Просмотр содержимого документа
«Деление обыкновенных дробей»
Тема. «Деление обыкновенных дробей»
Кирпичёва Валентина Константиновна
МБОУ "Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М."
Республика Бурятия, п. Усть-Баргузин
учитель математики
Тип урока: закрепление и обобщение знаний и способов действий на деление дробей.
Цель: формировать правильные навыки деления обыкновенных дробей; отрабатывать навык применения основного свойства дроби при сокращении дробей; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – действенного мышления; воспитывать культуру поведения.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь выполнять деление обыкновенных дробей;
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь формулировать свое мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения; познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по алгоритму.
Ход урока
Организационный момент.
- Девизом к сегодняшнему уроку будут слова учеников школы Пифагора: «Не говори : «Не могу», а говори : «Научусь!»
- Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу.
От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.
На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу, и заполнять Индивидуальный лист самоконтроля
Лист самоконтроля
Ф.И.
Этап урока
Оценки
Знание правил
Математический разминка
Работа в парах (решение примеров)
Решение задач
Самостоятельная работа
Моя оценка
Оценка учителя
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Прежде чем начать наш с вами урок, попробуйте отгадать следующую загадку: Она бывает барабанная или пальцами, а еще охотничья…. (дробь)
- Правильно, дробь!
Каждый может за версту
Видеть дробную черту
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель!
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной.
- Какие еще понятия связаны с обыкновенными дробями?
- Какие дроби называют правильными?
- Какие дроби называют неправильными? Что нужно сделать если в ответе получается неправильная дробь?
- Какие числа называют смешанными?
- Какие числа называют взаимно обратными?
- Как умножить обыкновенную дробь на натуральное число?
- Как умножить обыкновенную на смешанное число?
- Как найти дробь от числа?
- Молодцы!! А сейчас
2.Математическая разминка (устный счет)
5
8
6
9
8
5
16
5
1
20
5
0
3
5
Назвать дробь равную дроби 3 1\5?
Какие числа взаимообратные ?
Назвать дробь равную 4 ?
Назовите число обратное самому себе ?
Назовите дробь большую 1 и меньшую 2 ?
Какая из дробей равна 2\3 ?
Какое число не имеет обратного ?
Разделите 1 на дробь 5\8 ?
3. Работа в парах:
6/25 : 2 2/5
1 2/3: 5/10
1 2/5 : 7/5
4/7 : 10/105
1 1/24 : 5/8
1
2
3
4
Физкультминутка (игра “истинно — ложно”)
- Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращения туловищем вправо и влево.
1. - правильная дробь.
2. - несократимая дробь.
3. - несократимая дробь.
4. - неправильная дробь.
5. - сократимая дробь.
6. - правильная дробь.
4.Дружно вместе( решение задач)
Задача№1 Масса детеныша байкальского тюленя – белька вместе с массой взрослого 168 кг. Какова масса взрослого тюленя и какова масса белька, если масса детеныша составляет 1/20 массы взрослого тюленя.
Решение: х– масса взрослого тюленя, х– масса детеныша, (х + 1/20 х) – масса тюленя с детенышем, что по условию составляет 168 кг. Имеем уравнение: х + 1/20 х = 168; 1 1/20 х = 168, х = 168 : 1 1/20 , х = 160.
Значит, масса взрослого тюленя 160 кг. 2) 168 – 160 = 8 (кг) масса белька. Ответ: 160 кг, 8 кг.
Задача№2
Предельный возраст белки 6 лет, что составляет 3/5 предельного возраста зайца. Сколько лет может прожить заяц?
Задача№3
Спортивная площадка, имеющая площадь 420 м2, занимает 7% школьного участка. Какова площадь школьного участка?
5. Самостоятельная работа. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самостоятельно – и я научусь».
- Сейчас мы повторим на оценку деление обыкновенных дробей. Вам предстоит выполнить 5 заданий. На первые 4 задания отводится максимум по одной минуте, после чего один ученик называет ответ, и мы проверяем.
(карточки)
1)
1)
1)
2)
2)
2)
3)
3)
3)
4)
4)
4)
5)
5)
5)
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
5)
5)
ОТВЕТЫ:
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
- Проанализируйте свою работу на каждом этапе уроке (см.лист самооценки)
Ты получишь за урок «5», если набрал 19 – 21 балла,
«4», если набрал 16 – 18 баллов,
«3», если набрал 9 – 15 баллов.
РЕФЛЕКСИЯ
Я уверено решаю примеры и задачи на все действия с обыкновенными дробями.
Я уверенно решаю примеры на все действия с обыкновенными дробями, а решать задачи мне надо еще попрактиковаться.
У меня по-прежнему проблемы с решением примеров и задач на все действия с обыкновенными дробями.
6.Рефлексия.
Составить синквейн по сегодняшнему уроку.
1-я строка – 1 существительное-тема синквейна
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3-я строка – три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме
4-я строка- фраза, характеризующая свое отношение к теме (крылатая фраза, пословица, фраза, сочиненная самим учеником)
5-я строка – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.