развитие творческих способностей школьников.
Этапы урока | время | Виды деятельности | Планируемые результаты | Вид контроля | Технологии (элементы) |
преподавателя | обучающихся | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | | |
Этап 1. |
Организационный | | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Учащиеся включаются в учебную деятельность. | | целеполагание. | Формулирование познавательной цели | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | самоопределение. | | |
Этап 2. |
Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала | | Что изучили на прошлом уроке? 1.Назовите координаты точек, изображенных на доске. Отметьте еще 3 точки. 2.Где располагаются эти точки? 3.Что такое координатная прямая или координатная ось? 4. Сколько точек соответствует числу на прямой? 5. Сколько чисел соответствует точке на прямой? | Учащиеся отвечают на вопросы. 1.В(-5), С(6), D(-3,5), А(0). Отмечают точки на координатной прямой 2.Точки располагаются на координатной прямой. 3. Прямую, с выбранными на ней началом отсчета, единичны отрезком и направлением называют координатной прямой. 4.Числу на координатной прямой соответствует одна точка. 5. Точке на координатной прямой соответствует одно число. | Владение символьным языком математики | | логические - анализ объектов с целью выделения признаков. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. | Проявлять внимание и интерес к учебному предмету | Фронтальный опрос | ИКТ |
Этап 3 Целеполагание и мотивация | | Что объединяет шахматную доску, игру «Морской Бой» и географическую карту? Чем определяется место точки на координатной прямой Постановка проблемы: как определить положение точки, не лежащей на координатной прямой? У нас возникла проблема, которую необходимо решить. Попробуйте, сформулировать ее. Что можно использовать в виде подсказки для решения этой проблемы? Как определите положение пешки на шахматной доске, по каким двум показателям можно найти свое место в театре? Сколько чисел или букв и чисел нам понадобилось для определения положения заданных объектов? Ряд и место в театре будут являться координатами. Значит, место в театре можно определить двумя координатами. Действительно, для определения положения точки на плоскости необходимо знать две координаты. Какова же цель нашего урока? | На них мы можем найти местоположение предметов Определяется числом (координатой) Как определить положение точки вне координатной прямой? шахматную доску и географическую карту Свое место в театре можно найти по ряду и месту и т.д. 2 Цель урока: определение координат точки на плоскости. Задачи: ввести понятие координатной плоскости, ввести понятие координат на плоскости, научиться определять координаты точки на плоскости и строить точку по заданным координатам | Умение анализировать и находить общие признаки | целеполагание. | самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. | постановка вопросов. | Развитие мотивации | фронтальный опрос | |
Этап 4. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | | Учитель, совместно с детьми, сообщает тему "Декартова система координат на плоскости" Необходима сетка, но этого недостаточно. Географические координаты определялись относительно экватора и начального меридиана. Для этой цели на плоскости проводят две взаимно перпендикулярные прямые Х и Y, от которых будет вестись отсчет. На каждой оси выбирается единичный отрезок. Точку пересечения перпендикулярных прямых обозначают О (0;0) – начальная точка систем координат Координатная плоскость. Система координат на плоскости - это две взаимно перпендикулярные прямые (оси) с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлениями – положительным и отрицательным. Обозначаются оси: Горизонтальную - ось ОХ (или ось абсцисс) Вертикальную - ось ОУ (или ось ординат) Такая система координат на плоскости была предложена французским ученым, философом и математиком Рене Декартом. Она носит название Декартовой системы координат или координатной плоскости. Ребята, какую учебную задачу мы уже достигли? Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел АБСЦИССА (х) и ОРДИНАТА (у), которые называются координатами точки А. Записывают точка А (х;у). И наоборот, каждой паре чисел на координатной плоскости соответствует единственная точка, координатами которой они являются. Рассмотрим примеры на рис. 118 стр 214, проговаривая алгоритм нахождения Рассмотрите рис 199, 120 стр 214 и сформулируйте ответ на вопросы: - что такое координатная четверть, их характеристики; - особенность точек, лежащих на осях координат. | Записывают число, тему урока в тетрадь. Через любую точку на поверхности Земли можно провести меридиан и параллель, т.е определить широту и долготу – значит определить географические координаты этой точки на карте. Нет. Возникает вопрос «Где» Чертят в тетради. Учащиеся слушают учителя Записывают в тетради Дали определение координатной плоскости. Проговаривают координаты точек и алгоритм: чтобы определить координаты точки на плоскости, нужно опустить перпендикуляры из этой точки на оси координат, и на каждой оси найти соответствующее число Работают с учебником, по рис 119 и 120 находят ответы на поставленные вопросы. | овладение теоретическими знаниями, умение аккуратно чертить координатную плоскость и выполнять построения, умение пользоваться системой координат для определения положения точки на плоскости. | целеполагание. прогнозирование | самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы | постановка вопросов | Положительное отношение к процессу обучения | Фронтальный опрос. Письменная работа. | Работа с учебником |
Этап 5 Первичное закрепление | | Назовите координаты точек, отмеченных на координатной плоскости – работа с учебником № 1062 Ребята, что сейчас мы с вами делали? Какую учебную задачу выполнили? А теперь выполним № 1063, проговаривая алгоритм построения: Чтобы построить точку по заданным координатам нужно: - отметить первое число на оси ОХ, второе на оси ОУ, провести через точки прямые, перпендикулярные осям координат. Точка пересечения прямых и будет искомой точкой. На практике, обычно, сначала «шагают» вправо или влево, в зависимости от знака координаты х, а затем «поднимаются» или «опускаются» вдоль оси у. Чем мы сейчас занимались? Решили ли мы еще одну учебную задачу? | Учащиеся фронтально называют координаты точек. Сейчас мы определили координаты точек, выполнили вторую учебную задачу. Учащиеся фронтально называют координаты точек Учащиеся строят в тетрадях, по одному выходят к доске и строят точки. | аккуратно чертить координатную плоскость и выполнять построения, находить координаты точек | контроль, оценка, коррекция. | умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. | управление поведением партнера, контроль, коррекция, умение ясно выражать свои мысли | Оценивание своей учебной деятельности | Взаимоконтроль, контроль со стороны учителя Письменная работа, фронтальный опрос | Работа с учебником и в тетради |
Этап 6 Организация первичного контроля | | Точки нужно строить в той же последовательности, в которой они у вас написаны, и соединить их. На выполнение 7 минут. А теперь проверим себя. У Вас должно получиться слово «НЕТ». Если вы все выполнили верно, то поставьте себе отметку 5, если допустили 1-2 ошибки поставьте 4, если 3-4 ошибки поставьте 3, отрицательные оценки мы сегодня с вами ставить не будем. Кто выполнил работу на «отлично»? Замечательно, вы хорошо усвоили новый материал. | Ребята выполняют самостоятельную работу, в случае затруднения обращаются к помощи партнера по парте или учителя. Дети проверяют правильность выполнения задания, оценивают себя. Поднимают руки | аккуратно чертить координатную плоскость и выполнять построения, находить координаты точек, четко выполнять инструкцию | контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | Самоопределение, подведение итогов и формулирование правил | управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера | Умение работать самостоятельно, умение работать в паре | Самоконтроль. Взаимоконтроль. | Работа в тетради |
Этап 7 Подведение итогов урока | | Что изучили сегодня на уроке? Как определять координаты точки на плоскости и строить точку по заданным координатам? Что такое координатная плоскость? Оценивает и комментирует работу учащихся на уроке. | Отвечают на вопросы | | оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | | Владение монологической и диалогической речью | Оценивание своей учебной деятельности | самоконтроль | |
Этап 8 Рефлексия (самооценка, взаимооценка, оценка преподавателя) |
Настроения и эмоционального состояния | | Справились ли Вы с задачами урока? Оцените свою работу на уроке, используя схему: смог я знаю запомнил Оцените свою деятельность на уроке, используя один из символов: У- не было ошибок, С - были ошибки, Л - не смог выполнить ни одного задания. | | Формирование познавательной деятельности | Коррекция и оценка | подведение итогов, выведение следствий | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Формирование умения оценивать свою деятельность | Самоконтроль. Взаимоконтроль. | |
Деятельности | | | |
Содержания учебного предмета | | | |
Этап Итоги урока (оценка деятельности, предметная) Д\з |
Таблица 2.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
1. | Организационный Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Учащиеся включаются в учебную деятельность. |
2. | Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала Задача: актуализация опорных знаний и способов действий. ЗНАНИЕ | Что изучили на прошлом уроке? 1.Назовите координаты точек, изображенных на доске. Отметьте еще 3 точки. 2.Где располагаются эти точки? 3.Что такое координатная прямая или координатная ось? 4. Сколько точек соответствует числу на прямой? 5. Сколько чисел соответствует точке на прямой? | Учащиеся отвечают на вопросы. 1.В(-5), С(6), D(-3,5), А(0). Отмечают точки на координатной прямой 2.Точки располагаются на координатной прямой. 3. Прямую, с выбранными на ней началом отсчета, единичны отрезком и направлением называют координатной прямой. 4.Числу на координатной прямой соответствует одна точка. 5. Точке на координатной прямой соответствует одно число. |
3. | Целеполагание и мотивация Задача: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. АНАЛИЗ | Что объединяет шахматную доску, игру «Морской бой» и географическую карту? Чем определяется место точки на координатной прямой Постановка проблемы: как определить положение точки, не лежащей на координатной прямой? У нас возникла проблема, которую необходимо решить. Попробуйте, сформулировать ее. Что можно использовать в виде подсказки для решения этой проблемы? Как определите положение пешки на шахматной доске, по каким двум показателям можно найти свое место в театре? Сколько чисел или букв и чисел нам понадобилось для определения положения заданных объектов? Ряд и место в театре будут являться координатами. Значит, место в театре можно определить двумя координатами. Действительно, для определения положения точки на плоскости необходимо знать две координаты. Какова же цель нашего урока? | На них мы можем найти местоположение предметов Определяется числом (координатой) Как определить положение точки вне координатной прямой? шахматную доску, игру и географическую карту Свое место в театре можно найти по ряду и месту и т.д. 2 Цель урока: определение координат точки на плоскости. Задачи: ввести понятие координатной плоскости, ввести понятие координат на плоскости, научиться определять координаты точки на плоскости и строить точку по заданным координатам |
4. | Усвоение новых знаний и способов усвоения Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы. ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗ | Учитель, совместно с детьми, сообщает тему "Декартова система координат на плоскости" Необходима сетка, но этого недостаточно. Географические координаты определялись относительно экватора и начального меридиана. Для этой цели на плоскости проводят две взаимно перпендикулярные прямые Х и Y, от которых будет вестись отсчет. На каждой оси выбирается единичный отрезок. Точку пересечения перпендикулярных прямых обозначают О (0;0) – начальная точка систем координат Координатная плоскость. Система координат на плоскости - это две взаимно перпендикулярные прямые (оси) с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлениями – положительным и отрицательным. Обозначаются оси: Горизонтальную - ось ОХ (или ось абсцисс) Вертикальную - ось ОУ (или ось ординат) Такая система координат на плоскости была предложена французским ученым, философом и математиком Рене Декартом. Она носит название Декартовой системы координат или координатной плоскости. Ребята, какую учебную задачу мы уже достигли? Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел АБСЦИССА (х) и ОРДИНАТА (у), которые называются координатами точки А. Записывают точка А (х;у). И наоборот, каждой паре чисел на координатной плоскости соответствует единственная точка, координатами которой они являются. Рассмотрим примеры на рис. 118 стр 214, проговаривая алгоритм нахождения Рассмотрите рис 199, 120 стр 214 и сформулируйте ответ на вопросы: - что такое координатная четверть, их характеристики; - особенность точек, лежащих на осях координат. | Записывают число, тему урока в тетрадь. Через любую точку на поверхности Земли можно провести меридиан и параллель, т.е определить широту и долготу – значит определить географические координаты этой точки на карте. Нет. Возникает вопрос «Где» Чертят в тетради. Учащиеся слушают учителя Записывают в тетради Дали определение координатной плоскости. Проговаривают координаты точек и алгоритм: чтобы определить координаты точки на плоскости, нужно опустить перпендикуляры из этой точки на оси координат, и на каждой оси найти соответствующее число Работают с учебником, по рис 119 и 120 находят ответы на поставленные вопросы. |
5. | Первичное закрепление Задача: установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу ПРИМЕНЕНИЕ | Назовите координаты точек, отмеченных на координатной плоскости – работа с учебником № 1062, рис 122 Ребята, что сейчас мы с вами делали? Какую учебную задачу выполнили? А теперь выполним № 1063, проговаривая алгоритм построения: Чтобы построить точку по заданным координатам нужно: | Учащиеся фронтально называют координаты точек. Сейчас мы определили координаты точек, выполнили вторую учебную задачу. Работают в тетради Учащиеся строят в тетрадях, по одному выходят к доске и строят точки. Ответ - отметить первое число на оси ОХ, второе на оси ОУ, провести через точки прямые, перпендикулярные осям координат. Точка пересечения прямых и будет искомой точкой. На практике, обычно, сначала «шагают» вправо или влево, в зависимости от знака координаты х, а затем «поднимаются» или «опускаются» вдоль оси у. Cейчас мы научились строить точку на координатной плоскости по заданным координатам. |
6. | Физкультпауза | Устали? Давайте немного отдохнем. ( различные задания-примеры) | Учащиеся встают и выполняют определенные упражнения. |
7. | Организация первичного контроля Задача: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков ПРИМЕНЕНИЕ | Точки нужно строить в той же последовательности, в которой они у вас написаны, и соединить их. На выполнение 7 минут. А теперь проверим себя. Сравните результат со своим У Вас должно получиться слово «НЕТ». Если вы все выполнили верно, то поставьте себе отметку 5, если допустили 1-2 ошибки поставьте 4, если 3-4 ошибки поставьте 3, отрицательные оценки мы сегодня с вами ставить не будем. Кто выполнил работу на «отлично»? Замечательно, вы хорошо усвоили новый материал. | Ребята выполняют самостоятельную работу, в случае затруднения обращаются к помощи партнера по парте или учителя. Дети проверяют правильность выполнения задания, оценивают себя. Поднимают руки |
8. | Информация о домашнем задании Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания СИНТЕЗ | Прочитать параграф 45, | Записывают задание в дневники. |
9 | Подведение итогов урока Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что изучили сегодня на уроке? Как определять координаты точки на плоскости и строить точку по заданным координатам? Что такое координатная плоскость? Оценивает и комментирует работу учащихся на уроке. | Отвечают на вопросы |
10 | Рефлексия Задача: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе). ОЦЕНИВАНИЕ | Справились ли Вы с задачами урока? Оцените значимость применения прямоугольной системы координат в будущем. Оцените свою работу на уроке, используя схему: смог я знаю запомнил Оцените свою деятельность на уроке, используя один из символов: У- не было ошибок, С - были ошибки, Л - не смог выполнить ни одного задания. | Ответы учащихся |