Урок №1
Тема: Десятичная система счисления
Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.
Задачи: - дать понятие о десятичной системе счисления;
- развивать логическое мышление, внимание
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость
Ход урока:
Орг.момент
Устные упражнения
а) Расставьте порядок выполнения действий и вставьте числа в «окошки».
4 5:5+39:13+85:17+48:16=
б) Запишите и продолжите следующие два ряда:
90 дес., 91 дес., …., 99 дес., 100 дес.
900, 910, ….., 990, 1000
3. Подготовка к работе на основном этапе урока
- Давайте вспомним название разрядов числа.
- Как узнать, сколько в числе десятков? (Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшиеся число. Оно будет обозначать число десятков ).
- Как можно прочитать число 1000? (1000 – это 100 десятков, 1000 – это 10 сотен )
- Запишите любые числа, в которых 2 сотни. (200, 201, 234 и т.п).
- Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни. (201+400=601)
- Сколько сотен в этом числе? (6 сотен)
- Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню? (934+100=1034; 10 сотен и еще 34).
- Прочитайте данные числа, выделяя десятки: 234 – 23 дес., 932 – 93 дес., 975 – 97 дес., 1000 – 100 дес.
- Прочитайте данные числа, выделяя сотни: 234- 2 сот., 932 – 9 сот., и т.д.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
№1 (с.4)
Прочитайте числа, которые держат ученики лесной школы. (594, 451, 275). Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из чисел? (594 – 5 сот., 9 дес., 4 ед. и т.д.)
- В какой записи цифра 5 обозначает число сотен? (594)
- А число десятков, единиц? (451, 275)
Карточка – помощница
Разряды
Сотни
Десятки
Единицы
5
9
4
4
5
1
2
7
5
! Одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит. В записи числа значение цифры от разряда к разряду (от единиц к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому систему записи чисел, которой мы пользуемся, называют десятичной системой счисления.
Физкультминутка – зрительная гимнастика
№2 с.5 (№1 с.4)
67 – 6 дес., 7 ед., 290 – 2 сот, 9 дес., 0 – ед. и т.д.
№3 с.5 (№2 с.4 )
Запиши числа с помощью цифр. (448, 905, 950, 200 )
5. Повторение ранее пройденного материала
№11 с.7 (№10 с.6)
Различие в примере: 80:2 и 84:2
№12 с. 7 (на доске)
- Чем похожи и чем различаются выражения? Вычислите.
48:6+26∙2= 60 (48:6+26) ∙2 = 68
Физкультминутка
№13 с.7 (- из слов учителя)
760-60:4=645 17∙5-38=47
52:4∙5=90 (120+60):90=2
№15 (1,2)с. 8 . (- на доске)
38∙х, если х=10 409+у, если у = 302
38∙10 = 380 409+302= 711
38∙х, если х= 8 409+у, если у = 501
38∙8 = 304 409+501 = 910
38∙х, если х=5 409+у, если у = 511
38∙5=190 409+511 = 920
6. Итог урока:
- Как называется система записи чисел, которой мы пользуемся? Почему она называется так?
7. Дом. задание :
Уч. правило с. 5(с.4) выуч., Р.т. с. 3 №1, с.4
Урок №2
Тема: Десятичная система счисления
Цель: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; научить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Задачи: - учить представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Устные упражнения ( на сладах)
а) Найдите лишнее выражение. По какому признаку?
б) Сколько прямоугольников изображено?
3. Проверка домашнего задания
- О чем говорили на прошлом уроке? Что такое десятичная система счисления и почему она так названа?
4. Усвоение новых знаний и способов действий
- Сегодня мы продолжим работать с десятичной системой счисления.
Сколько сотен, десятков и единиц в числе 836? Его можно записать в виде суммы.
836= 8∙100+3∙10+6
- Каждое слагаемое суммы называют разрядным слагаемым, а число 836 представлено в виде суммы разрядных слагаемых.
№4 с.5 ( №3 с.5)
327=3∙100+2∙10+7 318 =3∙100+1∙10+8
418 = 4∙100+1∙10+8 и т.д 727= 7∙100+2∙10+7 и т.д.
№ 5 с. 5 (№4 с.5)
Запишите значение выражения цифрами.
692, 130, 18, 705
№ 6 с. 6 (№5 с.5)
(805, 850, 508, 580)
(855, 858, 885, 805,558, 850, 888, 588, 585, 580, 508, 555)
Физкультминутка
5. Повторение ранее пройденного материала
№16 с. 8 (№11 с.6)
Было – 85 л
Долили - ? л
Стало – 192 л
Решение:
192
-85
107 (л) – долили
Ответ: 107 л долили.
№ 17 с.8 (- слайд)
Цена
Кол-во
стоимость
В линейку
одинаковая
9 т.
? руб
В клетку
5т.
? руб
Решение:
9 – 5 = 4 (т.) – больше в линейку
Ответ: больше тетрадей в линейку, заплатил больше за тетради в линейку.
№ 18 с. 8 (слайд)
Цена
Кол-во
стоимость
В линейку
одинаковая
? т. на 4 б.
? руб на 12 р.б.
В клетку
? т.
? руб
Решение:
12: 4 = 3 (р.) – цена тетради
Ответ: 3 рубля цена тетради.
№19 с.8 (- слайд)
Цена
Кол-во
стоимость
В линейку
одинаковая
9 т.
? руб на 12 р.б.
В клетку
5т.
? руб
Решение:
9-5=4 (т.) – стоят 12 руб.
12:4=3 (руб.) – цена
9∙3 = 27 (руб.) – стоят 9 тетр.
5∙3 = 15 (руб.) – стоят 5 тетр.
Ответ: в линейку 27 руб., в клетку 15 руб.
6. Итог урока
- В виде чего можно представить любое число? ( в виде суммы разрядных слагаемых)
7. Дом.задание
Уч. с. 5 правило, Р.т. с. 3, 5