «___»________20__г. Протокол №___

Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета  МБОУ  г. Кургана «СОШ № 41»  «___»________20__г.             Протокол №___

«Утверждаю»                                                               Директор МБОУ г. Кургана       «СОШ № 41»                 __________А.В.Корабицина

«___»______________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса «Построение графиков функций»

8 класс

 

 

 

 

 

Составители: Чижкова Анастасия Николаевна,

  учитель математики МБОУ г. Кургана «СОШ №41»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган, 2014

Пояснительная записка

Элективный курс «Построение графиков функций» для учащихся 8 классов посвящён знакомству с одному из основных понятий математики – функциональной зависимости.

Начиная с 7 класса,  в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, рассматривается изучается недостаточно полно, многие важные моменты не включены в программу и, следовательно, не изучаются. В обязательных требованиях к уровню подготовки учащихся по математике рассматриваются функции и их графики, но они включены отдельными блоками в разные темы. Практика государственной аттестации показывает, что для учащихся представляет особую трудность построение графиков функций, нахождение области определения функции. Школьная программа не предусматривает систематизацию и углубление этой проблемной области. В школьном курсе на базовом уровне практически нет графиков функций, содержащих модули, мало заданий на преобразование усложнённых графиков. А ведь преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля,  позволяют передать красоту математики и ее практическое применение. Поэтому более глубокое изучение этого материала возможно на занятиях элективного курса.   

  С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этой функциональной грамотности необходимо начинать как можно раньше.

Курс «Построение графиков функций» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по построению графиков функций, а также раскроет перед ними новые знания о преобразованиях графиков функций, об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Цель курса: Создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках и свойствах основных функций.

Задачи:

  1. Закрепление основ знаний о функциях, их свойствах и графиках.
  2. Расширение представлений о свойствах функций.
  3. Формирование умений « читать» графики функций.
  4. Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Курс предназначен для учащихся 8 классов, реализующих интерес к математике. Он рассчитан на 9 часов аудиторного времени.

Включенный в программу материал носит познавательный характер и может применяться для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей математической подготовки. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала.

 Содержание учебного материала структурировано и соответствует задачам курса.

Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной деятельности учащихся – решению задач, отработке теоретического материала, подготовке сообщений.

Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Формой итоговой отчётности учащихся является проект «Графики улыбаются».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню усвоения курса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
  • определение основных свойств функций (область определения, область значений, чётность, нечетность, возрастание, убывание,  экстремумы, обратимость и т.д.;
  • метод преобразований графиков функций.

уметь:

  • правильно употреблять функциональную терминологию;
  • исследовать функцию и строить ее график;
  • определять по графику функции её свойства;
  • строить графики, содержащие модуль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Тема курса

Кол-во часов

Дата проведения

1. Общие сведения о функциях

2

 

1

Понятие функции. Способы задания функции, график функции.

1

 

2

Построение графиков функций. Свойства функций: чётность и нечётность, монотонность, ограниченность, наибольше и наименьшее значения. Исследование функций.

1

 

2. Построение усложнённых графиков

7

 

3-4

Построение графиков кусочно-заданных функций.

2

 

5

Построение графиков функций, содержащих модуль.

1

 

6-7

Функционально-графический метод решения уравнений.

2

 

8-9

Итоговое занятие (защита проекта «Графики улыбаются»)

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

  1. Общие сведения о функциях (2) .

Примеры различных соотношений между числовыми множествами, между множествами точек плоскости и некоторые другие зависимости из физики и химии. Понятие функции, аргумента, области определения и области значений функции. История введения этих понятий в курс математики. Роль Декарта. Нахождение значений функции по значению аргумента с помощью формулы или графика. Способы задания функции, график функции. Построение графиков функций. Исследование функции элементарными способами: чётность и нечётность, монотонность, ограниченные и неограниченные функции.

  1. Построение усложнённых графиков (7).

 Построение графики кусочно-заданных функций. Построение графиков функций, содержащих модуль. Методы, предполагающие построение графиков функций, содержащих знак абсолютной величины, графиков «кусочных» функций, графиков функций у =  и у = . Практические занятия.

