Цели:ознакомить с получением и записью дробных чисел. Развивать мышление, память, внимание, воображение, логическое мышление. Воспитывать культуру математической речи и общения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная
Урок включает три основных этапа:
Мотивационно - целевой этап включает: орг. момент, актуализацию знаний, прогнозирование, постановку проблемы и открытие новых знаний.
Содержательный этап включает : открытие новых знаний, выполнение работы в парах, физкультминутку.
Рефлексивный этап включает: итог урока, задание на дом, рефлексию.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.
На первом этапе урока решалась задача: ориентировать и настроить учащихся на предстоящую работу на уроке, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся через создание учебной проблемы. Использование метапредметных связей помогло определить тему урока, цели. В результате активизировалось внимание учащихся постановкой темы и проблемы работы.
Формируемые УУД личностные, регулятивные, познавательные, т.е. формировались умения самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, проектировать урок, проявлялась познавательная инициатива в учебном сотрудничестве.
На втором этапе урока старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни Задача: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в паре.
Задача третьего этапа: организация самооценки учениками собственной деятельности, соотнесение её с целью и результатами.
Я считаю, что задачи урока на необходимом уровне были выполнены. Поставленные цели достигнуты. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока. Знакомство с понятием «Дробное число». Цели: ознакомить с получением и записью дробных чисел. Развивать мышление, память, внимание, воображение, логическое мышление через решение логических задач. Воспитывать культуру математической речи и общения.
Ход урока.
Орг. момент.
- Сегодня у нас урок математики. Надеюсь, что работать на уроке вам будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» - А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика? (Чтобы использовать в жизни эти знания). Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны этой науки, такой сложной, но ужасно интересной.
Ребята, вы знаете, что математика – гимнастика для ума? Начнём наш урок с математической разминки.
Не меняя порядка, поставьте знаки + или – чтобы получилось 168, 41
1 2 3 4 5 =168 1 2 3 4 5 = 41
Сколько треугольников?
Логическая задача.
Минутка чистописания. Запиши самое маленькое целое число, которое делится без остатка на 2,3,4. (12) Дайте характеристику числу.
Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
Прочитайте числа, записанные на доске.
2 1/2 4 24 2/4 224 8/24 422
Какие трудности у вас возникли? Какие числа вы можете прочитать?
Как они называются? (натуральные числа) какие числа мы называем натуральными?
Числа 1,2,3,4…., употребляемые при счёте предметов,- натуральные числа.
Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
Сегодня мы узнаем, как называются числа, которые вы не смогли прочитать.
Работа по теме урока.
(Двух девочек ставим перед классом)
- На столе лежало 6 яблок. (Кладу 6 яблок). Сколько яблок достанется каждой девочке?
- Каким действием будете решать задачу? (Делением)
- Кто запишет на доске выражение? Записываем. 6 : 2 = 3
- Как называются числа 6, 2, 3? (Это натуральные числа)
- Докажите, что они натуральные! (Натуральные числа показывают реальное (настоящее) количество предметов).
- Хорошо! На столе лежало 1 яблоко. Сколько яблок достанется каждой девочке? (Половина)
- Как вы догадались? (Можно разрезать пополам. Режем.)
- Каким действием будете решать задачу? (Делением)
- Запишите выражение! (1 : 2 )
- Что вас смутило? Не решали так? (Не знаем, как записать значение выражения!)- Но ведь яблоко разделили! Значит, и существует такое число – половина! На сколько частей делили яблоко? Какую из двух частей яблока получила каждая из девочек? Вот и записываем, что каждый получил одну вторую часть!
Записываем так: черточка посередине знака равенства, под черточкой 2, что означает количество всех частей, над черточкой -1, количество взятых (или рассматриваемых) частей. Полюбуйтесь! Это дробное число или просто дробь! Читается оно так: одна вторая! Из двух частей мы взяли одну. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби - количественное числительное женского рода (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное ( вторая, четвёртая, сотая). Например, ½ (одна вторая), 2\4 (две четвёртых)
С древних времён людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь. Не всегда результат измерения удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли, меры. Так появились дроби.
В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад. В древности в разных странах запись дробей и алгоритмов действий над ними была так сложна, что учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики.
Русский математик Леонтий Филиппович Магницкий в своей книге «Арифметика», которая была издана в 1703 году при ПетреI писал:
Не тот арифметик,
Кто в целых ответчик,
А в долях ничтоже
Отвечать возможе.
Т.е. нельзя назвать математиком того, кто умеет складывать и вычитать целые числа, а не умеет выполнять действия с дробями. Так, что мы сегодня поднимемся на верхние ступени арифметики – будем учиться работать с дробями.
Назовите тему урока. Какие цели ставим себе на урок?
В средние века работа с дробями считалась такой сложной, что в Германии с тех времен сохранилась поговорка – «попал в дроби». Так говорят про человека, который находится в очень сложной ситуации, затруднительном положении.
Чтобы нам с вами не попасть в затруднительное положение, давайте проведём физминутку.
Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка.
Закрепление. Работа с учебником.
С.70 Два брата разделили между собой поровну 6 конфет. Сколько досталось каждому?
Два брата разделили между собой поровну 2 конфеты. Сколько досталось каждому?
Два брата разделили между собой поровну 1 конфету. Сколько досталось каждому? Давайте сравним задачи.
– Чем похожи? (Яблоки, братья.)
– Чем отличаются? (В первой и второй задачах в ответе целое число, в третьей – дробное.)
– Что обозначает дробное число? (Часть.)
– Что обозначает натуральное число? (Целое.)
Никита, Андрей и Наташа поделили между собой шоколадку поровну. Какая часть шоколадки досталась каждому?
Закрепление. Работа в паре.
- Выберите из лежащих перед вами фигур круг! Пусть это будет пирог! Как разделить его на 4 части? Сколько получилось равных частей? Закрасим одну часть! Покажите мне и друг другу! Хорошо!
- На сколько частей разделили пирог?
- А сколько взяли? Одну!
- Взяли одну часть из скольких?
- Одну которую по счету часть? Одну четвертую
- Кто может записать это число? Записываем!
- Отдельные дроби записываются так: черточка – прямо по линии клетки; число, которое показывает общее количество равных частей – под черточкой в клетке; число, которое показывает количество взятых частей - над черточкой в клетке. Проверим себя по учебнику. (с. 72)
- Закрасим еще две части! Покажите! Молодцы!
- Сколько теперь частей закрашено? Три части из скольких частей? Назовите это число! - Подскажите мне, пожалуйста, как его записать! Прочитайте новое число! (Три четвертых!)
- Кто запомнил, как называются числа в дроби? Объясните!
(Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили предмет, числитель – сколько частей из них взяли!) Молодец! Попробуем записать дроби.( С. 72 № 3) одна вторая, одна третья, одна пятая, две третьих. Для каждой дроби устно составь задачу, в которой эта дробь будет ответом.
- Отложите «пироги»! Возьмем прямоугольник! Покажите его мне!
- Как разделить его на 8 частей? Закрасим 6 частей! Покажите!
- Кто попробует записать получившееся число и прочитать его? Назовите в этом числе числитель! Что он показывает? Назовите знаменатель! Что он показывает?
- Читаем дробные числа с экрана. Молодцы!
Обобщение и систематизация новых знаний.
- Вот и заканчивается наш урок.
- Давайте вспомним, какие цели вы себе ставили, мы их добились?
- Какое открытие мы сегодня сделали? Зачем оно нам?
- Чем отличаются дробные числа от натуральных чисел?
- Натуральные числа обозначают количество целых предметов. Дробные числа обозначают количество частей предмета!
« Не для школы, а для жизни мы учимся!» - А для чего вы сегодня изучали сложную науку математику?
- Кому было трудно? Легко?
- Что понравилось вам больше всего?
- Что не понравилось? Мы закончили свою работу с дробями? Всё о них знаем?
Итог урока.
Д/з
Поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь – левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.(дети хлопают )
А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.