Учебный проект по математике "Координаты и координатная плоскость"
Учебный проект по математике "Координаты и координатная плоскость"
1. Аннотация.
Для изучения темы “Координаты и координатная плоскость” в 6 классе по тематическому планированию отводится 6-7 часов. Для лучшего усвоения материала применяется образовательная технология “Метод проектов”. Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Ученики уже познакомились с положительными и отрицательными числами, с правилами выполнения действий в числовых выражениях, с координатной прямой и перпендикулярными прямыми. А где ещё можно применить эти знания? Необходимо указать на логическую связь между предыдущими и последующими темами. На вопрос “Как и где мы пользуемся листом в клетку?” кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру “Морской бой”. Проведя турнир по “Морскому бою” или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. Для определения положения объекта на земной поверхности(глобус, карты) надо знать долготу и широту. Дети уже изучили эту тему по географии и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий. Далее можно задать вопрос: почему на уроке русского языка пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики- тетрадью в клетку? Очевидно, для удобства. На листе в клетку, который является моделью плоскости, уже нанесены перпендикулярные прямые, делящие плоскость на одинаковые квадраты. Так учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат. От “Морского боя” переходим к игре “Меткий стрелок”, [2] последовательно заменяя буквенную координату числовой, а конечное поле- бесконечным. На интерактивной доске или на слайде презентации заранее расставлены точки- самолеты, танки, подводные лодки - условный противник. Класс делится на 3 группы-команды. Наводчик показывает на точку. По очереди стрелки называют её координаты. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ. Побеждает та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки. Игровые моменты в учебном проекте являются наиболее привлекательной формой деятельности для детей. Реализация игровых приемов стимулирует учащихся к математической деятельности. В ходе этой игры у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и все выполняют работу, некоторые успевают выполнить несколько и более сложные. “Конкурс художников”- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. На этапе защиты проекта ученики демонстрируют знания, умения и навыки по данной теме при выполнении коллективной работы “Карта звездного неба”. Индивидуальное выполнение заданий по карточкам - последовательно соединить точки-звезды, получить рисунок-созвездие и дать информацию, связанную с происхождением их названий. Затем все листы с рисунками скрепляются по схеме на доске.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
2. Паспорт проекта.
Название проекта: Координаты и координатная плоскость.
Тема проекта: Положительные и отрицательные числа.
Цель: осуществление информационно-поисковой деятельности, актуализация знаний.
Игра “Морской бой” - 2, 3 тур.
Историческая справка “Рене Декарт и декартова система координат”, “Астроном Клавдий Птоломей”
Игра “Меткий стрелок” (роли - наводчики и стрелки, поражение цели на интерактивной доске). Практическая работа “Зоопарк” (нарисовать животных на плоскости по заданным координатам по выбору).
“Конкурс художников” (придумать и построить фигуры на плоскости, записать координаты точек, правильно оформить работу).
19.11
20.11
22.11
23.11
24.11
Историки
Теоретики
Практики
Художники
Стрелки
наводчики
4. Аналитический.
Цель: провести рефлексию, контрольно-коррекционную деятельность.
Анализ информации, оформление проекта, изготовление продукта проектной деятельности.
26.11
Оформители
Аналитики
5. Защита проекта.
Отчет, презентация, коллективная работа “Карта звездного неба”.
Демонстрация продуктов проекта:
Компьютерная презентация,
стенд “РЕНЕ ДЕКАРТ”, рисунки на клетчатой бумаге, закладки – памятки “Умелые руки”, красивые задания на координатной плоскости.
Фотографирование
3.12
Астрономы
Исследователи
Конструкторы
Дизайнеры
6. Заключительный.
Самооценка, внешняя оценка, подведение итогов, выдвижение и прогнозирование новых проблем.
4.12
Учитель
Критики
4. Результаты и выводы.
Игра “Морской бой”: в 1 туре участвовало 20 учеников - 10 пар.
Во 2 туре играли 8 человек-4 пары(2 отсутствовали по болезни):
3 тур-финал: играли победители 2 тура, набрали по 15 баллов. Судьи вынесли решение - ничья.
Победители получили оценку “пять”, а призеры за 2 тур –“четыре” (по желанию).
Практическая работа “Зоопарк” [4,5,6]: коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.
Изготовление закладок-памяток “Правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами”: выполнили 7 человек, результат оценивания по пятибалльной системе.
“Конкурс художников”: выполнили работу 17 человек. Не у всех получаются четкие по силуэту и с четкими координатами рисунки. Есть очень простые работы. Есть ученики, у которых возникает потребность творить самому, придумывать и выполнять сложные рисунки, за ними тянутся и другие. Лучшие работы у 10 уч-ся.
Практическая работа “Карта звездного неба”: [3] индивидуально выполнили работу 14 уч-ся. Лучшие работы отмечены, ошибки откорректированы. Коллективно составили по схеме карту звездного неба. Астрономы подготовили информацию о созвездиях.
Информационный материал “Французский математик Рене Декарт и декартова система координат”, “Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей” с презентацией и оформлением на стенде в классе.
Контрольная и самостоятельная работа.
Коллективный проектный продукт- папка с материалами по теме и диском.
5. Литература.
УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика 6 класс. - М.:Мнемозина,2010.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-96 с.
Практическая работа “Карта звездного неба”//Математика в школе.-2007.-№1
Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.
Рисуем по координатам//Математика. 2000. №46.47. с.12,22.
