Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Декартова система координат на плоскости"»
Тема урока: Декартова система координат на плоскости.
Ход урока.
Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Учитель:Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой?
Учитель:Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой?
Выслушать ответы.
Учитель:Давайте разработаем стратегию, как нам поразить 4х палубный корабль.
Высказывают свои мнения, комментируют высказывания одноклассников.
Ответ: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6)
Учитель:Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.
На доске записать: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6)
Показать пересечение линий.
Учитель:А в кино любите ходить?
Учитель:Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету?
Выслушать ответы. Варианты ответов: Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место.
Учитель:Ребята, что общего между игрой морской бой и поиском своего места в кинотеатре?
Ваши версии.
Дети высказывают свои предположения.
- Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.
Учитель:Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта.
Учитель:Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего?
Дети высказывают свои предположения.
Варианты ответов: Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail.
Учитель:Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
Учитель:Скажите, слово «координата» вы слышали только на математике?
Выслушать ответы.
Варианты ответов: Аналогичная система координат используется и в шахматах. Такого рода «клеточные координаты» обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты.
Учитель:Итак, для того, чтобы определить положение какого-либо объекта на плоскости необходимо знать его…..
Выслушать ответы. (Координаты)
Учитель:А точка – является объектом?
Выслушать ответы. (Да)
Учитель:А сможете ли вы определить координаты точки на плоскости?
Выслушать ответы.
Учитель:Значит, сегодня на уроке мы с вами будем определять координаты точки на плоскости. На сколько, вы правы в своих предположениях, мы с вами узнаем в конце урока.
Учитель: Прошу вас открыть тетради записать классная работа и число.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Учитель:Постройте две перпендикулярные прямые.
- Под каким углом они пересекаются?
Выслушать ответы. (90 градусов)
Учитель:Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О - эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0. Горизонтальную прямую обозначим - Х. Вертикальную – У.
Учитель:Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой?
Выслушать ответы. (Положительное).
Учитель:Возьмем за единичный отрезок одну клетку! Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ох и оу на плоскости!Учитель:Кто может сказать: «Какая тема нашего сегодня урока?»
Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ – ДЕКАРТОВА СИСТЕМА КООРДИНАТ НА ПЛОСКОСТИ)
Учитель:Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?
Варианты ответов: Узнать, что такое координатная плоскость; научиться определять координаты точки; научиться отмечать точку по её координатам на координатной плоскости.
Восприятие и первичное осознание нового материала.
Учитель:Прошу вас открыть учебник на странице 213, пункт 5.9, найдите в тексте параграфа, как называются данные прямые?
Выслушать ответы. (Система координат на плоскости)
Учитель:Как называют точку О?
Выслушать ответы. (Начало отсчета)
Учитель:А плоскость, на которой выбрана система координат?
Выслушать ответы. (КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ)
Учитель:Сами координатные прямые называют осями координат.
Учитель:Положение точки на координатной прямой определяется – координатой! Вернемся с вами к началу урока. Какое количество значений определяло координату корабля?
Выслушать ответы. (Два).
Учитель:Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре?
Выслушать ответы. (Двумя)
Показать на доску. Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси.
Учитель:Тогда положение точки на плоскости будет определять …..
Выслушать ответы. (Два числа)
Учитель:Какие числа находятся правее нуля?
Выслушать ответы. (Положительные)
Учитель:Какие числа находятся левее нуля?
Выслушать ответы. (Отрицательные)
Учитель:Какие числа находятся выше нуля?
Выслушать ответы. (Положительные)
Учитель:Какие числа находятся ниже нуля?
Выслушать ответы. (Отрицательные)
Учитель:А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми?
Выслушать ответы. (Четыре)
Учитель:На 4 части, которые называются координатные четверти.
Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +).
Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +).
Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -).
Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -).
Учитель:Посмотрим, как определяется положение данной точки на координатной плоскости.
Вам нужно двигаться по горизонтальной оси ох, в нашем случае на 4 единицы вправо.
Координата х = +4.
Вы должны двигаться по вертикальной оси у вверх, в нашем случае на 6 единиц.
Координата у = +6.
Дана точка А(4; 6).
Учитель:Откройте страницу 214 учебника.
Учитель:Как называются эти числа?
Выслушать ответы. ( Координаты точки)
Учитель:Как называется первое число? Выслушать ответы. (Абсцисса)
Учитель:Как называется второе число? Выслушать ответы. (Ордината)
Учитель:Подчеркните карандашом в учебнике названия координат.
Учитель: Координатную прямую ох – называют осью абсцисс, а координатную прямую оу – осью ординат.