Тема урока: Устные приемы умножения и деления с числами, оканчивающимися нулями.
Цель урока: закрепление основных понятий умножения и деления
Задачи урока:
- закрепить навык умножения чисел, оканчивающихся нулями; упражняться в решении задач на движение в противоположные стороны, на нахождение площади фигуры, дроби;
- развивать навыки устного и письменного счета, умение сравнивать числа;
- воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Ход урока
1.. Организационный момент. Приложение.
2. Сообщение темы и целей урока.
– На прошлых уроках вы научились умножать числа, оканчивающиеся нулями. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. Вы готовы? (Да).
– Тогда сказка начинается...
3. Устный счет.
– Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».
Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он — на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван-Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет черед реку. Поможем Ивану-Царевичу? (Дети по одному выходят к доске, снимают задания, устно выполняют их.)
Задания:
16 увеличьте в 4 раза
Найдите частное от деления чисел 96и 12.
Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
Сколько килограммов в 6 центнерах?
Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
При делении числа на 20 получили 2 и 3 в остатке. Какое число делили?
Какое число в 12 раз больше 5?
Мальчик проходит 1 м за 1 с. Сколько метров он пройдет за 1 мин.?
4. Решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями.
С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму». (Дети письменно решают примеры. Два человека работают у доски с объяснением).
478 х 500
806x400
1800x200
5907x90
2 390 х 300
6900x80
5. Решение задачи на движение в противоположные стороны.
– «Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, – говорит Иван-Царевич, – мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу: « Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с. они оказались на расстоянии 650 м Скорость Змея Горыныча равна 30 м/с. Найди скорость Бабы Яги». (Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Затем проводится фронтальная проверка решения).
6. Индивидуальная работа с перфокартами.
– «Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ним справиться – зашифровано в этих трех шифровках». (Учитель раздает трем ученикам перфокарты. Ребята приступают к работе.)
7. Задание на сравнение двух выражений.
– Поблагодарил Иван Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Кстати, какое расстояние пролетел Иван-Царевич? (1 050 метров, или 1 км 50 м ).
– Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камке написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. (Учащиеся сравнивают выражения и находят дорогу, по которой Иван-Царевич должен идти дальше): 6500x40 : 100 .. 550x50: 100
– Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться.
8. Физкультминутка (проводит ученик).
9. Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа.
Учитель собирает перфокарты у трех учащихся, работавших индивидуально.
– Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба Яга, и разгадал секрет замка нажал желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты.)
– Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец?
Давай мирно договоримся. Задам тебе всего одну задачку. Решишь ее – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой».
Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет 3/4площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца». (На доске дети записывают краткое условие После устного разбора учащиеся записывают решение задачи по действиям с пояснениями).
Ответ: 2 340 м2.
10. Решение уравнений.
– Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке уравнения:
X :60 = 3 700,
90 х Х= 6 300.
(Двое учеников у доски, остальные в тетрадях решают эти уравнения).
– Решил Иван-Царевич уравнения, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.
11. Запись математических выражений и нахождение их значений.
– Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте Елена Прекрасная восхитилась Иваном и спросила, может ли он выполнить еще одно задание – трудное, с математическими терминами. (Под диктовку учителя дети записывают выражения в тетрадях и находят их значения. Один ученик работает у доски).
– Вот что предложила ему Елена Прекрасная:
Произведение чисел 700 и 500 уменьшить в 100 раз.
Разность чисел 63 и 27 умножить на 30.
Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз.
Число 6 300 разделить на произведение чисел 35 и 2.
Из числа 3 600 вычесть произведение чисел 40 и 90,
– Все решил Иван-Царевич. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии
12. Рефлексия
– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам?
«Сказка- ложь, да в ней намёк…» А чему она учит? (Ответы детей.)
– А урок математики вам понравился? Чему мы учились сегодня? Что повторяли? (Ответы детей).
– Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!