Красивые задания по теме “Координатная плоскость”// Математика. 1997. №38
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект по математике "Координаты и координатная плоскость" »
Учебный проект по математике "Координаты и координатная плоскость". 6-й класс
1. Аннотация.
Для изучения темы “Координаты и координатная плоскость” в 6 классе по тематическому планированию отводится 6-7 часов. Для лучшего усвоения материала применяется образовательная технология “Метод проектов”. Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Ученики уже познакомились с положительными и отрицательными числами, с правилами выполнения действий в числовых выражениях, с координатной прямой и перпендикулярными прямыми. А где ещё можно применить эти знания? Необходимо указать на логическую связь между предыдущими и последующими темами. На вопрос “Как и где мы пользуемся листом в клетку?” кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру “Морской бой”. Проведя турнир по “Морскому бою” или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. Для определения положения объекта на земной поверхности(глобус, карты) надо знать долготу и широту. Дети уже изучили эту тему по географии и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий. Далее можно задать вопрос: почему на уроке русского языка пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики- тетрадью в клетку? Очевидно, для удобства. На листе в клетку, который является моделью плоскости, уже нанесены перпендикулярные прямые, делящие плоскость на одинаковые квадраты. Так учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат. От “Морского боя” переходим к игре “Меткий стрелок”, [2] последовательно заменяя буквенную координату числовой, а конечное поле- бесконечным. На интерактивной доске или на слайде презентации заранее расставлены точки- самолеты, танки, подводные лодки - условный противник. Класс делится на 3 группы-команды. Наводчик показывает на точку. По очереди стрелки называют её координаты. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ. Побеждает та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки. Игровые моменты в учебном проекте являются наиболее привлекательной формой деятельности для детей. Реализация игровых приемов стимулирует учащихся к математической деятельности. В ходе этой игры у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и все выполняют работу, некоторые успевают выполнить несколько и более сложные. “Конкурс художников”- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. На этапе защиты проекта ученики демонстрируют знания, умения и навыки по данной теме при выполнении коллективной работы “Карта звездного неба”. Индивидуальное выполнение заданий по карточкам - последовательно соединить точки-звезды, получить рисунок-созвездие и дать информацию, связанную с происхождением их названий. Затем все листы с рисунками скрепляются по схеме на доске.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
2. Паспорт проекта.
Название проекта: Координаты и координатная плоскость.
Тема проекта: Положительные и отрицательные числа.
Цель: осуществление информационно-поисковой деятельности, актуализация знаний.
Игра “Морской бой” - 2, 3 тур.
Историческая справка “Рене Декарт и декартова система координат”, “Астроном Клавдий Птоломей”
Игра “Меткий стрелок” (роли - наводчики и стрелки, поражение цели на интерактивной доске). Практическая работа “Зоопарк” (нарисовать животных на плоскости по заданным координатам по выбору).
“Конкурс художников” (придумать и построить фигуры на плоскости, записать координаты точек, правильно оформить работу).
19.11
20.11
22.11
23.11
24.11
Историки
Теоретики
Практики
Художники
Стрелки
наводчики
4. Аналитический.
Цель: провести рефлексию, контрольно-коррекционную деятельность.
Анализ информации, оформление проекта, изготовление продукта проектной деятельности.
26.11
Оформители
Аналитики
5. Защита проекта.
Отчет, презентация, коллективная работа “Карта звездного неба”.
Демонстрация продуктов проекта:
Компьютерная презентация,
стенд “РЕНЕ ДЕКАРТ”, рисунки на клетчатой бумаге, закладки – памятки “Умелые руки”, красивые задания на координатной плоскости.
Фотографирование
3.12
Астрономы
Исследователи
Конструкторы
Дизайнеры
6. Заключительный.
Самооценка, внешняя оценка, подведение итогов, выдвижение и прогнозирование новых проблем.
4.12
Учитель
Критики
4. Результаты и выводы.
Игра “Морской бой”: в 1 туре участвовало 20 учеников - 10 пар.
Во 2 туре играли 8 человек-4 пары(2 отсутствовали по болезни): 3 тур-финал: играли победители 2 тура, набрали по 15 баллов. Судьи вынесли решение - ничья. Победители получили оценку “пять”, а призеры за 2 тур –“четыре” (по желанию).
Практическая работа “Зоопарк” [4,5,6]: коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.
Изготовление закладок-памяток “Правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами”: выполнили 7 человек, результат оценивания по пятибалльной системе.
“Конкурс художников”: выполнили работу 17 человек. Не у всех получаются четкие по силуэту и с четкими координатами рисунки. Есть очень простые работы. Есть ученики, у которых возникает потребность творить самому, придумывать и выполнять сложные рисунки, за ними тянутся и другие. Лучшие работы у 10 уч-ся.
Практическая работа “Карта звездного неба”: [3] индивидуально выполнили работу 14 уч-ся. Лучшие работы отмечены, ошибки откорректированы. Коллективно составили по схеме карту звездного неба. Астрономы подготовили информацию о созвездиях.
Информационный материал “Французский математик Рене Декарт и декартова система координат”, “Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей” с презентацией и оформлением на стенде в классе.
Контрольная и самостоятельная работа.
Коллективный проектный продукт- папка с материалами по теме и диском.
5. Литература.
УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика 6 класс. - М.:Мнемозина,2010.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-96 с.
Практическая работа “Карта звездного неба”//Математика в школе.-2007.-№1
Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.
Рисуем по координатам//Математика. 2000. №46.47. с.12,22.
Красивые задания по теме “Координатная плоскость”// Математика. 1997. №38