Блок уроков математики в 4 классе включает 4 темы: "Письменное деление на трехзначное число без остатка, когда в значении частного одна цифра", "Геометрическое построение: деление отрезка пополам", "Письменное деление на трехзначное число с остатком, когда в значении частного одна цифра", "Письменное деление на трехзначное число с остатком, когда в значении частного одна цифра". Уроки построены с учётом методических требований к урокам математики и соответствуют программному материалу. В уроки включены разнообразные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Данные уроки отвечают требованиям к современному уроку: задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и развивают ключевые компетентности учащихся, способствуют развитию функциональной грамотности, самостоятельности, критичческого мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«блок уроков математики в 4 классе »
Урок 111 Беляева Е.В.
Тема: Письменное деление на трехзначное число без остатка, когда в значении частногоодна цифра (с. 234-235)
Цель: овладение учащимися практическими способами письменного деления на трехзначное число, используя правило умножения числа на сумму. Задачи: познакомить учащихся с приёмом письменного деления на трехзначное число без остатка, когда в значении частногополучается одна цифра; закреплять умение решать задачи на движение в одном направлении; закреплять умение решать уравнения; развивать вычислительные навыки, логическое мышление; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Нужно за партой тихонько сидеть
Думать, решать, и расти, и умнеть.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока
1. Фронтальная работа. Устный счёт.
В каком числе 230 содержится 4 раза?
Число 252 уменьшить в 6 раз, а затем увеличить на произведение чисел 12 и 4.
Делимое 250, делитель выражен суммой чисел 19 и 6. Найти частное.
Сколько десятков тысяч в числе 345670?
Из какого числа вычли 76 и получили 76?
К какому числу прибавили 76 и получили 76?
Если неизвестное число уменьшить на 58, то получится число, равное сумме чисел 139 и 63. Найти неизвестное число.
Чему равно расстояние пройденного пути за 32 часа, если скорость движения 140 км/ч? 304 км/ч? 1080 км/ч? V км/ч?
Назовите первое неполное делимое и количество цифр в частном.
992341 : 269 164268 : 324
434280 : 517 759121 : 253
541350 : 450 984240 : 328
21008 : 808 166520 : 724
2. Работа в парах. Расположить этапы алгоритма в правильном порядке.
Алгоритм деления столбиком
Умножить первую цифру частного на делитель.
Выяснить, сколько цифр в частном.
Сравнить остаток и делитель.
Образовать второе неполное делимое и по аналогии завершить деление.
Выполнить проверку вычитанием.
Найти первое неполное делимое.
Подобрать первую цифру в частном.
Проверка.
1)Найти первое неполное делимое.
2)Выяснить, сколько цифр в частном.
3)Подобрать первую цифру в частном.
4)Умножить первую цифру частного на делитель.
5)Выполнить проверку вычитанием.
6)Сравнить остаток и делитель.
7)Образовать второе неполное делимое и по аналогии завершить деление.
- Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знание алгоритма деления и познакомимся с приёмом письменного деления на трехзначное число без остатка, когда в значении частногополучается одна цифра.
III. Объяснение новых знаний
1. Фронтальная работа. (Учебник № 1 стр. 234)
- Объясните, как выполнили деление.
- Сравните с алгоритмом, который у вас получился в начале урока. Какой пункт алгоритма лишний? Почему?
- По алгоритму объясните, как выполнили деление 2148 : 537 (№ 2 стр. 234)
2. Индивидуальная работа. Решить с объяснением у доски (Учебник № 3 стр. 234)
- Объясните, пользуясь алгоритмом, как найдёте частное.
- Давайте ещё раз объясним приём деления.
IV. Первичное закрепление
1. Работа в тройках. Учебник стр. 234 № 5
I вариант – 1-я строка (4,3)
II вариант – 2-я строка (3, 6)
III вариант – 3-я строка (2, 7)
Взаимопроверка.
