kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема Прямоугольные координаты на плоскости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним их главных методов творческой деятельности является метод проблемного обучения. Урок по теме «Прямоугольные координаты на плоскости» построен на создании и решении проблемных ситуаций. Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, творческих способностей и потребности к исследованию.

Сценарий урока

Тема: «Прямоугольные координаты на плоскости»

Предмет: математика

Класс: 6

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: способствовать развитию творческих  и исследовательских умений учащихся, через решение проблемных ситуаций  на уроке при изучении темы «Прямоугольные координаты на плоскости».

Задачи:

1)? познакомить с понятием  координатная плоскость и ее элементами; научить определять координаты точек на плоскости; в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости; показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях;

      2)? способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и воображения;

      3)? воспитывать потребность в исследовательской деятельности, желание активно участвовать в поиске истины;

      4) ? воспитывать коммуникативные умения учащихся на уроке.

Формы работы на уроке: фронтальная; в парах; индивидуальная

Оборудование. Учебник. Математика. 6 класс, Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, карточки с заданием.

Ход урока

                                   1.Организационный момент (1 минута)

Урок начинается с приветствия учителя. Проверяется  наличие всех нужных инструментов и учебных пособий для урока.

   Учитель произносит эпиграф (Слайд №1)

«Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»

Древняя китайская мудрость 

2. Актуализация знаний (10 минуты)

Учитель демонстрирует слайд №2 и задает вопросы учащимся.

Что изображено на слайде? (Координатная прямая)

Что можно найти с помощью координатной прямой? (Координаты точки)

Что указывает координата точек на координатной прямой? (Место точки на  координатной прямой)

Назовите координаты точек Е, М, В.

Как найти координаты точек В и М?  (Двигаемся в право или влево по координатной прямой от начало отсчета).

Создание проблемной ситуации.

Учащимся предлагается новое задание по готовому чертежу и демонстрируется слайд №3.

Определите координаты точек К, С, А.

Учащиеся предлагают различные варианты ответов и приходят к выводу, что различные точки имеют одинаковую координату, хотя находятся в различных местах на плоскости.

Учитель задает вопрос, побуждающий к осознанию проблемной ситуации. По вашему мнению, удалось выполнить задание?

Делают вывод, что нельзя определить координаты данных точек с помощью координатной прямой, так как по ней можно двигаться только вправо или влево.

Учитель предлагает найти пути решения данной проблемы. Учащиеся работают в парах. (2 минуты на обсуждение проблемы)

После обсуждения, обучающие выдвигают свои гипотезы, как определить координаты данных точек. Приходят к выводу, что в плоскости можно двигаться как вправо и влево, так верх и вниз.

3.Изложение нового материала  (15 минут)

 

Обоснование найденного решения с научной точки зрения требует расширение знаний по математике.

Открываем тетради и записываем тему урока «Прямоугольные координаты на плоскости» (Слайд №4). Учащиеся формулируют цели урока. (Слайд № 5)

Учитель показывает, что в плоскости нужно провести еще одну координатную прямую перпендикулярно данной прямой, которая указывает движение верх и вниз. (Слайд №6)

Учащиеся делают вывод, что для определения координаты точки на плоскости нужны две координатные прямые.

Самостоятельная работа с текстом учебника (работа в парах).

Задание: прочитать абзац текста учебника на странице 232. Вписать в прямоугольники названия объектов указанных стрелками. (3 минуты)

Проверка задания с помощью слайда №7.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Определение положения точек на координатной плоскости. (Слайд № 8)

Учитель с помощью слайда объясняет, как определить положение точки на координатной плоскости. Для этого нужно через точку С провести две прямые параллельные соответственно осям абсцисс и ординат.

Учитель. Существует ли другой способ определения положения точки на координатной прямой?  

Учащиеся работают в парах, обсуждают и выдвигают свои предположения. Правильность рассуждений проверяется с помощью слайда №9

Задание. Определите координаты отмеченных точек на координатной плоскости (Слайды №810 № 11). Учащиеся самостоятельно в тетрадях записывают координаты точек. Затем с помощью слайда провести проверку самостоятельно выполненной работы.

Учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос, где им приходилось встречаться с понятием координатная плоскость в жизни:

 ( Слайд №12) при посещении кинотеатра

                (Слайд №13) во время игры в «Морской бой»

                (Слайд №14) во время игры в шахматы

 (Слайд №15) при работе с географическими картами.

Закрепление  изученного материала (15 минут)

Учащиеся предлагается самостоятельно заполнить таблицу (карточки) и называть фамилию математика Декарта. (Слайд №16)

Учитель поясняет, что описанная система координат называется декартовой системой координат по имени  великого французского математика Декарта. (Слайд №17)

Выступление ученика с краткой биографией Рене Декарта.  (Учащимся, на предыдущем уроке было дано задание, подготовить краткое выступление о биографии Декарта)

Учащиеся самостоятельно решают № 1051 из учебника с последующей проверкой (Слайд №18)

Творческая самостоятельная работ

Карточки с заданием. Построить фигуру по заданным точкам А(2;4), В(-1;4), С(-1;2), Д(2;2), Е(2;0), К(2:-2), М(-1;-2) и последовательно соединить заданные точки и отрезками на координатной плоскости. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке. Проверяется с помощью слайда №19.

Рефлексия  (3 минуты)

Урок подошел к концу. Учитель просит учащихся  ответить на вопросы. (Слайд №20)

С помощью сигнальных карточек оценить свою работу на уроке (зеленый – хорошо, желтый -  удовлетворительно).Домашнее задание (1 минута) Слайд №21

№ 1049, 1053

Рабочая тетрадь № 54 (построение фигурки животного с помощью координат)

                                       Приложения

Карточки с заданием. Построить фигуру по заданным точкам А(2;4), В(-1;4 ), С(-1;2), Д(2;2), Е(2;0), К(2:-2), М(-1;-2) и последовательно соединить заданные точки и отрезками на координатной плоскости. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.

Сайт:   http://www.fizkult-ura.ru

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема Прямоугольные координаты на плоскости »

Одним их главных методов творческой деятельности является метод проблемного обучения. Урок по теме «Прямоугольные координаты на плоскости» построен на создании и решении проблемных ситуаций. Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, творческих способностей и потребности к исследованию.

Сценарий урока

Тема: «Прямоугольные координаты на плоскости»

Предмет: математика

Класс: 6

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: способствовать развитию творческих и исследовательских умений учащихся, через решение проблемных ситуаций на уроке при изучении темы «Прямоугольные координаты на плоскости».


Задачи:

1)​ познакомить с понятием координатная плоскость и ее элементами; научить определять координаты точек на плоскости; в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости; показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях;

2)​ способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и воображения;

  3)​ воспитывать потребность в исследовательской деятельности, желание активно участвовать в поиске истины;

4) ​ воспитывать коммуникативные умения учащихся на уроке.

Формы работы на уроке: фронтальная; в парах; индивидуальная

Оборудование. Учебник. Математика. 6 класс, Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, карточки с заданием.





Ход урока

1.Организационный момент (1 минута)


Урок начинается с приветствия учителя. Проверяется наличие всех нужных инструментов и учебных пособий для урока.

Учитель произносит эпиграф (Слайд №1)

«Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»

Древняя китайская мудрость

2. Актуализация знаний (10 минуты)

Учитель демонстрирует слайд №2 и задает вопросы учащимся.

Что изображено на слайде? (Координатная прямая)

Что можно найти с помощью координатной прямой? (Координаты точки)

Что указывает координата точек на координатной прямой? (Место точки на координатной прямой)

Назовите координаты точек Е, М, В.

Как найти координаты точек В и М? (Двигаемся в право или влево по координатной прямой от начало отсчета).

Создание проблемной ситуации.

Учащимся предлагается новое задание по готовому чертежу и демонстрируется слайд №3.

Определите координаты точек К, С, А.

Учащиеся предлагают различные варианты ответов и приходят к выводу, что различные точки имеют одинаковую координату, хотя находятся в различных местах на плоскости.

Учитель задает вопрос, побуждающий к осознанию проблемной ситуации. По вашему мнению, удалось выполнить задание?

Делают вывод, что нельзя определить координаты данных точек с помощью координатной прямой, так как по ней можно двигаться только вправо или влево.

Учитель предлагает найти пути решения данной проблемы. Учащиеся работают в парах. (2 минуты на обсуждение проблемы)

После обсуждения, обучающие выдвигают свои гипотезы, как определить координаты данных точек. Приходят к выводу, что в плоскости можно двигаться как вправо и влево, так верх и вниз.

3.Изложение нового материала (15 минут)


Обоснование найденного решения с научной точки зрения требует расширение знаний по математике.

Открываем тетради и записываем тему урока «Прямоугольные координаты на плоскости» (Слайд №4). Учащиеся формулируют цели урока. (Слайд № 5)

Учитель показывает, что в плоскости нужно провести еще одну координатную прямую перпендикулярно данной прямой, которая указывает движение верх и вниз. (Слайд №6)

Учащиеся делают вывод, что для определения координаты точки на плоскости нужны две координатные прямые.

Самостоятельная работа с текстом учебника (работа в парах).

Задание: прочитать абзац текста учебника на странице 232. Вписать в прямоугольники названия объектов указанных стрелками. (3 минуты)

Проверка задания с помощью слайда №7.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Определение положения точек на координатной плоскости. (Слайд № 8)

Учитель с помощью слайда объясняет, как определить положение точки на координатной плоскости. Для этого нужно через точку С провести две прямые параллельные соответственно осям абсцисс и ординат.

Учитель. Существует ли другой способ определения положения точки на координатной прямой?

Учащиеся работают в парах, обсуждают и выдвигают свои предположения. Правильность рассуждений проверяется с помощью слайда №9

Задание. Определите координаты отмеченных точек на координатной плоскости (Слайды №810 № 11). Учащиеся самостоятельно в тетрадях записывают координаты точек. Затем с помощью слайда провести проверку самостоятельно выполненной работы.



Учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос, где им приходилось встречаться с понятием координатная плоскость в жизни:

( Слайд №12) при посещении кинотеатра

(Слайд №13) во время игры в «Морской бой»

(Слайд №14) во время игры в шахматы

(Слайд №15) при работе с географическими картами.

Закрепление  изученного материала (15 минут)

Учащиеся предлагается самостоятельно заполнить таблицу (карточки) и называть фамилию математика Декарта. (Слайд №16)

Учитель поясняет, что описанная система координат называется декартовой системой координат по имени великого французского математика Декарта. (Слайд №17)

Выступление ученика с краткой биографией Рене Декарта. (Учащимся, на предыдущем уроке было дано задание, подготовить краткое выступление о биографии Декарта)

Учащиеся самостоятельно решают № 1051 из учебника с последующей проверкой (Слайд №18)

Творческая самостоятельная работ

Карточки с заданием. Построить фигуру по заданным точкам А(2;4), В(-1;4), С(-1;2), Д(2;2), Е(2;0), К(2:-2), М(-1;-2) и последовательно соединить заданные точки и отрезками на координатной плоскости. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке. Проверяется с помощью слайда №19.



Рефлексия (3 минуты)

Урок подошел к концу. Учитель просит учащихся ответить на вопросы. (Слайд №20)



С помощью сигнальных карточек оценить свою работу на уроке (зеленый – хорошо, желтый - удовлетворительно).


Домашнее задание (1 минута) Слайд №21

№ 1049, 1053

Рабочая тетрадь № 54 (построение фигурки животного с помощью координат)


Приложения

Карточки с заданием. Построить фигуру по заданным точкам А(2;4), В(-1;4 ), С(-1;2), Д(2;2), Е(2;0), К(2:-2), М(-1;-2) и последовательно соединить заданные точки и отрезками на координатной плоскости. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.



Сайт: http://www.fizkult-ura.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Тема Прямоугольные координаты на плоскости

Автор: Дягилева Людмила Всеволодовна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока по теме: «Прямоугольная система координат. Координаты середины отрезка»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_tiemie_priamoughol_naia_sistiema_koordinat_koordinaty_sierie"
    ["file_id"] => string(6) "422782"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498048366"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Методические Рекомендации на тему "Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-na-tiemu-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "152179"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420812641"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок по теме Координатная плоскость и презентация "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-tiemie-koordinatnaia-ploskost-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "223913"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438247861"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Метод координат "
    ["seo_title"] => string(16) "mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "100629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402387374"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Координатная плоскость. "
    ["seo_title"] => string(24) "koordinatnaia-ploskost-1"
    ["file_id"] => string(6) "104908"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402769025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства