Тема урока: «Деление с остатком»
Цель:
- систематизировать знания учащихся по теме «Деление с остатком»;
- совершенствовать вычислительные навыки, умения выполнять деление с остатком;
- развивать логическое мышление, навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Формируемые УУД:
познавательные УУД
– самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель;
- устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические действия, анализ, обобщение, строить логическую цепь рассуждений, доказывать.
- осуществлять поиск необходимой информации для решения задач;
регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать и выполнять инструкцию учителя;
- оценивать свою деятельность по результатам выполненного задания, сверяя с образцом и корректировать результаты своей деятельности;
-оценивать, выделять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознавая качество и уровень усвоения;
коммуникативные УУД
- уметь слушать и участвовать в диалоге с учителем и сверстниками;
- строить понятные речевые высказывания, формулируя ответ и делая вывод;
- управлять поведением партнера – контролировать, корректировать и оценивать его действия;
личностные УУД
-нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.
- смыслообразование (установление связи между интересом и мотивацией).
Оборудование: рабочие тетради обучающихся, карточки самоконтроля, карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
Приготовились к уроку математики. Открыли рабочие тетради, записали число, классная работа.
- Минутка чистописания
–Из цифр 8, 0, 3, 1 составить трехзначные числа. (103, 130, 138, 183, 301, 308, 310, 318, 380, 381, 801, 803, 810, 813, 830, 831)
-Назовите четные числа.
-Назовите нечетные числа
-Как определяли, какое число четное, а какое нечетное?
- Устный счет.
«Блиц-турнир»
-Записать решения задач выражениями с переменной.
а) В одной книге а страниц, а в другой в 9 раз больше. Сколько страниц в двух книгах?
(а+а.9)
б) В одной книге а страниц, а в другой на в страниц меньше. Во сколько раз в первой книге страниц больше, чем во второй?
( а: (а - в) )
III. Тема урока.
Ребята, посмотрите на доску.
На доске выражения:
72:8 36:6 29:5 28:4
-Какое выражение лишнее и почему? (29:5, деление с остатком)
-Исходя из этого задания, сформулируйте тему нашего урока.
-Сегодня на уроке мы повторим тему «Деление с остатком».
1.Работа над правилами деления с остатком.
- Вспомним правила деления с остатком. Сегодня вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме. А поможет вам карта самоконтроля.
Карта самоконтроля
Задание
Оценивание
- Знание правил деления с остатком
- Выполни деление с остатком
- Вставь числа в «окошечки», чтобы получились верные равенства
- Выполни деление с остатком, используя числа
- Реши задачу
- После выполнения заданий, вы сами будете ставить себе оценки в виде кружочков.
Опора на доске:
красный кружок – отлично,
зеленый кружок – хорошо,
синий кружок – надо повторить правило и потренироваться в вычислениях.
1-е задание – работа над правилом.
-Дописать правила.
1.Если делитель умножить на неполное частное и прибавить … , то получится … .
2.Остаток должен быть меньше … .
3.Если делимое меньше делителя, то неполное частное равно … , а остаток равен …. .
Проверка, оценивание.
На доске:
38:5=7(ост. 3) доказать, используя 1-е правило
10:3=2 (ост. 4) доказать, используя 2-е правило
10:15=… (ост. …) доказать, используя 3-е правило
Физминутка
2. Выполнить деление с остатком.
Дети работают по карточкам.
26:4= 32: 15= 15: 50=
38:5= 50: 12= 108:234=
44:6= 29:14= 63: 105=
Проверка, оценивание.
3. Вставить числа в «окошечки», чтобы получились верные равенства.
… : 150=… (ост. 72) 30: …=0 (ост. …)
Проверка, оценивание.
4. Выполнить деление с остатком, используя числа:
30, 7, 4, 2 724, 100, 7, 24
30:7=4(ост.2) 724:100=7(ост.24)
30:4=7(ост.2)
-Возможен ли такой случай? 724:7=100(ост.24)
-Почему?
5. Решить задачу.
В школьной столовой повар испек 62 сырника. Сколько порций получится, если на каждую порцию идет 3 сырника и сколько сырников останется?
62:3=20(ост.2) 20 порций получится, 2 сырника останется
Проверка, оценивание.
Итог урока
- Какую тему повторяли на уроке?
-Какие задания вызвали затруднения?
-Оцените свои знания, дополнив предложение: «Я усвоил эту тему …»
-Вывесите свои листочки самоконтроля на доску, и посмотрим, как усвоил эту тему весь наш класс.
V. Домашнее задание
Выполнить задание по карточкам, и в тетради – стр.53, № 103