Продолжить формировать практические умения совершать арифметические действия с десятичными дробями.
Межпредметные связи : физика, география.
Ресурсы урока (оборудование) учебник, тетрадь, презентация, карточки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | | |
(8-10 мин) | | |
1.1 Организационный момент (1-2 мин) | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, садятся на места. Дежурный называет отсутствующих. |
1.2 Проверка домашнего задания (4мин) | Как вы могли заменить, домашнее задание у вас было на повторение действий суммы и разности целых чисел произвольного знака и на решение уравнений, в т.ч пропорциональных. Учитель контролирует правильность названных ответов по домашней работе. | Учащиеся сами проверяют свое задание, по очереди называет ответы. |
1.3 Мотивация изучения нового материала (1 мин) | Наш урок я хочу начать со слов великого математика: “Математику уже затем надо учить, чтобы она ум в порядок приводила” (М.В. Ломоносов). Настроимся на математику, используя устный счет: 2,3+1,17=3,47 2,3-0,5=1,8 1,5+3,09=4,59 0,3*2,5=0,75 8,4:0,2=42 0,96:3,2=0,3 0,05:0,1=0,5 3,1*0,01=0,031 | Устная работа Слайд №1 Называя ответ, учащиеся комментируют свои действия и правила, по которым они выполнены. |
1.4 Актуализация опорных знаний (2 мин) | Все предыдущие уроки мы работали с какими десятичными дробями? А какие числа называются положительными? Что мы уже знаем про эти числа? Чем положительные числа отличаются от отрицательных? Если перед числом не стоит знак, значит оно положительное. Для краткости знак + опускают в записи. Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным. У положительных чисел модуль равен самому этому числу, а у отрицательных-ему противоположному. Модуль - это расстояние от этого числа до нуля на координатной оси. Какие числа называются противоположными? Что у противоположных чисел общего? Как из числа сделать противоположное? Чему равно частное противоположных чисел? | Слайд №2 Фронтальный опрос |
Основной этап | Дидактическая задача: осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков. | |
(27-29 мин) | Психологическая задача - организация процесса изучения нового материала с учетом: | |
2.1 Определение темы, цели и задач основного этапа урока (1 мин) | Предлагается решить выражение -(79,21-100,36) *0,1-(7,29-28,76):3,8 Можем ли мы решить его сейчас? Что мы знаем, а что еще необходимо узнать? Учитель: “Чтобы правильно решить данное выражение нам необходимо узнать правила сложения и вычитания, умножения и деления десятичных дробей с разными знаками. Поэтому, что нам необходимо изучить сегодня?Учитель , с подсказки учеников, называет тему урока “Десятичные дроби произвольного знака”. | Учащиеся предлагают варианты решения данного выражения. Учащиеся определяют тему и цели урока. |
2.2 Изучение теоретического материала с учетом закономерностей познания при организации высокой мыслительной активности учащихся. (8-10 мин) | Обращает внимание на правила сложения и вычитания, умножения и деления целых чисел произвольного знака. Для начала вспомним правила сложения и вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных целых чисел. Вопросы: ( надо из большего модуля вычесть меньший модуль и в ответе поставить знак слагаемого, у которого модуль больше) -Как сложить два числа с одинаковыми знаками? (Надо сложить их модули и в ответе поставить их общий знак + или -) - Чему равна сумма противоположных чисел? ( сумма равна нулю) - Как найти разность двух чисел? ( нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому) - Чему равно произведение любого числа на нуль? ( равно нулю) - На что делить нельзя? ( на нуль) - Как из числа получить ему противоположное? ( умножить на -1) -Какой знак имеет произведение (частное)двух чисел с разными знаками? (минус) -Какой знак имеет произведение(частное) двух чисел с одинаковыми знаками? (плюс) На доске записаны примеры, учащийся должен подойти к доске, выбрать пример на это правило и вычислить. -7+4=-3 -10+(-2)=-12 -5+5=0 -12-3=-15 -10:5=-2 11*(-3)=-33 -25: (-5)=5 16:0-нельзя -8*0=0 Для выполнения действий с обыкновенными дробями мы пользовались этими правилами. Можно ли любую десятичную дробь записать в виде обыкновенной? Значит действия с десятичными дробями произвольного знака можно делать по этим же правилам. 1) Выполнить действия (записаны на доске): -2,3+6,5=6,5-2,3=4,2 6,4-7,5=-(7,5-6,4)=-1,1 -15,6:3=-5,2 -1,3*(-0,1)=0,13 8,1: (-0,81)=-10 Работа в тетрадях (5 мин) 1 вариант № 888(а,в) а) 4,16-5,1*3,2=4,16-16,32=-12,16 в) (-44,44):11+1,1=-4,04+1,1=-2,94 2 вариант №888(б,г) б) 7,39-1,21:1,1=7,39-1,1=6,29 г) (-6,25):2,5+2,5=-2,5+2,5=0 | Отвечают с места Учащиеся делают вывод, что с десятичными дробями как и с обыкновенными действия проходят по тем же правилам. Выходят к доске по очереди и комментируют свои действия Работа в тетрадях ( c самопроверкой) |
2.3 Указание учителя на главные моменты темы для длительного запоминания. (0,5 мин) | Техники запоминания и длительного хранения в памяти (работа с опорными материалами для запоминания, их смысловая группировка и т.п.) Заполнить таблицы: ++=+(+)=+ +*+=+ +:+=+ -+=-(+)=- +*-=- +:-=- +-=+(-)=- -*+=- -:+=- --=-(-)=+ -*-=- -:-=+ | |
2.4 Физкультминутка. (1 мин) | | Выходят из-за парт и разминаются. |
2.5 Восприятие, первичное осознание, закрепление нового материала в процессе его практического применения: выполнение обязательных задач, изложенных в тексте параграфа; проведение пробных тренировочных упражнений по образцу, инструкции. (4-5 мин) | Задания на доске Решить уравнения: 1) -х=-(-2,4) х=-2,4 2) -х=-7,12 х=7,12 3) -1,4х=-4,27 х=3,05 4) х:0,1=-6,2 х=-62 5) х-3,5=-2,1 х=1,4 6) модуль (х)=1,2 х1=1,2 и х2=-1,2 7) модуль( –х)=3,4 х1=3,4 и х2=-3,4 (Решение уравнений с модулями двумя способами ) | Учащиеся выполняют задания на доске частично. Слайд №2 |
2.6 Контроль за результатами первичного осмысления материала и его запоминания. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала (1 мин) | Учитель задаёт вопросы из начала темы. | Фронтально |
2.7 Усвоение обобщенных умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях (творческие задания). (4 мин) | Привести подобные слагаемые: Вспоминаем, как раскрываются скобки -(7,2-у)+(-у+1,6)= -7,2+у-у+1,6=-5,6 (-2,6+х+у)-(х-у-2,6)= -2,6+х+у-х+у+2,6=2у Решить уравнение: Модуль(х-1,2)=15,1 х1=16,3 х2=-13,9 | Учащиеся выполняют задания на доске частично, остальное в тетрадях. Слайд №3 |
2.8 Проведение под руководством учителя или консультантов обучающей самостоятельной работы по образцу обязательных учебных задач, изложенных в тексте параграфа с целью закрепления полученных знаний и умений (6 мин) | Самостоятельная работа на карточках: Вариант 1 | Вариант 2 | Вычислить: | -2,4+3,8 | 1,8-6,3 | -0,25-1,3 | -10,1+9,7 | -14,2: (-7,1) | -1,23:(-0,1) | 0,01*(-53,1) | -1,7*1,1 | Решить уравнение: | -0,9х=-0,27 | 8,1:х=-0,9 | х-10,2=0,05 | -2-х=4,1 | -х: 0,2=-12,2 | -1,5*х=-2,25 | | Самостоятельно в тетрадях |
2.9 Диагностика результатов выполнения самостоятельной работы. (1 мин) | Взаимопроверка Ответы на доске. Вариант№1 1,4 -1,55 2 -0,531 2) х=0,3 х=10,25 х=2,44 Вариант№2 -4,5 -0,4 12,3 -1,87 2) х=-9 х=-6,1 х=1,5 | Учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга. Слайд №4,5 |
2.10 Коррекция приобретенных на уроке знаний и умений. (1 мин) | Комментарии к некоторым заданиям из самостоятельной работы | Задают вопросы по пройденной самостоятельной работе и вообще по работе на уроке. |
Заключительный этап | Дидактическая задача: анализ, оценка успешности учащихся в достижении цели урока и перспективы на будущее. | |
(8-10 мин) | Психологическая задача: задание положительной мотивации в приобретении новых знаний. | |
3.1 Обобщающее и систематизирующее повторение нового материала в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе с дифференцированными заданиями. (3-5 мин) | Учитель возвращается к выражению в начале урока. Можем ли мы его решить сейчас? -(79,21-100,36) *0,1-(7,29-28,76):3,8 Ответ: 7,765 Решить уравнение двумя способами( дополнительное задание) 2,4(6-3х)+4,3=1,7-5,2х х=8,5 Возможно рассмотреть решение двумя способами Раскрыть скобки Чтобы перевести десятичные дроби в целые числа, умножим обе части уравнения почленно на 10. | Те учащиеся, которые решили задания, записывают решение на доске. (Решение уравнения двумя способами) |
3.2 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания учащимися содержания работы и способов его выполнения. (2 мин) | Домашнее задание № 888 1) (3,126-4,7)*(0,15+7,4) 2) (5,12+9,38)*(3,24-8,4):0,01 №890 Решить уравнение -0,14*х=0,028 | 5,4-х=-6,03 | х:(-0,02)=4 | модуль(х-2)=3,2 | № 892*(по желанию) (решить двумя способами, догадаться, какой способ удобнее) 1) 6,5*2,46+6,5*2,29-6,5*0,17 2) 0,37*4,6+1,8*0,37-0,37*7,2 | Учащиеся записываю домашнее задание в дневник. |
3.3 Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы отдельных учеников, оценка работы класса. Аргументация выставленных отметок. Замечания по уроку, предложения о возможных позитивных изменениях на последующих уроках. (2 мин) | Можете ли вы сказать, что цели, которые вы поставили в начале урока выполнены? Кто уже готов выполнять домашнее задание? Кому еще надо повторить дома? Оценивает работу обучающихся, выставляет отметки по самостоятельной работе. Учитель комментирует работы, ответы на уроке. | Учащиеся определяют, достигли ли они целей урока, отвечая на вопросы учителя. |
3.4 Перспективы на будущее.(0,5 мин) | Как вы считаете, где в дальнейшем будете применять сегодняшние знания? На каких предметах они понадобятся в будущем? | |
3.5 Благодарность учащимся за хорошую работу на уроке (по необходимости). (0,5 мин) | | |
ИТОГО : 45 минут | | |