kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Действия с дробными числами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по математике в 5 классе по теме: «Действия с дробными числами. Проценты.» Цель урока: закрепить действия с рациональными числами; выявить уникальности озера Байкал, как мирового наследия . Задачи: 1) формировать представления об озере Байкал, как уникальном природном комплексе, взаимосвязи их компонентов как основы экологической устойчивости; 2) развить умения устанавливать различия озера по особенностям природы, условиям жизни людей, их хозяйственной деятельности и необходимости охраны; 3) развитие умений, навыков действий с дробными числами; 4)воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природное, историческое и культурное наследие родного края; 5) обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности; повышать интерес к предметам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Действия с дробными числами" »

Учитель математики Шалуева В.Ц.

Урок-повторение по математике в 5 классе по теме: «Действия с дробными числами. Проценты.»

Цель урока: закрепить действия с рациональными числами; выявить уникальности озера Байкал, как мирового наследия .

Задачи: 1) формировать представления об озере Байкал, как уникальном природном комплексе, взаимосвязи их компонентов как основы экологической устойчивости;

2) развить умения устанавливать различия озера по особенностям природы, условиям жизни людей, их хозяйственной деятельности и необходимости охраны;

3) развитие умений, навыков действий с дробными числами;

4)воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за природное, историческое и культурное наследие родного края;

5) обучать учащихся различным видам самостоятельной деятельности; повышать интерес к предметам.

Форма проведения урока: урок - путешествие.

Оборудование урока: 1) выставка книг об озере Байкал; рисунки, связанные с Байкалом, карта Байкала;

2) видеофильм о Байкале;

3) таблицы, раздаточный материал;

4) проектор.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

План:

1) Организационный момент

2) Смотр видеофильма «Озеро Байкал»

3) Путешествие по Байкалу с шестью привалами:

а) «Ледяной покров озера Байкал»

б) «Водосборный бассейн озера Байкал»

в) «Рыбные запасы озера Байкал»

г) «Острова на Байкале»

д) «Ветры на Байкале»

е) «ЭКО»

«Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы прочувствуйте его красоту и уникальность.

Ход урока:

I. Организационный момент: цели, задачи и план урока.

II.

Много экспедиций до сих пор изучают Байкал, насколько он таинственен и загадочен. Мы тоже продолжим знакомство с уникальным озером-морем и одновременно повторим правила действий с рациональными числами, пропорции и проценты.

.

IV . Привал 1 . Ледяной покров озера Байкал

Сообщение ученика.

Это единственное море – озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Если прислушаться на мгновение, стоя на льду, то можно услышать, как гудит и стонет Байкал. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3 -4 метров, а в воде – на глубине 12 -40 метров. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.


При толщине льда, равной 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый берег с левым. Заметим, что Байкал может промерзнуть при больших морозах на толщину от 1,3 м до 2,5м.

Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в ноябре – декабре, а таять начинает в апреле – мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает, - это полынья длиной 3 -5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8 – 12 тысяч водоплавающих птиц.

Учитель: Как называется это место, мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом «спрятана» буква, входящая в его название(на доске)– письменная работа


1) 485,36+501,23=

2) 15,36*8,27=

3) 627,301*15 =

4) 48,004-15,004=

5) 47,5/5=

6) 78,09-15,55==

7) 181,8/36=

8) 4,7 0*25,36=

9) 0* 101=

10) 88,88*8=

11) 0,125 * 0=

12) 0,125*0,125 =

13) 68,329/3=

14)1486,72/64,64

15) 0*1254,362=


986,59

127,02

9409,51

33

9,5

62,54

5,05

119,19

0

711,04

0

0,01

22,77

23

0

ш

а

м

а

н

с

к

и

й

к

а

м

е

н

ь



Выступление ученика: Это место называется Шаманский камень. Во время строительства Братской ГЭС (в 1960 году) для того, чтобы заполнить водохранилище водой не за 4 года, а гораздо быстрее и раньше получить электроэнергию, был предложен проект, согласно которому Шаманский камень должен был быть взорван. Если бы этот проект был принят, то пострадали бы не только флора и фауна Байкала, а порты, лесоперевалочные базы, железная дорога, были бы затоплены многие селения. Но, к счастью, он не осуществился.

Привал 2 . Водосборный бассейн озера Байкал

Задание: а сейчас подсчитайте, сколько рек впадает в озеро Байкал, выполнив следующий пример (примеры у каждого на столах)

Вывод : в озеро Байкал впадает 544 рек. Это число назвал в 1964 году Бояркин. Со стороны восточного берега в Байкал впадают 324 реки, с западного – 220 рек.

Привал3. Рыбные запасы озера Байкал

Учитель географии: На протяжении многих веков Байкал славится своими рыбными запасами. У вас на столах у каждого имеется кроссворд. Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд. По вертикали в выделенном столбце, вы должны получить это слово.

Выступление ученика: длина осетра достигает 1 -2 метра, а вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823 году его улов составлял 1000 пудов. Водится в Байкале исключительно пресноводная рыба таймень, вес ее достигает 50 кг, а местами 60 -80 кг.

Учитель : пуд – это старинная единица измерения массы. Вспомним, чему равен 1 пуд. 1 пуд – 16,4 кг. Сколько килограммов в 1000 пудах? (ответ:16400кг).

- рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 рубля серебром за пуд, а в городе продавали по 4 рубля за пуд. Какой процент прибыли получал промышленник? Решаем задачу, составляя пропорцию

2р - 100%

4р – Х %

Х=200%,

- что это означает? (прибыль в 2 раза).

- но как удавалось (с помощью какого приспособления) в свежем виде доставлять осетров в город? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу

- к прибавьте заданные дробные числа

- расположите результаты в порядке возрастания

- из заданных букв составьте слово

У К

А К Н

Ответ: кукан

Выступление ученика: специально свитую пеньковую веревку длиной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку, вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок – петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока ее не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили мох, обливали его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывая за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.

Но уже в 1918 году запас осетра в озере сократился. В 1930 году было принято решение о запрете лова осетровых, стали создаваться заказники. В 1935 году был разрешен лов осетра с 1 августа по 1 мая. В годы войны был разрешен лов сетями, что нанесло большой урон, так как в сети попадала молодь. Потребовалось много лет и усилий, чтобы возобновить разведение осетровых. То же самое произошло с деликатесной рыбой омулем.

Привал 4. Острова на Байкале.

Учитель математики : но Байкал богат не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них – острова. Сколько островов на Байкале? Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их27. Затем считалось, что их 22, и только в 1976 году после тщательных подсчетов окончательно установили, что их…. Сколько же островов на Байкале? Ответ на этот вопрос вы узнаете, выполнив следующие вычисления (раздаточный материал):

=

Ответ: 30

Сообщение ученика. На Байкале 30 скалистых островов, на которых есть хоть небольшая растительность или могут гнездоваться птицы. Самым большим по величине является остров Ольхон. На всех островах, кроме Ольхона, любые формы хозяйственной деятельности запрещены Площадь – 750 км2. По форме и местоположению остров представляет собой ветвь приморского хребта, отделенную от материка Малым морем т проливом Ольхонские ворота. На острове нет рек, всего два ручья, осадков выпадает мало. Большая часть острова покрыта сосновым и лиственным лесом. Ольхон объявлен государственным памятником природы. Фауна острова: один вид земноводных, 3 – пресмыкающихся, 146 видов птиц, 20 млекопитающих. Здесь один поселок Хужир и несколько сел.

Привал 5 . Ветры на Байкале .

Учитель: на следующей остановке нашего путешествия мы поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий и выделяются в две группы: северо-восточные и юго-западные, охватывающие озеро на всем протяжении, продувая его из конца в конец. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, Бугульдейка.

Учитель математики: Но есть еще один ветер, название и скорость которого вы сейчас узнаете, если правильно выполните вычисления. Каждая буква этого названия «спрятана» под числами, определяющими номер буквы в алфавите.

1) 3,8: 0,2=

2) 151,25/151,25=

3) 0,18*100=

4) 8,4 *0,5 + 9,8=

5) 4,6*0,02=

19

1

18

14

0,09

С

А

Р

М

А

-Да, это ураганный ветер называется сарма. Его скорость вы определите, если сложите все ответы и из суммы вычтите 13. ( ответ: 40м/с). Он образуется в Сарминском ущелье в районе поселка Сарма. Были случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал скот с берега в Байкал.

Привал 6. ЭКО

Учитель. Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые до сих пор не установили причину этой болезни.

Учитель математики: Из имеющегося поголовья 70000 нерп погибло 10%. Сколько это нерп?

Учитель географии: более 30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат БЦБК. Это самый большой загрязнитель озера. Из 41 предприятия в бассейне Байкала он давал 95% загрязнения. После многолетней борьбы экологов города Иркутска и республики Бурятия с различными ведомствами и министерствами на сегодня комбинат закрыт. Со сточными водами в Байкал попадают отравляющие вещества такие, как сульфаты, хлориды, фенолы, ртуть, алюминий и многое другое. Начиная с 1992 года смертность превышает рождаемость. Причина этого – пренебрежительное отношение к экологии. Самое сложное, самое трудное – это решить, как относится к Байкалу. Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо промышленным районом. К сожалению, второй путь все более побеждает. Не случайно забили тревогу ученые. Академик РАЕН Бирюкова разработала проект, по технологии которого можно изготовить прекрасные, экологичные строительные материалы из тех твердых отходов, которые накопил на берегу озера комбинат за все годы существования

Итог урока: итак, мы с вами путешествуя по озеру Байкал закрепили знания, умения, навыки действий с дробными числами. Какие новые сведения вы узнали? (заслушивается мнение учащихся). Выставляются оценки за урок.

Домашнее задание: составить примеры и задачи по флоре и фауне Байкала.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Действия с дробными числами"

Автор: Шалуева Вера Цыбикдоржиевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок математики "Действия с обыкновенными дробями, нулем, натуральными и смешанными числами" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(105) "urok-matiematiki-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-nuliem-natural-nymi-i-smieshannymi-chislami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294262"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455627983"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта урока математики "Действия с положительными и отрицательными числами" "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-dieistviia-s-polozhitiel-nymi-i-otritsatiel-nymi-chislami"
    ["file_id"] => string(6) "107612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403350916"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема: Действия с обыкновенными дробями."
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "258908"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448608608"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект метапредметного урока по теме: "Действия с обыкновенными дробями.70-летию Победы посвящается".". "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-po-tiemie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-70-lietiiu-pobiedy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "238596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444589419"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) ""Конспект урока  математики Деление смешанного числа на смешанное число""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokamatiematikidielieniiesmieshannoghochislanasmieshannoiechislo"
    ["file_id"] => string(6) "298609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456346790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства