Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
«Искусство изготовления художественных композиций»
— так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Место дисциплины в учебном процессе
Курс предмета рассчитан на восемнадцать часов, изучается в течение третьей четверти
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга и оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга, оригами, кусудам.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, оригами, кусудами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга, оригами, кусудам.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Искусство изготовления художественных композиций», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе организации деятельности обучающихся: использование конечного продукта для создания интерьера помещения и т.д.
Методологическая основа программы базируется на личностно - деятельностном подходе обучения.
Личностно - деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения.
Основы личностно - деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.
Организация творческого развивающего обучения и воспитания строится с учетом принципов учета возрастных особенностей.
Планируемые результаты
Планируемые результаты учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые результаты учащихся при
изучении элективного курса «Искусство изготовления художественных композиций»
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
1
2
- определения понятия «квиллинг»;
- историю возникновения квиллинга.
- Основные виды квиллинга;
- Базовые элементы квиллинга ;
- Применение техники квиллинг;
- определения понятия «оригами», «модульное оригами»;
- историю возникновения оригами, модульного оригами;
- базовый элемент модульного оригами;
- особенности техники модульного оригами;
- определение понятия «кусудама»;
- история возникновения кусудам;
- правила сборки кусудам.
- Применение кусудам.
- создавать композицию с помощью базовых элементов квиллинга;
- воспитывать аккуратность при работе с ножницами и бумагой;
- развивать творческие способности при создании композиции;
- смешивать различные виды квиллинга в одной композиции;
- различать виды квиллинга;
- сделать треугольный модуль;
- условные обозначения в оригами;
- собрать модули в единое целое;
- сделать модуль для кусудам;
- развивать эстетический вкус и творческое мышление в процессе разработке проекта;
- выполнять правила сборки кусудам;
- рационально организовать рабочее место;
- соблюдать технику безопасности;
- пользоваться инструкционными картами и технологическими картами.
.
В таблице 2 представлен учебно-тематический план элективного курса «Искусство изготовления художественных композиций»
Таблица 2 – Учебно-тематический план элективного курса «Искусство изготовления художественных композиций»
№
п/п
Тема
Количество часов
Итоговая форма контроля
теория
практика
1
Квиллинг
1
5
Творческая работа-композиция
2
Модульное оригами
1
5
Творческая работа-композиция
3
Кусудама
1
5
Творческая работа-композиция
Разделы элективного курса.
Раздел 1. Квиллинг.
Теоретические сведения. Определение понятия квиллинг. История квиллинга. Виды квиллинга. Техника квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Базовые элементы квиллинга.
Практическая работа «Кружева квиллинга»
Раздел 2. Модульное оригами.
Теоретические сведения. Определение понятий «оригами», «модульное оригами». Исторические сведения об оригами. Виды оригами. Инструменты и материалы для модульного оригами. Техника модульного оригами. Базовый элемент оригами.
Практическая работа «В мире модульного оригами»
Раздел 3. Кусудама.
Теоретические сведения. Определение понятия «кусудама». История возникновения кусудам. Виды кусудам. Инструменты и матриалы для кусудам. Базовый модуль кусудамы. Техника сборки кусудамы.
Практическая работа «Ее величество, кусудама!»
Формы контроля
Работы, выполненные детьми оцениваются по критериям и показателям качественной оценки работ:
1. Самостоятельность в работе
- самостоятельный выбор сюжета, эскиза;
- выполнение работы с небольшими корректировками педагога.
2. Трудоемкость
- сложный сюжет, сложная схема;
- сложность в оформлении;
- “изюминка” в исполнении;
- простота и доступность, обычность, следуя шаблону.
3. Цветовое решение
- соответствие цветовой гаммы;
- перенасыщенность цветами;
- подбор материала по цвету.
4. Креативность
- самостоятельное составление эскиза будущей работы;
- работа выбрана по шаблону.
5. Качество исполнения
- аккуратно, выполнено с соблюдением технологии изготовления;
- работа имеет грубые технологические погрешности: клеевые помарки, нарушена высота деталей;
- плохо обработаны края деталей.
Все вышеперечисленные показатели фиксируются в таблице оценивания деятельности в процессе работы. Далее предполагается анализ зафиксированных результатов и поиск, стимулирование форм и методов оценивания деятельности педагога и подростков.
Также по окончанию изучения каждого раздела составляется альбом лучших работ и проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Контрольные вопросы
Раздел 1. Квиллинг.
1. Дайте определение понятия «квиллинг».
2. Расскажите историю возникновения квиллинга.
3. Какие виды квиллинга вы знаете?
4. В чем заключается техника квиллинга?
Раздел 2. Модульное оригами.
1.Почему оригами называется модульным?
2. Назовите виды оригами.
3. Кто был основоположником оригами?
4. Расскажите об особенностях сборки композиций из модульного оригами.
Раздел 3. Кусудама.
1.Почему шар называется кусудама?
2.Чем интересна история кусудам?
3. Перечислите виды кусудам.
4.Как можно собрать кусудаму?
Учебно-методические средства обучения
Рекомендуемая литература:
1. БукинаС. М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г
2. Владимирова С.Е. Оригами и кусудамы. Рипол классик,2012г
3. Копцев В.М. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.