2. Самостоятельная работа. Учебник стр. 235 № 13
- Выбрать по желанию и решить три любых примера.
Проверка.
V. Закрепление пройденного материала
1. Фронтальная работа. Решение задачи на движение в одном направлении. (Учебник № 7 стр. 226)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите вид задачи (задача на движение в одном направлении)
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Как найти расстояние? (S = V ∙ t)
Составление чертежа.
I способ.
1) 16 ∙ 2 = 32(м) – проехал Андрей.
2) 24 ∙ 2 = 48(м) – проехал Мирас.
3) 96 – 32 = 64(м) – осталось между остановками.
4) 64 + 48 = 112(м) – расстояние между ними.
- Можно ли решить эту задачу другим способом?
- Как найти общую скорость при движении в одном направлении? (находим разность скоростей)
II способ.
1) 24 – 16 = 8(м/мин) – разность скоростей.
2) 8 ∙ 2 = 16(м) – через 2 часа.
3) 96 + 16 = 112 (м)
Ответ: между ними будет 112 метров.
2. Индивидуальная работа. Решение уравнений (Учебник стр. 235 № 10
1-й столбик)
х ∙ 56 + 126 = 2142 х – 3419 = 652 ∙ 8
х ∙ 56 = 2142 – 126 х – 3419 = 5216
х ∙ 56 = 2016 х = 5216 + 3419
х = 2016 : 56 х = 8635
х = 36 8635 – 3419 = 5216
36 ∙ 56 + 126 = 2142 652 ∙ 8 = 5216
2142 = 2142 5216 = 5216
- Какие способы решения уравнений использовали?
3. Задание с совой. Решение нестандартной задачи с помощью таблицы
( Учебник № 12 стр. 235)
обруч
полосатый
двуцветный
складной
металлический
Амина
-
-
-
+
Света
+
-
-
-
Асем
-
+
-
-
Жулдыз
-
-
+
-
Ответ: у Амины металлический обруч, у Светы – полосатый, у Асем
Цель: овладение учащимися умением выполнять геометрические построения.
Задачи: познакомить учащихся с основными задачами на построение, используя циркуль и линейку (односторонней, без делений) и научить учащихся решать их: деление отрезка пополам; построение перпендикуляра к прямой; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; развивать память, внимание, логическое мышление; развить практические умения и навыки в использовании чертёжных инструментов при решении геометрических задач; сформировать познавательный интерес к предмету через игровую деятельность на уроке; продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся; формировать активность и самостоятельность учащихся при выполнении заданий.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Предлагаю подружиться
И всем вместе потрудиться.
А сейчас, ребята,
За парты удобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
А внимательно считайте,
Когда спрошу вас – отвечайте.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока
* Первый множитель 42, второй - 20. Чему равно произведение?
* Какое число меньше 720 на 100?
* Увеличьте 920 на 80.
* Найдите разность чисел 320 и 60.
* Увеличьте 350 в 20 раз.
* Из 86 тысяч вычтите 4 единицы.
Проверка. В результате проверки на доске появляется запись:
99 999 3920 840 620 1000 260 7000 85 996
Й Е С С Л И Д У
- Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось?
- Что значит «исследуй»? (самостоятельно искать ответы на вопросы, находить решения проблем, уметь объяснить что-то новое и непонятное)
2. Фронтальная работа.
- Чтобы быть исследователем, нужно уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте попробуем провести небольшое исследование.
* Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Умножь его на 9. Результат раздели на задуманное число. Объясните, почему получилось 9.
* Задумай любое однозначное число, кроме нуля. Увеличь его в 5 раз. Вычти из результата задуманное число. Полученную разность раздели на задуманное число. Прибавь к результату 96. Получилось 100. Объясните, почему всегда получается 100.
III. Объяснение новых знаний
- Ваши исследовательские способности помогут сегодня нам на уроке. А определить тему урока поможет стихотворение.
Однажды линия прямая
Пришла на день рождения
Но почему-то грустная
В ужасном настроении
Имениннице кивнула:
“Я хочу тебя поздравить,
С днём рождения!
Мой подарок очень личен,
С двух сторон он ограничен –
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя!
Принимай его, лови.
И отрезком назови!”
- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Сегодня мы познакомимся с задачами на построение, которые решаются с помощью циркуля и линейки.
Немного истории:
«В далекие первобытные времена, когда люди очень многого не знали и многого не умели, они уже строили себе жилища, придавая им различную форму, делили плодородную землю на участки и измеряли их. Постепенно появились различные правила, навыки, связанные с измерениями и построениями».
- Любая задача на построение включает в себя четыре основных этапа:
*анализ;
*построение;
*доказательство;
*исследование.
Анализ и исследование задачи необходимы так же, как и само построение. Необходимо посмотреть, в каких случаях задача имеет решение, а в каких – решения нет.
1. Фронтальная работа. Задача на построение № 1.
Деление отрезка пополам
Анализ. Пусть [AB] – данный отрезок, точка O – его середина, прямая a – серединный перпендикуляр к отрезку AB. Выберем произвольную точку C на прямой a, отличную от точки O. В треугольнике ACB CO – одновременно медиана и высота. Следовательно, треугольник ACB равнобедренный, и AC = BC. Отсюда возникает следующий способ построения точки O – середины отрезка AB.
Построение. Из точек A и B циркулем описывается окружность радиусом AB. Пусть C и C1 – точки пересечения этих окружностей. Они лежат в разных полуплоскостях относительно прямой AB. С помощью линейки соединить точки C и C1. Отрезок CC1 пересекает отрезок AB в точке O. Эта точка – середина отрезка AB.
Доказательство.
- Докажите, что мы разделили отрезок АВ пополам.
Исследование.
- Подумайте, каким ещё способом можно разделить отрезок АВ пополам.
2. Самостоятельная работа. Задача на построение № 2.
На нелинованной бумаге начертить отрезок и поделить отрезок AB пополам, середину отрезка обозначить точкой O.
Проверка.
- Как, используя циркуль и линейку, разделить отрезок пополам? (Учебник № 2 стр. 236)
IV. Первичное закрепление
1. Работа в парах. Задача на построение (Учебник № 3 стр. 236)
I вариант – с отрезком АВ
II вариант – с отрезком СД
Взаимопроверка.
2. Задание с совой (Учебник № 10 стр. 237)
1) Начертите отрезок КМ. Разделите его на 4 равные части с помощью циркуля и линейки. Какие доли отрезка получились? Сколько их в целом отрезке? Сколько четвёртых долей отрезка в его половине?
2) Раздели каждую четвёртую долю отрезка на 2 равные части. Какие доли отрезка получились? Сколько восьмых долей в трёх четвёртых отрезка?
V. Закрепление пройденного материала
1. Фронтальная работа. Решение задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. (Учебник № 5 стр. 236)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите вид задачи (задача на нахождение неизвестного по двум разностям)
- Что известно?
- Что неизвестно?
1) 350 – 300 = 50(гв.) – меньше у I продавца.
2) 50 : 10 = 5(гв.) – в одном букете.
3) 300 : 5 = 60(б.) – у I продавца.
4) 350 : 5 = 70(б.) – у II продавца.
Ответ: у I продавца 60 букетов, у II продавца 70 букетов.
2. Индивидуальная работа. Найти значения числовых выражений (Учебник № 8 стр. 237 - 1-я строка)
3. Самостоятельная работа. Игра «Лучший счётчик» (Учебник № 11
Тема: Письменное деление на трехзначное число с остатком, когда в значении частногоодна цифра (с. 237-239)
Цель: овладение учащимися приемом письменного деления на трехзначное число с остатком, когда в значении частного одна цифра. Задачи: познакомить учащихся с приемом письменного деления на трехзначное число с остатком, когда в значении частного одна цифра; закреплять умение решать задачи на встречное движение, умение решать уравнения; развивать вычислительные навыки, логическое мышление; воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока
1. Фронтальная работа. Устный счёт.
– Прочитайте пример 3208 : 8. У троих учеников получились разные ответы 41, 401, 4001. Можно ли не считая узнать, кто прав?
- Из чертежа видно, что целый кусок составляет 6 частей. Значит, первый кусок составляет одну шестую часть от целого куска.
1) 84 : 6 = 14 (см) – длина первого куска.
2) 84 – 14 = 70 (см) – длина второго куска.
Ответ: 14 см длина первого куска, 70 см длина второго куска.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание - № 6, 8, 11 (2 и 3) стр. 238 – 239
Урок 114 Беляева Е.В.
Тема: Письменное деление на трехзначное число с остатком, когда в значении частногоодна цифра (с. 239-241)
Цель: закрепление учащимися приёмов письменного деления на трехзначное число с остатком, когда в значении частногоодна цифра.
Задачи: закреплять умение выполнять письменное деление на трехзначное число с остатком, когда в значении частного одна цифра, вывести формулы деления с остатком и обратных действий; закреплять умение решать задачи на движение с помощью плана; развивать вычислительные навыки, логическое мышление; воспитывать чувство взаимопомощи.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Нужно за партой тихонько сидеть
Думать, решать, и расти, и умнеть.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока
1. Фронтальная работа. Устный счёт.
- Вычислив значения данных выражений, вы прочитаете слово, которое связано с темой урока.
402 : 201 = 2 3 Е
12 000 : 300 = 40 1 И
200 : 50 = 4 40 Е
555 : 111 = 5 4 Л
6500 : 100 = 65 65 Н
705 : 705 = 1 2 Д
711 : 237 = 3 5 Е
- Какое слово получилось? (деление)
- Давайте вспомним, что нам помогало при делении на однозначное и двузначное числа, чем мы руководствовались? (Алгоритмом)
- Назовите первый шаг. (Найти первое неполное делимое)
- Второй шаг? (Определить количество цифр в частном)
- Третий шаг? (Найти каждую цифру в разрядах частного методом подбора)
- Как вы думаете, нужен ли нам алгоритм при делении на трёхзначное число? - А можем ли мы воспользоваться уже нам известным?
2. Самостоятельная работа. Составить выражения и найти их значения:
* Разность чисел 234 506 и 231 175 разделить на 475.
* Сумму чисел 783 и 1213 разделить на 332.
- Какое основное правило деления с остатком нужно помнить? (остаток должен быть меньше делителя)
- Сегодня на уроке мы будем закреплять умение выполнять письменное деление на трехзначное число с остатком, когда в значении частного одна цифра.
III. Объяснение новых знаний
1. Фронтальная работа. Выведение формул деления с остатком и обратных действий.
- В самостоятельной работе у вас получились такие ответы:
1. Фронтальная работа. Решение задачи на движение с помощью плана (Учебник № 5 стр. 240)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите вид задачи (задача на движение в противоположных направлениях)
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Сколько способов решения имеет эта задача? Почему?
Составление чертежа.
1) Чему равна скорость второго автомобиля?
65 + 6 = 71(км/ч)
2) Чему равна скорость удаления?
65 + 71 = 136(км/ч)
3) Сколько км будет между автомобилями через 3 часа?
136 ∙ 3 = 408(км)
Ответ: 408 км будет между автомобилями через 3 часа.
2. Работа в парах. Составить план решения задачи (Учебник № 6 стр. 240)
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Назовите вид задачи (задача на движение в одном направлении)
- Что известно?
- Что неизвестно?
1) Чему равна скорость движения Миши?
2) Сколько проехал Болат?
3) Сколько проехал Миша?
4) На сколько км больше проехал Болат?
Ответ: на 6 км больше проехал Болат.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (да, т.к. известно, на сколько км/ч Миша проезжает меньше, соответственно на столько же км/ч Болат проезжает больше)