Функционально-графический метод решения уравнений. Построение множеств точек плоскости, удовлетворяющих заданным условиям.  Нахождение площадей фигур, заданных на координатной плоскости системами неравенств. Методы, предполагающие решение задач с параметрами, с помощью движения графических образов относительно друг друга. Уравнения с двумя  переменными и их графики. Практические занятия.

Итоговое занятие (защита проекта «Графики улыбаются»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. М.Е. Козина . Сборник элективных курсов. Математика 8-8 классы. Волгоград: Учитель,2006.
  2. И. Н. Данкова, Т.Е. Бондаренко. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М.: « 5 за знания», 2006.
  3. Н.В. Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова. Математика. Функции и их графики. Саратов: Лицей, 2003.
  4. З.Н.Альхова, А.В. Макеева . Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2002.
  5. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. Математика 5-11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках.   Волгоград: Учитель,2006.
  6. Н.Я.Виленкин. Функции в технике и природе. М., 1985.
  7. И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. М., 1965.
  8. И.П. Гурский. Функции и построение графиков. М., 1968
  9. Е.С. Кочеков, О.С. Кочеткова. Алгебра и элементы функции. М., 1965

10. И.И. Лихолетов. Функции и их графики. Минск,1990.

11. Г.Е.Шилов. Как строить графики ? М., 1965

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 41»





Рассмотрено и одобрено на заседании МО учителей математики, информатики, физики МБОУ г. Кургана «СОШ № 41» «___»________20__г. Протокол №___

Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета МБОУ г. Кургана «СОШ № 41» «___»________20__г. Протокол №___

«Утверждаю» Директор МБОУ г. Кургана «СОШ № 41» __________А.В.Корабицина

«___»______________20___г.









Рабочая программа

элективного курса «Построение графиков функций»

8 класс






Составители: Чижкова Анастасия Николаевна,

учитель математики МБОУ г. Кургана «СОШ №41»













Курган, 2014

Пояснительная записка

Элективный курс «Построение графиков функций» для учащихся 8 классов посвящён знакомству с одному из основных понятий математики – функциональной зависимости.

Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, рассматривается изучается недостаточно полно, многие важные моменты не включены в программу и, следовательно, не изучаются. В обязательных требованиях к уровню подготовки учащихся по математике рассматриваются функции и их графики, но они включены отдельными блоками в разные темы. Практика государственной аттестации показывает, что для учащихся представляет особую трудность построение графиков функций, нахождение области определения функции. Школьная программа не предусматривает систематизацию и углубление этой проблемной области. В школьном курсе на базовом уровне практически нет графиков функций, содержащих модули, мало заданий на преобразование усложнённых графиков. А ведь преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики и ее практическое применение. Поэтому более глубокое изучение этого материала возможно на занятиях элективного курса.

С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этой функциональной грамотности необходимо начинать как можно раньше.

Курс «Построение графиков функций» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по построению графиков функций, а также раскроет перед ними новые знания о преобразованиях графиков функций, об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Цель курса: Создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках и свойствах основных функций.

Задачи:

  1. Закрепление основ знаний о функциях, их свойствах и графиках.

  2. Расширение представлений о свойствах функций.

  3. Формирование умений « читать» графики функций.

  4. Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Курс предназначен для учащихся 8 классов, реализующих интерес к математике. Он рассчитан на 9 часов аудиторного времени.

Включенный в программу материал носит познавательный характер и может применяться для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей математической подготовки. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала.

Содержание учебного материала структурировано и соответствует задачам курса.

Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной деятельности учащихся – решению задач, отработке теоретического материала, подготовке сообщений.

Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Формой итоговой отчётности учащихся является проект «Графики улыбаются».








































Требования к уровню усвоения курса

Учащиеся должны знать/понимать:

  • понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;

  • определение основных свойств функций (область определения, область значений, чётность, нечетность, возрастание, убывание, экстремумы, обратимость и т.д.;

  • метод преобразований графиков функций.

уметь:

  • правильно употреблять функциональную терминологию;

  • исследовать функцию и строить ее график;

  • определять по графику функции её свойства;

  • строить графики, содержащие модуль.




































Учебно-тематический план



Тема курса

Кол-во часов

Дата проведения

1. Общие сведения о функциях

2


1

Понятие функции. Способы задания функции, график функции.

1


2

Построение графиков функций. Свойства функций: чётность и нечётность, монотонность, ограниченность, наибольше и наименьшее значения. Исследование функций.

1


2. Построение усложнённых графиков

7


3-4

Построение графиков кусочно-заданных функций.

2


5

Построение графиков функций, содержащих модуль.

1


6-7

Функционально-графический метод решения уравнений.

2


8-9

Итоговое занятие (защита проекта «Графики улыбаются»)

2


































Содержание курса


  1. Общие сведения о функциях (2) .

Примеры различных соотношений между числовыми множествами, между множествами точек плоскости и некоторые другие зависимости из физики и химии. Понятие функции, аргумента, области определения и области значений функции. История введения этих понятий в курс математики. Роль Декарта. Нахождение значений функции по значению аргумента с помощью формулы или графика. Способы задания функции, график функции. Построение графиков функций. Исследование функции элементарными способами: чётность и нечётность, монотонность, ограниченные и неограниченные функции.

  1. Построение усложнённых графиков (7).

Построение графики кусочно-заданных функций. Построение графиков функций, содержащих модуль. Методы, предполагающие построение графиков функций, содержащих знак абсолютной величины, графиков «кусочных» функций, графиков функций у = и у = . Практические занятия.

Функционально-графический метод решения уравнений. Построение множеств точек плоскости, удовлетворяющих заданным условиям. Нахождение площадей фигур, заданных на координатной плоскости системами неравенств. Методы, предполагающие решение задач с параметрами, с помощью движения графических образов относительно друг друга. Уравнения с двумя переменными и их графики. Практические занятия.

Итоговое занятие (защита проекта «Графики улыбаются»).



























Литература

  1. М.Е. Козина . Сборник элективных курсов. Математика 8-8 классы. Волгоград: Учитель,2006.

  2. И. Н. Данкова, Т.Е. Бондаренко. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М.: « 5 за знания», 2006.

  3. Н.В. Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова. Математика. Функции и их графики. Саратов: Лицей, 2003.

  4. З.Н.Альхова, А.В. Макеева . Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2002.

  5. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. Математика 5-11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Волгоград: Учитель,2006.

  6. Н.Я.Виленкин. Функции в технике и природе. М., 1985.

  7. И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. М., 1965.

  8. И.П. Гурский. Функции и построение графиков. М., 1968

  9. Е.С. Кочеков, О.С. Кочеткова. Алгебра и элементы функции. М., 1965

10. И.И. Лихолетов. Функции и их графики. Минск,1990.

11. Г.Е.Шилов. Как строить графики ? М., 1965







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции"

Автор: Чижкова Анастасия Николаевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "программа элективного курса - решение уравнений и неравенств с модулями "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-uravnienii-i-nieravienstv-s-moduliami"
    ["file_id"] => string(6) "181795"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425396401"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Самостоятельная работа по теме «Исследование функций при помощи производной и построение графиков функций» "
    ["seo_title"] => string(119) "samostoiatiel-naia-rabota-po-tiemie-issliedovaniie-funktsii-pri-pomoshchi-proizvodnoi-i-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "188419"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1426677204"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа элективного курса "Красавицы функции и графики""
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-eliektivnogho-kursa-krasavitsy-funktsii-i-ghrafiki"
    ["file_id"] => string(6) "248117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446662669"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа по работе с одаренными детьми "Абсолютная величина" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-po-rabotie-s-odariennymi-diet-mi-absoliutnaia-vielichina"
    ["file_id"] => string(6) "117638"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412861219"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс по математике. 9 класс. Корни n- ной степени и их свойства. "
    ["seo_title"] => string(77) "eliektivnyi-kurs-po-matiematikie-9-klass-korni-n-noi-stiepieni-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "130150"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415822818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства