kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деление обыкновенных дробей

Нажмите, чтобы узнать подробности

новая тема 6класс "деление дробей"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деление обыкновенных дробей»











МБОУ « средняя общеобразовательная школа №22»

Учитель математики

Урок по теме: «Деление дробей».





Учитель математики Ильичева Тамара Анатольевна











Салават 2018г




Урок по теме: «Деление дробей».

Тип урока. Урок изучения нового.

Цели урока.

Учебная задача: в совместной деятельности с учащимися открыть и сформулировать правило деления обыкновенных дробей, применить его к решению практических задач.

Обучающие цели урока обеспечивают усвоение темы урока на уровне знания, понимания, применения. В результате изучения темы ученик знает:

Определение взаимно обратных чисел.

Правило деления обыкновенных дробей.

Алгоритм деления смешенных чисел.

Ученик понимает, что от действия деления нужно перейти к действию умножения, заменив делитель на число, обратное делимому.

Ученик умеет:

Делить дробь на натуральное число;

Делить смешанные числа;

Делить дробь на дробь;

Применить правило деления обыкновенных дробей при решении примеров и задач различной степени сложности.

Развивающие цели:

Развивать познавательный интерес учащегося;

Формировать вычислительную культуру учащихся;

Развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.

Воспитательные цели:

Ученик осознанно перерабатывает полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме;

Ученик формирует умения, организующие деятельность: постановка цели, и задачи, определение способов их реализации, планирование своих действий, реализующие действия и проверка результатов;

Ученик развивает самостоятельность и добросовестность.

Структура урока:

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.

  2. Создание проблемной ситуации, мотивация.

  3. Постановка учебной задачи (цели) урока.

  1. Операционно-познавательная часть.

  1. Открытие правила деления обыкновенных дробей, на основе решения проблемной задачи.

  2. Формулировка правила (алгоритма) деления обыкновенных дробей.

  3. Применение.

  1. Рефлексивно-оценочная часть.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Постановка домашнего задания.

На уроке использовались методы:

Словесный – при формировании теоретических и практических знаний.

Наглядный – для развития наблюдательности и повышения внимания.

Репродуктивный – для формирования ЗУН, когда учащиеся готовы к проблемному изучению темы.

Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала.

Познавательный – при восприятии, осмыслении и запоминании учащимися нового материала с привлечением образца.

Ход урока.

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.

    Выполните умножение:

    а) б) в) г) д)

    - Сформулируйте правило умножения обыкновенных дробей.





    - Какие числа перемножаются в трёх последних примерах?

    - Чему равно их произведение

    - Какие числа называют взаимообратными?



    - Приведите примеры взаимообратных чисел.

    Представьте смешанное число в виде неправильной дроби:

    .

    - Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?









    Чтобы умножить дробь на дробь, надо: 1)найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;2)первое произведение записать в числитель, а второе – знаменателем.


    Взаимно обратные числа.

    1.


    Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.

    и 2; и ; и .



    ; ; ; .

    Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно целую часть умножить на знаменатель дробной части и прибавить числитель, полученное число записать в числитель дроби, а знаменатель оставить тем же.

  2. Создание проблемной ситуации, мотивация.

- Рассмотрим следующие числовое равенство .

- Скажите, это верное равенство?

- Почему?


Т.е. это верное числовое равенство.

Давайте обе части равенства умножим на одно и то же натуральное число останется ли оно верным?

-Т.е. снова получили верное числовое равенство.

- А теперь умножим обе части данного числового равенства на дробь


- Сохранится ли знак равенства в данном числовом выражении?


- Каким свойством умножения мы воспользовались при нахождении значения выражения, стоящего в левой части данного равенства?

- Как записать это свойство в общем виде?

Таким образом, мы пришли к выводу, что если обе части равенства умножить на одно и то же число, то равенство останется верным.

- Вспомним, как найти площадь прямоугольника?


- Как найти длину прямоугольника?


- Как найти ширину прямоугольника?



- Рассмотрим следующую задачу.

Задача: площадь прямоугольного земельного участка равна дм2. Ширина участка - дм. Найти длину прямоугольного участка?

- Что известно в задаче, что требуется найти?






- Как найти длину прямоугольного участка?

- Замените в формуле площади прямоугольника S и а их числовыми значениями.

- Как называют полученное выражение?

- Что такое уравнение?




- Какое число называют корнем уравнения?



- Как называются компоненты умножения?

- Что неизвестно в уравнении?

- как найти неизвестный множитель?



Да.

Т.к. в левой и в правой части получится 10.

Да, т.е.

20=20

В левой и в правой части равенства получится одно и то же число.



Да, так как в левой и в правой части равенства получится одно и тоже число.



Сочетательным свойством умножения.






Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

Чтобы найти длину прямоугольника, нужно площадь разделить на ширину.

Чтобы найти ширину прямоугольника, нужно площадь разделить на длину.








Дано:

S= дм2

а= дм

Найти:

b=?дм.

Нужно площадь разделить на ширину.


Уравнением.


Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, значение которой надо найти, называют уравнением.

Значение неизвестного, при подстановке которого в уравнении получим верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

Первый множитель, второй множитель, значение произведения.

Неизвестен второй множитель.

Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель.

: (1)


3.Постановка учебной задачи (цели).

- Что нужно сделать, чтобы найти b.

- А как разделить дробь на дробь?

Умеем ли мы это делать?

- Возникла проблема, которую нам сегодня предстоит решить.

- Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

- Запишем в тетрадях тему урока «Деление дробей».

Нужно разделить дробь на дробь.


Нет.



Открыть и сформулировать правило деления обыкновенных дробей.


  1. Операционно-позновательная часть –

1.Открытие правила деления обыкновенных дробей на основе решения проблемной задачи.

- Вернёмся к полученному уравнению 1. Попытаемся его решить на основе уже имеющихся у нас знаний, не произведя деление обыкновенных дробей.

- Вспомним свойство умножения на 1. Как записать это свойство в общем виде?

- Сформулируйте это свойство.



- Выпишем исходное уравнение.


-Как в левой части при b получить 1?



- Назовите число, обратное к .


- Останется ли равенство верным, если мы умножим только левую часть на ?



- Каким свойством умножения следует воспользоваться для нахождения значения выражения, стоящего в левой части данного равенства?

- Что получим в левой части равенства?

- Чему равно это произведение?

- Запишем полученное равенство.


- Сравним равенства 1 и 2. Сравните левые части данных равенств, что вы можете сказать?

- Тогда что можно сказать про правые части данных равенств?



- Что мы должны были сделать, чтобы найти b-нейзвестный множитель в произведении?

- А каким действием мы воспользовались для нахождения значения b.

- На что мы умножили?








При умножении любого числа на 1 получим то же самое число.


Нужно умножить это произведение на число, обратное числу .

Число, обратное к - это .



Нет, нужно и правую часть умножить на .

Сочетательным свойством умножения


.


(2)


Левые части данных равенств равны.



Они тоже равны.

:


Разделить произведение на известный множитель.


Мы воспользовались действием умножения.


На число, обратное делителю.

2. Формулировка правила (алгоритма) деления обыкновенных дробей.

- Попытайтесь сами сформулировать правило деления обыкновенных дробей.

- Как записать данное правило в общем виде?

- Какие числа записаны на доске?


и .

- Какие числа называют смешанными?


- Как найти число обратное смешанному?


- Как вы думаете, можно ли сразу выполнить деление смешанных чисел?

- Разделим эти 2 смешанных числа

::

Для того, чтобы разделить 2 дроби, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.

:.



Смешанные числа.

Числа, в состав которых входит целая и дробная часть, называют смешанными.

Для этого нужно смешанное число представить в виде неправильной дроби.

Нет.

Их нужно записать в виде неправильной дроби, а затем воспользоваться правилом деления дробей.

  1. Применение.

- Применим правило деления обыкновенных дробей к решению практических задач.

№596(а-м).

- Прочитайте задание. Что требуется сделать?

- Как разделить 2 обыкновенные дроби?

- Каким действием нужно заменить деление?

- На что нужно умножить данную дробь?






















Выполнить деление дробей.




Умножением.


На число обратное делителю.


а):

б) :

в) :

г) :

д) :

е) :

ж) :

з) :

и) :

к) :

л) ::

м) ::

№599. Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?

- Что требуется найти?

- Как найти скорость, если известны путь и время?


- Как записать формулу скорости в общем виде?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?





- Запишите ответ к задаче.


Путь и время движения транспорта.

Скорость движения.

Чтобы найти скорость движения, нужно пройденный путь разделить на время.

V=S*t.


:(км/ч)

Скорость транспорта.

:(км/ч)

Скорость трактора.

Ответ: 18 км/ч, 9 км/ч.


№603. Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?


- Что требуется найти в задаче?

- Как найти периметр прямоугольника?

- Запишите формулу периметра прямоугольника.

- Можем мы сразу найти периметр прямоугольника?

- Почему?

- Как найти длину прямоугольника?




- Найдите длину прямоугольника.


- Найдите периметр прямоугольника.


- Запишите ответ к задаче.


Площадь прямоугольника и его ширина.

Периметр прямоугольника.

Нужно сложить длину и ширину и умножить эту сумму на 2.

P=2(a+b).


Нет.


Нужно знать длину прямоугольника.

Нужно площадь прямоугольника разделить на его ширину.

:(м)- длина прямоугольника.

P=

Периметр прямоугольника.

Ответ: м; 2 м.


  1. Рефлексивно-оценочная часть.

  1. Подведение итогов урока.

- Что нового вы изучили на уроке?


- Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей.


- Как разделить два смешанных числа?



- Как умножить 2 обыкновенные дроби?

Правило деления обыкновенных дробей.

Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.

Нужно представить смешанные числа в виде неправильной дроби, а затем воспользоваться правилом деления дробей.

Чтобы умножить дробь на дробь, надо:1)найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; 2)первое произведение записать в числитель, а второе – в знаменатель.


  1. Постановка домашнего задания.

П.17 (правила)

I уровень№633(а-е), №637.

II уровень№635(а-в),№638.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деление обыкновенных дробей

Автор: ильичева тамара анатольевна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 481959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей 5 класс", с презентацией к урокуацией "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-matiematiki-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei-5-klass-s-priezientatsiiei-k-urokuatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "205777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430025922"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Деление обыкновенных дробей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "143593"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418562090"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок  "Деление обыкновенных дробей""
    ["seo_title"] => string(38) "urok-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "247623"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446589608"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по математике "Деление обыкновенных дробей" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "234298"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443411136"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-umnozhieniie-i-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "104575"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402734222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства