Одним их главных методов творческой деятельности является метод проблемного обучения. Урок по теме «Прямоугольные координаты на плоскости» построен на создании и решении проблемных ситуаций. Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, творческих способностей и потребности к исследованию.
Сценарий урока
Тема: «Прямоугольные координаты на плоскости»
Предмет: математика
Класс: 6
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель урока: способствовать развитию творческих и исследовательских умений учащихся, через решение проблемных ситуаций на уроке при изучении темы «Прямоугольные координаты на плоскости».
Задачи:
1)? познакомить с понятием координатная плоскость и ее элементами; научить определять координаты точек на плоскости; в игровой форме закрепить принцип построения точек на координатной плоскости; показать на примерах использование понятия координатная плоскость в других областях;
2)? способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и воображения;
3)? воспитывать потребность в исследовательской деятельности, желание активно участвовать в поиске истины;
4) ? воспитывать коммуникативные умения учащихся на уроке.
Формы работы на уроке: фронтальная; в парах; индивидуальная
Оборудование. Учебник. Математика. 6 класс, Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация учителя, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, карточки с заданием.
Ход урока
1.Организационный момент (1 минута)
Урок начинается с приветствия учителя. Проверяется наличие всех нужных инструментов и учебных пособий для урока.
Учитель произносит эпиграф (Слайд №1)
«Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»
Древняя китайская мудрость
2. Актуализация знаний (10 минуты)
Учитель демонстрирует слайд №2 и задает вопросы учащимся.
Что изображено на слайде? (Координатная прямая)
Что можно найти с помощью координатной прямой? (Координаты точки)
Что указывает координата точек на координатной прямой? (Место точки на координатной прямой)
Назовите координаты точек Е, М, В.
Как найти координаты точек В и М? (Двигаемся в право или влево по координатной прямой от начало отсчета).
Создание проблемной ситуации.
Учащимся предлагается новое задание по готовому чертежу и демонстрируется слайд №3.
Определите координаты точек К, С, А.
Учащиеся предлагают различные варианты ответов и приходят к выводу, что различные точки имеют одинаковую координату, хотя находятся в различных местах на плоскости.
Учитель задает вопрос, побуждающий к осознанию проблемной ситуации. По вашему мнению, удалось выполнить задание?
Делают вывод, что нельзя определить координаты данных точек с помощью координатной прямой, так как по ней можно двигаться только вправо или влево.
Учитель предлагает найти пути решения данной проблемы. Учащиеся работают в парах. (2 минуты на обсуждение проблемы)
После обсуждения, обучающие выдвигают свои гипотезы, как определить координаты данных точек. Приходят к выводу, что в плоскости можно двигаться как вправо и влево, так верх и вниз.
3.Изложение нового материала (15 минут)
Обоснование найденного решения с научной точки зрения требует расширение знаний по математике.
Открываем тетради и записываем тему урока «Прямоугольные координаты на плоскости» (Слайд №4). Учащиеся формулируют цели урока. (Слайд № 5)
Учитель показывает, что в плоскости нужно провести еще одну координатную прямую перпендикулярно данной прямой, которая указывает движение верх и вниз. (Слайд №6)
Учащиеся делают вывод, что для определения координаты точки на плоскости нужны две координатные прямые.
Самостоятельная работа с текстом учебника (работа в парах).
Задание: прочитать абзац текста учебника на странице 232. Вписать в прямоугольники названия объектов указанных стрелками. (3 минуты)
Проверка задания с помощью слайда №7.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Определение положения точек на координатной плоскости. (Слайд № 8)
Учитель с помощью слайда объясняет, как определить положение точки на координатной плоскости. Для этого нужно через точку С провести две прямые параллельные соответственно осям абсцисс и ординат.
Учитель. Существует ли другой способ определения положения точки на координатной прямой?
Учащиеся работают в парах, обсуждают и выдвигают свои предположения. Правильность рассуждений проверяется с помощью слайда №9
Задание. Определите координаты отмеченных точек на координатной плоскости (Слайды №810 № 11). Учащиеся самостоятельно в тетрадях записывают координаты точек. Затем с помощью слайда провести проверку самостоятельно выполненной работы.
Учащимся предлагается подумать и ответить на вопрос, где им приходилось встречаться с понятием координатная плоскость в жизни:
( Слайд №12) при посещении кинотеатра
(Слайд №13) во время игры в «Морской бой»
(Слайд №14) во время игры в шахматы
(Слайд №15) при работе с географическими картами.
Закрепление изученного материала (15 минут)
Учащиеся предлагается самостоятельно заполнить таблицу (карточки) и называть фамилию математика Декарта. (Слайд №16)
Учитель поясняет, что описанная система координат называется декартовой системой координат по имени великого французского математика Декарта. (Слайд №17)
Выступление ученика с краткой биографией Рене Декарта. (Учащимся, на предыдущем уроке было дано задание, подготовить краткое выступление о биографии Декарта)
Учащиеся самостоятельно решают № 1051 из учебника с последующей проверкой (Слайд №18)
Творческая самостоятельная работ
Карточки с заданием. Построить фигуру по заданным точкам А(2;4), В(-1;4), С(-1;2), Д(2;2), Е(2;0), К(2:-2), М(-1;-2) и последовательно соединить заданные точки и отрезками на координатной плоскости. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке. Проверяется с помощью слайда №19.
Рефлексия (3 минуты)
Урок подошел к концу. Учитель просит учащихся ответить на вопросы. (Слайд №20)
С помощью сигнальных карточек оценить свою работу на уроке (зеленый – хорошо, желтый - удовлетворительно).Домашнее задание (1 минута) Слайд №21
№ 1049, 1053
Рабочая тетрадь № 54 (построение фигурки животного с помощью координат)
Приложения
Карточки с заданием. Построить фигуру по заданным точкам А(2;4), В(-1;4 ), С(-1;2), Д(2;2), Е(2;0), К(2:-2), М(-1;-2) и последовательно соединить заданные точки и отрезками на координатной плоскости. По завершению этой работы учащиеся определяют, что получилось на рисунке.
Сайт: http://www.fizkult-ura.ru