kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике на тему «Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для сформирования у учащихся навыков и умений переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления (изучение нового материала).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему «Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления»»


Конспект урока по информатике на тему «Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления»

Цель урока: сформировать у учащихся навыки и умения переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления.


Задачи урока:

  1. Образовательные (учебные): сформировать у учащихся алгоритм перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и алгоритм перевода из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную; научиться переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; развивать интерес к решению задач, сформировать навыки самостоятельной работы.

  2. Воспитательные: развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.

  3. Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения применять разные способы перевода.

Тип урока: объяснение нового материала (демонстрация)

Метод: словесный (объяснение нового материала), практический (решение примеров)

Время (продолжительность) занятия: 40 минут

Оборудование:

а) техническое (компьютер, мультимедийный проектор, доска);

б) программное (компьютер с установленной операционной системой Windows XP/Linux, мультимедийная презентация);

в) методическое (тетради).


Структура урока:


Этап урока

Время

1

Организационный момент

1-2 мин

2

Актуализация опорных знаний

5 мин

3

Объяснение нового материала

15 мин

4

Закрепление материала

15 мин

5

Сообщение и разъяснение домашнего задания

2 мин

6

Выставление оценок. Подведение итогов урока

2 мин


ИТОГО:

40 мин







Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята!


Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Перевод чисел из десятичной системы счисления».

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку



Записывают число и тему урока



2.

Актуализация опорных знаний

Прежде чем перейти к новой теме, давайте ответим на вопросы по прошлой теме.

- Что называют системой счисления?





- Какие виды систем счисления вы знаете?

- Приведите примеры непозиционной системы счисления





- Приведите примеры позиционной системы счисления


Внимательно слушают




Это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами



Позиционные и непозиционные



Римская система, в которой в качестве цифр используются некоторые буквы: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000)



Десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д. системы счисления

3. Объяснение нового материала


Возьмем десятичное число, например, 1310 и переведем его в двоичное, выполняя деление на основание 2. Ответ читаем по остаткам – наоборот!

Получили что - 1310=11012

Проверка:

11012=1*2³+1*2²+0*2¹+1*2º=

=8+4+0+1= 1310

Итак, перевод из десятичной системы в любую другую происходит путём деления исходного числа на основание той системы, в которую переводим.


Пример на доске:

124,2510− А2

Переводим целую часть:

124= 11111002

Переведем дробную часть:

0,25= 012

Таким образом, ответ: 124,2510= 1111100,012


Теперь возьмем десятичное число, например, 6910 и переведем его в восьмеричное, выполняя деление на основание 8. Ответ читаем по остаткам – наоборот!

Получили что - 6910=1058

Проверка:

1058=1*8²+0*8¹+5*8º=

=64+0+5=6910


Пример на доске:

21,5010− А8

Переводим целую часть:

21= 258

Переведем дробную часть:

0,50= 48

Таким образом, ответ: 21,5010= 25,48


Возьмем то же десятичное число 6910 и переведем его в шестнадцатеричное, только теперь выполняя деление на основание 16. Ответ читаем по остаткам – наоборот!

Получили что - 6910=4516

Проверка:

4516=4*16¹+5*16º=

=64+5=6910


Пример на доске:

7896,1210− А16

Переводим целую часть:

7896= 1ЕD816

Переведем дробную часть:

0,12= EB85116

Таким образом, ответ: 7896,1210= 1ED8,EB8518


Рассмотрим еще перевод десятичного числа 16910 в шестнадцатеричное, выполняя деление на основание 16.

Последнее частное не делится на 16, и мы заменяем его согласно алфавиту 16-ричной системы на символ А.

Получили что - 16910=А916

Выполнив проверку убеждаемся в правильности перевода:

А916 =А*16¹+9*16º=10*16+9=

=16910

Перевод из десятичной системы в любую другую происходит путём деления исходного числа на основание той системы, в которую переводим.


Перевод чисел с основанием 2n

Двоичная система, являющаяся основой компьютерной арифметики, весьма громоздка и неудобна для использования человеком. Поэтому программисты используют две кратные двоичной системы счисления: восьмеричную и шестнадцатеричную.

8=2³ 16=2⁴

Примеры записи натуральных чисел в четырех системах счисления.

Тройка двоичных цифр – триада.

Четвёрка двоичных цифр – тетрада.


10-я

2-я

8-я

16-я

0

000

0

0

1

001

1

1

2

010

2

2

3

011

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

Пример, в 8-ой с.с. – 7, а в 2-ой – 111; в 16-ой с.с. F(15), а в 2-ой – 1111 и так далее.

Алгоритм перевода из двоичной системы счисления в восьмеричную следующий:

  • целую часть числа разбить на группы по 3 цифры справа налево начиная с младшего разряда;

  • если до полной группы цифр не хватает, то добавляем нужное количество нулей слева;

  • дробную часть разбиваем от запятой слева направо на группы по 3 цифры;

  • если до полной группы цифр не хватает, то добавляем нужное количество нулей справа;

  • затем каждую тройку цифр заменяем соответственно цифрой восьмеричной системы счисления.


Правила

101011012− 10 101 101 − 2558

2 5 5

Деление на группы в целой части идёт справа налево.

Для перевода дробной части число читается слева направо.

0,100 110 − 0,46


Пример на доске:

Перевести смешанное число 1011101,101112 в восьмеричную систему.

1011101,101112− А8

До запятой считаем справа налево (по 3 цифры): 001 011 101

После запятой считаем слева направо (по 3 цифры): 101 110

Таким образом, ответ: 1011101,101112= 135,568


Правила

31583 1 5 − 110011012

011 001 101

Если в триаде или тетраде не хватает цифр, то дописывают нули слева.


Алгоритм перевода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную следующий:

  • целую часть числа разбить на группы по 4 цифры справа налево начиная с младшего разряда;

  • если до полной группы цифр не хватает, то добавляем нужное количество нулей слева;

  • дробную часть разбиваем от запятой слева направо на группы по 4 цифры;

  • если до полной группы цифр не хватает, то добавляем нужное количество нулей справа;

  • затем каждую четвёрку цифр заменяем соответственно цифрой шестнадцатеричной системы счисления.


Пример для 16-ой системы счисления:

1010110121010  1101 − AD16

A D

D516 D   5 − 110101012

1101 0101


Пример на доске:

Перевести смешанное число 1011101,101112 в шестнадцатеричную систему.

1011101,101112− А16

До запятой считаем справа налево (по 4 цифры): 0101 1101

После запятой считаем слева направо (по 4 цифры): 1011 1000

Таким образом, ответ: 1011101,101112= 5D,B816



Внимательно слушают














Записывают пример в тетрадь









Внимательно слушают










Записывают пример в тетрадь










Внимательно слушают











Записывают пример в тетрадь









Внимательно слушают




















Внимательно слушают




































































Записывают пример в тетрадь












Внимательно слушают



































Записывают пример в тетрадь









4. Закрепление материала

А теперь, давайте применим наши знания на практике.

Если непонятно, учитель объясняет пример на доске.

Примеры перевод чисел из десятичной системы счисления в конце конспекта.


Ученики решают примеры самостоятельно в тетрадях, если непонятно учитель подходит, объясняет


5. Сообщение и разъяснение домашнего задания

Откройте дневники или тетради и запишите домашнее задание:

Перевести в указанную систему счисления:

  1. 59 – Х2

  2. 132 – Х 8

  3. 48326 – Х16

Перевести двоичные числа: 11001100,10101; 010111010; 10011001,1001011 в восьмеричную систему.

Перевести двоичные числа: 001011,011; 1010010011; 0101001101, 10100111 в шестнадцатеричную систему.



Записывают задание в дневник или тетрадь



6.Выставление оценок. Подведение итогов урока

Мы сегодня с вами познакомились с алгоритмом перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления, научились переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Прорешали множество примеров на перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.


Спасибо за урок, все свободны


Внимательно слушают




Использованная литература

  1. Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Платонова Елена Николаевна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока на тему: "Система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другой." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sistiema-schislieniia-pierievod-chisiel-iz-odnoi-sistiemy-schislieniia-v-drughoi"
    ["file_id"] => string(6) "136214"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417072628"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по теме "Перевод чисел из других систем счисления" (информатика - 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekturokapotiemiepierievodchisielizdrughikhsistiemschislieniiainformatika9klass"
    ["file_id"] => string(6) "258796"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448560756"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102301"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494783"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока на тему "Двоичная система счисления" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dvoichnaia-sistiema-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124164"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414653790"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Конспект и презентация по информатике  на тему: "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную." (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(152) "konspiektipriezientatsiiapoinformatikienatiemupierievodchisielizdiesiatichnoisistiemyschislieniiavdvoichnuiuvosmierichnuiuishiestnadtsatierichnuiu9klass"
    ["file_id"] => string(6) "286743"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454396308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства