Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
«Искусство изготовления художественных композиций»
— так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Место дисциплины в учебном процессе
Курс предмета рассчитан на восемнадцать часов, изучается в течение третьей четверти
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга и оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Развивающие:
Воспитательные:
Принципы, лежащие в основе программы:
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Искусство изготовления художественных композиций», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе организации деятельности обучающихся: использование конечного продукта для создания интерьера помещения и т.д.
Методологическая основа программы базируется на личностно - деятельностном подходе обучения.
Личностно - деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения.
Основы личностно - деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.
Организация творческого развивающего обучения и воспитания строится с учетом принципов учета возрастных особенностей.
Планируемые результаты
Планируемые результаты учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Планируемые результаты учащихся при
изучении элективного курса «Искусство изготовления художественных композиций»
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
1
2
.
В таблице 2 представлен учебно-тематический план элективного курса «Искусство изготовления художественных композиций»
Таблица 2 – Учебно-тематический план элективного курса «Искусство изготовления художественных композиций»
№
п/п
Тема
Количество часов
Итоговая форма контроля
теория
практика
1
Квиллинг
1
5
Творческая работа-композиция
2
Модульное оригами
1
5
Творческая работа-композиция
3
Кусудама
1
5
Творческая работа-композиция
Разделы элективного курса.
Раздел 1. Квиллинг.
Теоретические сведения. Определение понятия квиллинг. История квиллинга. Виды квиллинга. Техника квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Базовые элементы квиллинга.
Практическая работа «Кружева квиллинга»
Раздел 2. Модульное оригами.
Теоретические сведения. Определение понятий «оригами», «модульное оригами». Исторические сведения об оригами. Виды оригами. Инструменты и материалы для модульного оригами. Техника модульного оригами. Базовый элемент оригами.
Практическая работа «В мире модульного оригами»
Раздел 3. Кусудама.
Теоретические сведения. Определение понятия «кусудама». История возникновения кусудам. Виды кусудам. Инструменты и матриалы для кусудам. Базовый модуль кусудамы. Техника сборки кусудамы.
Практическая работа «Ее величество, кусудама!»
Формы контроля
Работы, выполненные детьми оцениваются по критериям и показателям качественной оценки работ:
1. Самостоятельность в работе
2. Трудоемкость
3. Цветовое решение
4. Креативность
5. Качество исполнения
Все вышеперечисленные показатели фиксируются в таблице оценивания деятельности в процессе работы. Далее предполагается анализ зафиксированных результатов и поиск, стимулирование форм и методов оценивания деятельности педагога и подростков.
Также по окончанию изучения каждого раздела составляется альбом лучших работ и проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Контрольные вопросы
Раздел 1. Квиллинг.
1. Дайте определение понятия «квиллинг».
2. Расскажите историю возникновения квиллинга.
3. Какие виды квиллинга вы знаете?
4. В чем заключается техника квиллинга?
Раздел 2. Модульное оригами.
1.Почему оригами называется модульным?
2. Назовите виды оригами.
3. Кто был основоположником оригами?
4. Расскажите об особенностях сборки композиций из модульного оригами.
Раздел 3. Кусудама.
1.Почему шар называется кусудама?
2.Чем интересна история кусудам?
3. Перечислите виды кусудам.
4.Как можно собрать кусудаму?
Учебно-методические средства обучения
Рекомендуемая литература:
1. БукинаС. М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010г
2. Владимирова С.Е. Оригами и кусудамы. Рипол классик,2012г
3. Копцев В.М. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2001 г.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт